Статья

Обзор законодательства Российской Федерации и ряда зарубежных стран в сфере исполнительного производства [1]

Федеральной службой судебных приставов проведен сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и ряда зарубежных стран в сфере исполнительного производства. Цели проведения этого анализа: изучение систем принудительного исполнения и достоинств и недостатков частной и государственной системы принудительного исполнения; выявление различий, особенностей, преимуществ законодательства об исполнительном производстве каждого государства; поиск новых альтернативных решений, способствующих эффективности принудительного исполнения.

Федеральной службой судебных приставов проведен сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и ряда зарубежных стран в сфере исполнительного производства.
Цели проведения этого анализа: изучение систем принудительного исполнения и достоинств и недостатков частной и государственной системы принудительного исполнения; выявление различий, особенностей, преимуществ законодательства об исполнительном производстве каждого государства; поиск новых альтернативных решений, способствующих эффективности принудительного исполнения.

 
Системы органов принудительного исполнения.
Следует отметить, что системы органов принудительного исполнения разных государств носят национальный характер и складываются в каждой стране под влиянием различных факторов.
Выделяются государственная, частная и смешанная системы органов принудительного исполнения.
Государственная система органов принудительного исполнения. В таких странах, как Республика Беларусь, Германия, Дания, Израиль, Россия, США, Финляндия, Швеция, действует государственная система органов принудительного исполнения. Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами.
Как правило, функции по принудительному исполнению возлагаются на должностных лиц, работающих  в  органах судебной власти и являющихся  должностными лицами судебной системы, либо на должностных лиц исполнительной власти, как правило, при органах юстиции.
В России, США, Финляндии органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти.
В Республике Беларусь, Германии, Израиле, Республике Казахстан принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.
Частная система принудительного исполнения характеризуется тем, что судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью имущественную ответственность за результаты своей работы.  Частный судебный пристав получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства. Доступ к профессии регулируется законом и осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частного судебного пристава, процедуры деятельности, размер тарифов и иных выплат, взимаемых в качестве вознаграждения за труд частного судебного пристава.
Государство контролирует работу частного судебного пристава, осуществляет проверки профессиональной деятельности, а также выдает и отзывает лицензии на право деятельности.
В Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Франции, Эстонии судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии.
Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.  
Смешанная система принудительного исполнения используется в таких государствах, как Бельгия, Болгария,  Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия), Казахстан, Канада.
В Бельгии судебный пристав не может действовать свободно. Королевский указ о назначении определяет район, в котором судебный пристав будет осуществлять свою деятельность. Судебному приставу не разрешается иметь более одного офиса, который должен находиться в городе, определенном Министерством юстиции Бельгии.
В Болгарии сложилась смешанная система исполнения судебных актов, в которой действуют как государственные, так и частные судебные исполнители.
В соответствии с законом о частных судебных исполнителях частный судебный  исполнитель является лицом, на которое государством  возложено принудительное исполнение  частных имущественных требований. Вместе с тем закон допускает, что государство может возложить на частных судебных исполнителей исполнение в пользу государства.
Все государственные органы, должностные лица и организации должны оказывать содействие в исполнении частным судебным исполнителем  своих функций.
Институт частных судебных исполнителей Болгарии функционирует довольно эффективно, о чем говорит тот факт, что абсолютное большинство исполнительных документов находятся на исполнении именно у частных судебных исполнителей,  а не у государственных. Этому в первую очередь способствует предоставленный законом широкий круг полномочий частным судебным исполнителям и установленные приемлемые платы (сборы) за их услуги, которые стимулируют частного судебного исполнителя работать эффективнее.
Кроме государственных и частных судебных исполнителей, в Болгарии взыскание осуществляют так называемые публичные исполнители, на которых возложено взимание налоговых задолженностей, штрафов и других взысканий в пользу государства.
Система исполнительного производства в Республике Казахстан находится в составе судебной ветви власти. В Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения, функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей.

Читать полностью...

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024