Статья

Обеспечение и оптимизация трудовой активности осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания следственных изоляторов

Исследуются проблемы уголовно-исполнительного права, связанные с организацией и обеспечением трудовой деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в российских следственных изоляторах.

УДК 343.8:343.244

Страницы в журнале: 131-136 

 

И.А. ЖИЛКО,

помощник проректора по научной работе Уральской государственной юридической академии irina.zhilko@usla.ru

 

Исследуются проблемы уголовно-исполнительного права, связанные с организацией и обеспечением трудовой деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в российских следственных изоляторах. Дается характеристика степени законодательной регламентации данного института; делаются аргументированные предложения по оптимизации и повышению эффективности труда осужденных, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Ключевые слова: осужденный, труд, наказание в виде лишения свободы, изолятор, кодекс, минимальный размер оплаты труда.

 

Securing and Optimizing Labor Activity Convicted of the Units of Economic Service Remand

 

Zhilko I.

 

The article examines the problems of the penal law relating to the organization and provision of employment of convicts serving a sentence in the form of custodial punishment in Russian investigatory isolation wards. The characteristic of the level of legislative regulation of this institution is proposed. The author makes reasonable suggestions on optimization and improvement of the efficiency of labor of the convicts left in investigatory isolation wards to do household activities.

Keywords: convicted, labor, custodial punishment, isolation ward,  code, minimum payment for labour.

 

Применительно к категории осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания следственных изоляторов трудовая деятельность не относится к структурным компонентам назначенного им вида уголовного наказания, так как они отбывают не исправительные, обязательные или же принудительные работы, а осуждены к лишению свободы и трудятся в СИЗО добровольно, по собственному желанию, что позволяет относить их труд к дополнительным социальным мерам исправительного свойства. Подчеркнем, что идейные основы такой меры подкрепляются ее добровольными началами, которые отличают труд в следственных изоляторах от труда в исправительных колониях, являющегося обязательным: наряду с осужденными, работающими в СИЗО с их согласия в порядке ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее — УИК РФ), заключенные под стражу также на основании ст. 27 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» «по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов», тогда как все осужденные к лишению свободы согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ «обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией» независимо от их желания.

Нельзя не отметить правоту слов С.И. Дементьева, заметившего, что «исправление преступников зависит порой не столько от срока наказания, сколько от того, в каких условиях они отбывали его, какое исправительно-трудовое воздействие было к ним применено»[1]. Одним из таких важных условий, думается, следует признать трудовую активность осужденных в следственных изоляторах, так как пенитенциарная практика демонстрирует, что безделье в местах лишения свободы выступает существенным фактором, воспроизводящим преступное поведение, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье, приводит к появлению трудностей в обеспечении порядка и соблюдения осужденными режимных требований и препятствует успешной ресоциализации после отбытия наказания в виде лишения свободы. Исследователь Р.Г. Миронов справедливо относит нетрудоустроенность контингента к числу основных причин «конфликтных ситуаций, возникающих между персоналом СИЗО и заключенными»[2].

Помимо исправительно-дисциплинирующих аспектов труда в СИЗО, не следует оставлять без внимания необходимость задействования осужденных на хозяйственных работах ввиду затруднений с привлечением к этой деятельности вольнонаемных работников на основании п. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому «выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными». Обусловленная материальными (довольно низкой оплатой труда, отсутствием социальных льгот и т. д.) и организационными (контактами со спецконтингентом,   сложными условиями труда, вероятностью пронесения в места изоляции запрещенных предметов и т. п.)  факторами невозможность замены труда, который осуществляется силами осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания следственных изоляторов и тюрем, на труд вольнонаемного персонала дополнилась и менее значимым детерминантом — исключением из перечня мер взыскания внеочередного дежурства по уборке помещений, ранее широко применявшегося в дисциплинарной практике учреждений уголовно-исполнительной системы.

К числу предпосылок и детерминантов, опосредующих столь высокий уровень трудоустроенности осужденных в следственных изоляторах, относится и сохраняющаяся проблема переполнения следственных изоляторов, которая приводит к увеличению нагрузки на осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания СИЗО и повсеместному выполнению ими сверхурочных работ. Последние зачастую не оплачиваются, тем самым ущемляются трудовые права и гарантии осужденных названной категории. В данной связи мы предлагаем законодательно закрепить повышающий коэффициент, ставящий заработную плату осужденных, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, в зависимость от объема фактически выполненных ими сверхурочных работ.

В соответствии с положениями частей 1—2 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, а размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ). МРОТ с 1 января 2013 года в Свердловской области составляет 5 985 руб. 75 коп. и 6 246 руб. для северных территорий, тогда как среднемесячная заработная плата осужденных к лишению свободы, которые выполняют работы по хозяйственному обслуживанию в СИЗО, в Свердловской области на начало 2013 года составила около 4,5 тыс. руб. в месяц.

Сравнивая данную сумму со средним заработком осужденных в других исправительных учреждениях, мы выявили, что оплата труда осужденных в следственном изоляторе значительно ниже заработной платы осужденных к лишению свободы, работающих на основном производстве в исправительных колониях общего режима, которая составляет примерно 6 тыс. руб. в месяц. В некоторых колониях месячная зарплата осужденных составляет более 10 тыс. руб., в частности, в ИК № 13 ГУФСИН России по Свердловской области плавильщики, шихтовщики и разливщики в настоящее время зарабатывают до 14 тыс. руб. в месяц[3].

Так как осужденные, оставленные в следственных изоляторах с целью выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, по условиям содержания приравнены законодателем к находящимся в колониях общего режима, однако фактически находятся в более сложных и стесненных условиях, полагаем, что следует произвести пересмотр расценок по оплате труда таких осужденных, а также минимальных сумм от начисленной заработной платы, направляемых на их лицевые счета, с целью того, чтобы осужденным из отрядов хозяйственного обслуживания СИЗО выплачивалось денежное вознаграждение не менее 30% от средней заработной платы по региону, а на соответствующие лицевые счета поступала сумма не менее 35% от начисленной им заработной платы (из которой помимо удержаний для удовлетворения требований по обращенным взысканиям также удерживаются суммы на возмещение затрат, связанных с содержанием) вместо 25%, установленных в ч. 3 ст. 107 УИК РФ.

Было бы неправильным полагать, что труд осужденных к лишению свободы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов как специфическая разновидность социально полезного труда лишен в отличие от производственного труда, также осуществляющегося в учреждениях уголовно-исполнительной системы, созидательного (производительного, творческого) компонента.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что осужденные из хозяйственных отрядов активно привлекаются не только к хозяйственно-бытовому труду, эксплуатационно-обслуживающим работам и ремонту (например, штукатурно-малярным работам), но и к строительству и производственной деятельности. В частности, начальник СИЗО № 1 ГУФСИН России по Псковской области М.Б. Васильев в интервью отметил, что ранее представители администрации СИЗО «отправляли осужденных из команды обеспечения на работу, а расчет за этот труд шел бартером для учреждения. У нас и сейчас есть строительная бригада, в ней порядка 20 человек. Они внутри все строят…»[4], а Н. Александрова указала, что в СИЗО № 1 ГУФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике в городе Черкесске «осужденные из отряда хозяйственного обслуживания делают конверты и мешки, реализуют их родственникам содержащихся в изоляторе лиц»[5].

Подобные диверсификация и многогранность труда, не только приводящие к привлечению осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, к производственному труду, выходящему за рамки его целевого назначения, но и часто попирающие важный законодательный принцип, согласно которому задачи исправления и перевоспитания осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда, связаны с тем, что в УИК РФ и других нормативных правовых актах сферы уголовно-исполнительного законодательства не дается определение и не раскрывается содержание одного из центральных в рассматриваемом нами институте понятий — «хозяйственное обслуживание». Последнее позволяет безосновательно расширять объем данной дефиниции: включать в него не только текущий ремонт и строительство каких-либо объектов на территории следственных изоляторов, но и те виды деятельности, которые не имеют к хозяйственному обслуживанию никакого прямого отношения, и создает крайне опасную криминогенную почву для использования администрацией и персоналом СИЗО труда осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания в своих личных, партикулярных целях.

Заметим, что осуществляющееся со стороны осужденных обслуживание как целенаправленный процесс выполнения действий по удовлетворению чьих-либо потребностей и нужд затрагивает в следственных изоляторах не только хозяйственную область, но и бытовую сферу — во многом оно направлено на решение текущих бытовых проблем осужденных и создание необходимых и благоприятных бытовых условий (в частности, к такой работе относится труд уборщиков мусора, парикмахеров, посудомойщиков, работников прачечных, банщиков, фотографов, художников-оформителей и др.), а потому более корректным мы считаем использование в тексте уголовно-исполнительного закона словосочетания не «хозяйственное обслуживание», а «хозяйственно-бытовое обслуживание».

Во избежание случаев смешивания данной формы трудовой активности осужденных к лишению свободы, оставленных в СИЗО, с производственным трудом и обозначенных выше негативных тенденций, а равно в целях ясного и четкого очерчивания круга тех видов деятельности, которые входят в объем этого понятия, предлагаем дополнить ст. 77 УИК РФ примечанием следующего содержания:

«Примечание. Под хозяйственным обслуживанием в статьях настоящего Кодекса понимается оказание осужденными коммунально-бытовых услуг, обслуживание и ремонт санитарно-технических устройств и коммунальных сетей, проведение работ по реконструкции, ремонту и строительству зданий и сооружений на территории учреждений, в которых они отбывают наказание».

По причине того, что данная форма трудовой деятельности осужденных к лишению свободы не нашла своего отражения в перечне способов и мест привлечения осужденных к труду, содержащемся в ч. 1 ст. 103 УИК РФ, также предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 103 УИК РФ и изложить ее в следующей редакции:

«Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, а также к труду по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных».

В этом определении хозяйственного обслуживания учреждений, исполняющих наказание, учтены работы не только по ремонту и реконструкции, но и по строительству, которые, несмотря на их практическую распространенность, возможно, несколько выходят за рамки хозяйственного обслуживания. Однако мы считаем не только уместным, но и необходимым обозначить данный вид деятельности, осуществляемый, согласно предлагаемой формулировке, исключительно на территории СИЗО, в данном определении, так как хозяйственное обслуживание следственных изоляторов имеет своей генеральной целью и стратегической задачей обеспечение бесперебойного и нормального текущего функционирования следственных изоляторов, которое будет исключено либо временно парализовано без наличия и поддержания в пригодном для использования состоянии определенных зданий и сооружений.

В этой сфере деятельности следственных изоляторов скопилось большое количество проблем, которые мы предлагаем решать за счет более широкого привлечения труда осужденных к лишению свободы как труда универсального, полифункционального, эффективного, оптимального и экономичного. В ходе разработки Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)» (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.06.2006 № 839-р) и принятия Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2006 № 540; далее — Федеральная программа) начальник управления капитального строительства ФСИН России Н.В. Лонщаков отмечал: в учреждениях уголовно-исполнительной системы «недостает 6,4 тыс. комнат длительных свиданий, более 19 тыс. мест в общежитиях, 9 тыс. мест в столовых, 1,2 тыс. мест в банях, а также прачечных производительностью более чем 14,4 тыс. кг сухого белья в сутки. В пенитенциарных учреждениях не хватает мощностей очистных сооружений, канализационных сетей и других жизненно важных объектов, что не позволяет в должной мере обеспечить коммунально-бытовые условия содержания подследственных и осужденных»[6].

Сложившуюся ситуацию удачно характеризуют очерки Н. Ивановой: в следственных изоляторах остро требуется «улучшить освещенность, а также естественный воздухообмен в режимных корпусах», хотя денег, по ее словам, не хватает «…и на латание дыр: на аварийные работы, ликвидацию просадки, заделку трещин в многолетних стенах»[7]; а также наблюдения начальника Управления следственных изоляторов и тюрем ФСИН России В.И. Семенюка: «Ремонт следственных изоляторов проводится бессистемно и некачественно… С низким качеством обновляются комнаты для ожидания, приема граждан и проведения свиданий, банные и прачечные комплексы, пищеблоки, сборные отделения»[8]. «...Сплошь и рядом мы видим грязные, обшарпанные, изъеденные грибком стены с обвалившейся штукатуркой, протекающие крыши, прогнившие полы»[9].

Добавим к этому, что охарактеризованная выше обстановка осложнена не только сохраняющимся дефицитом финансирования следственных изоляторов (например, начиная с 2003 года в СИЗО отбывают с их согласия лишение свободы осужденные на срок не свыше шести месяцев, однако Федеральная программа не предусматривает выделения следственным изоляторам средств на обеспечение и совершенствование исполнения краткосрочного лишения свободы), но и необходимостью соблюдения Россией требования п. 4 Рекомендации Rec (2006) 2 Комитета министров государствам — членам Совета Европы, касающейся Европейских пенитенциарных правил от 11 января 2006 года, согласно которому «содержание заключенных в условиях, ущемляющих их права человека, не может быть оправдано недостатком».

Добровольный, оплачиваемый и эффективный труд осужденных, которые были оставлены в следственных изоляторах для хозяйственного обслуживания, следует активнее и легально применять в строительной сфере как решающий одномоментно задачи трудоустройства, исправительного воздействия и задачи обеспечения жизнедеятельности СИЗО, а также превосходящий по параметру соотношения уровня оплаты и качества труд рабочих из специализированных строительных организаций. Последних, на наш взгляд, нужно привлекать к строительству и ремонтным работам на территории СИЗО в факультативном и субсидиарном порядке — в случаях острой необходимости (при выполнении сложных и требующих узкой квалификации работ, при нехватке рабочей силы из состава отрядов хозяйственного обслуживания и т. п.).

Предлагаемые нами рекомендации согласуются с имеющимся иностранным опытом в данной области: в частности, в Швеции немалая часть пенитенциарных заведений была полностью построена руками осужденных, и, по мнению специалистов в инженерно-строительной области, по качеству и срокам выполнения работ эти объекты не уступают уголовно-исполнительным учреждениям, возведенным строительными организациями.

Полагаем, что в перспективе следует создать условия для привлечения к строительству зданий и сооружений на объектах уголовно-исполнительной системы не только осужденных к лишению свободы из отрядов хозяйственного обслуживания, но и других категорий осужденных, в частности, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Это позволит решить вопросы с нехваткой как самих исправительных учреждений, так и различных зданий, корпусов и сооружений на их территории, а также создать недостающие материальные условия жизни содержащихся в местах изоляции от общества и обеспечить соблюдение нового европейского стандарта, согласно которому на каждого заключенного под стражу должно в настоящее время приходиться не менее 7 кв. м жилой площади камеры.

Реализация наших предложений также позволит задействовать на социально значимых и масштабных работах большое число ныне ничем не занятых осужденных к лишению свободы, которые, по меткому выражению П.А. Бондарева, «вынуждены маяться от безделья»[10] и среди которых имеется достаточно большое количество лиц, владеющих разнообразными рабочими и строительными специальностями, а также отбывающих длительные сроки лишения свободы и способных к быстрому профессиональному обучению и переподготовке в условиях изоляции по соответствующим специальностям.

Позитивным следует признать осуществленный законодателем переход от специально-правовой регламентации труда осужденных к лишению свободы к регулированию посредством общегражданского трудового законодательства, за счет которого были устранены некогда имевшиеся ограничения в сфере условий и порядка использования пенитенциарного труда, что повысило его эффективность, юридическую защиту и заинтересованность в нем со стороны осужденных к лишению свободы.

В текущий момент время работы осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, засчитывается в общий трудовой стаж. Период выполнения работы по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора отражается в трудовой книжке; обязанность по учету рабочего времени осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания СИЗО возложена на администрацию следственных изоляторов. Также представители администрации СИЗО перед допуском осужденных к хозяйственным работам должны проводить с ними инструктаж по охране труда и технике безопасности и обеспечить соблюдение правил охраны труда.

С целью усиления трудовых гарантий для осужденных, задействованных в следственных изоляторах на работах по хозяйственному обслуживанию, мы предлагаем на уровне подзаконных ведомственных нормативных правовых актов урегулировать порядок приобретения администрацией СИЗО трудовых книжек для данной категории осужденных, так как зачастую таковые отсутствуют в материалах их личных дел; кроме того, полагаем, что следует закрепить в соответствующих правовых актах правило о том, что всем освобождающимся осужденным из отрядов хозяйственного обслуживания должна выдаваться на руки трудовая характеристика для последующего трудоуст-

ройства по новому месту работы.

Для защиты трудовых прав и законных интересов осужденных, которые были оставлены в СИЗО с целью выполнения хозяйственных работ, также предлагаем не только осуще-

ствлять контроль за фактическими условиями их труда со стороны органов прокуратуры и общественных наблюдательных комиссий, но и предоставить данное правомочие территориальным органам Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации — государственным инспекциям труда. Так как труд осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, согласно тексту

ст. 77 УИК РФ, является добровольным, в отличие от труда, осуществляющегося на основании статей 103 и 106 УИК РФ, мы считаем необходимым закрепление в российском уголовно-исполнительном законодательстве импе-

ративной нормы об обязательном заключении с такими осужденными трудовых договоров, в том числе и коллективных, в порядке, преду-

смотренном Трудовым кодексом Российской Федерации 2001 года.

 

Библиография

1 Дементьев С.И. Лишение свободы как мера уголовного наказания. Текст лекций. — Краснодар, 1977. 66 с.

2 Миронов Р.Г. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности персонала следственных изоляторов и лиц, содержащихся под стражей: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 8.

3 Официальный сайт ГУФСИН России по Свердловской области. URL: http://фсин.рф/territory/Sverdlovsk/

4 Цит. по: Тарабрин А. С опорой на коллектив // Преступление и наказание. 2001. № 6. С. 22—24.

5 Александрова Н. Черкесск: СИЗО вне политики // Преступление и наказание. 2000. № 7. С. 12—17.

6 Лонщаков Н.В. Перспективы приведения условий содержания в следственных изоляторах и исправительных колониях в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. № 5. С. 32—34.

7 Иванова Н. СИЗО в курортной зоне // Преступление и наказание. 2010. № 1. С. 25.

8 Семенюк В.И. Ситуация в следственных изоляторах улучшается, но проблемы остаются // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 3. С. 33.

9 Он же. По порядку в следственных изоляторах судят об УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 3. С. 48.

 

10 Бондарев П.А. Особенности организации и правовой регламентации труда лиц, содержащихся в российских пенитенциарных учреждениях (историко-правовой аспект): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2000. 23 с.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются понятие и содержание права на цифровое самоопределение, а также перспективы его международно-правового регулирования
Добавлено: 06.10.2024
Статья посвящена рассмотрению вопроса о необходимости криминализации деяния, связанного с вовлечением несовершеннолетних в занятие азартными играми, обусловленной наличием общественной опасности данного деяния
Добавлено: 31.08.2024
В статье анализируются нормы Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 «О занятости населения в Российской Федерации». Краткий сравнительный анализ Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»
Добавлено: 31.08.2024
В статье исследуются проблемные вопросы в области нормативно-правового регулирования, предусматривающего изменение вида исправительного учреждения, а также условий отбывания наказания в рамках одного учреждения, влекущих существенное изменение первоначального правового статуса осужденного.
Добавлено: 02.08.2024