Реклама
Статья

Образ судебного пристава в средствах массовой информации

Средства массовой информации, определяющие общественную повестку дня, собирают информацию, формируют и распространяют мнения о тех или иных событиях и явлениях, происходящих в обществе.

 

К.П. АНТОШКИНА,

студентка 2-го курса Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Научный руководитель: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, доктор юридических наук, доцент О.К. Биктасов

 

Введение

Средства массовой информации, определяющие общественную повестку дня, собирают информацию, формируют и распространяют мнения о тех или иных событиях и явлениях, происходящих в обществе. Ведущая роль в формировании общественного мнения отражается в определении СМИ как четвертой власти.

Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ. Даже при беглом взгляде на новостные ленты, например, региональных интернет-изданий можем видеть, что власть имущие, политики и чиновники всех рангов нередко рисуются в негативном свете. С достаточной долей критики средства массовой информации относятся к органам управления городского, областного уровня, правоохранительным органам, судебной власти. Например, на новостных интернет-порталах Омска журналисты часто пишут о представителях власти и силовых структур как о некомпетентных, малоэффективных служащих, склонных к проявлению коррупции.

Но повсеместна ли эта тенденция? Существуют ли СМИ, приверженные объективному освещению фактов, событий и деятельности органов власти? Каков образ судебного пристава в модели действительности, конструируемой региональной прессой? На эти и другие вопросы предстоит ответить в данном исследовании.

Проблема создания положительного образа судебного пристава в массовом сознании сегодня является крайне актуальной. Судебные приставы — представители закона. Они принимают присягу, обязуются уважать и защищать права и свободы человека и гражданина на основе Конституции РФ, федеральных законов и ведомственных нормативных актов.

Современное общество требует от государственных структур, в том числе и Федеральной службы судебных приставов, максимальной открытости и гласности. От внимания представителей прессы не ускользают ни удачи, ни промахи в служебной деятельности блюстителей закона. На чем будет «якориться» взгляд читателя — на негативной информации или положительной — в значительной степени зависит от «четвертой власти».

Основные задачи, стоящие перед исследованием:

 — изучение информационного пространства для определения отношения в нем к судебному приставу и ФССП России в целом;

 — анализ публикаций СМИ с точки зрения их влияния на формирование образа судебного пристава-исполнителя;

— обобщение полученных выводов и поаспектный разбор образа судебного пристава.

Метод исследования — контент-анализ, позволяющий провести объективное изучение содержания материалов СМИ.

В качестве источника информации в публичном информационном пространстве были выбраны материалы из различного рода интернет- и печатных СМИ, вещающих на территории Омска и Омской области, а также федеральных изданий, периодически освещающих деятельность Управления ФССП России по Омской области

1. Понятие образа, его компоненты и средства выражения в текстах СМИ

1.1. Образ и имидж, формируемые СМИ. Прежде чем приступить к анализу публикаций в СМИ, необходимо определиться с понятийным аппаратом. Пожалуй, стоит начать со значения самого термина «средства массовой информации».  Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» дает следующее определение: СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Не заостряя внимания на определении явления, с которым мы сталкиваемся ежедневно и повсеместно, приступим к рассмотрению таких терминов, как «образ» и синонимичный ему «имидж», вошедшие в обиход из области деятельности, смежной с журналистикой, — связей с общественностью (PR).

Уолтер Липман, американский писатель, автор оригинальной концепции общественного мнения, определяет понятие «образ» как вид, облик; живое, наглядное представление о ком/чем-либо; тип, характер[1]. Он же приводит толкование понятию «стереотип»: это схематическое, оформленное в стандарт восприятие социального или культурного явления, обладающее большой устойчивостью. Основное свойство стереотипов заключается в том, что они влияют на принятие решения, скрывая логику процесса от внешнего наблюдателя. Стереотипы зачастую также являются делом рук СМИ.

Говоря об образе, нельзя не упомянуть об имидже. Имидж — совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей в отношении организации или личности[2]. Нередко его используют в качестве синонима, говоря об образе в более узком смысле.

Свой положительный имидж ФССП России, и в частности УФССП России по Омской области, формирует реальными действиями, фактически исполненными решениями судов различных инстанций, восстановлением нарушенных прав граждан, оказанием юридической помощи нуждающимся — все это притягивает внимание СМИ, заинтересовывает общество. Однако восприятие читателями (зрителями, слушателями) работы Службы зачастую происходит сквозь призму межличностного конфликта, возникающего между сторонами исполнительного производства, который сопряжен с обостренным чувством ущемленных прав, часто — с эмоциональным поведением. Ведь разрешение гражданских споров — это всегда удовлетворение требований лишь одного из участников. В связи с этим любой минимальный промах одного из представителей Службы, любое неверно сказанное слово или неправильно истолкованное действие могут вызвать негативную реакцию средств массовой информации и населения по отношению к Службе в целом.

Можно сказать, что условия, в которых действует судебный пристав, кризисные для сторон исполнительного производства. Формирование позитивного общественного мнения в таких условиях — весьма сложная задача. В глазах общественности образ (имидж) ФССП России и УФССП России по Омской области складывается на основе:

— визуального имиджа — целенаправленного воздействия на зрительные ощущения, фиксирующие информацию о символике Службы: внешний вид судебного пристава-исполнителя, форменная одежда, знамя, флаг, автомобили с символикой, социальная реклама, листовки, буклеты, видеоролики о деятельности Службы и пр.;

— социального имиджа — внедрения в сознание потребителей СМИ представлений о целях и роли Службы в жизни общества: исполнение решений суда, обеспечение правопорядка, верность закону, действия в интересах граждан, защита и восстановление ущемленных прав детей, пожилых людей и т. д.;

— прогрессивного имиджа — формирования представлений о службе судебных приставов как о ведомстве, постоянно и эффективно развивающем инструментарий своей деятельности, занимающем активную позицию в обществе: использование информационных технологий, регулярное информирование граждан, сервис «Банк данных исполнительных производств», информационные акции, благотворительная деятельность и т. д.

Кроме того, можно выделить некоторые факторы, благоприятно влияющие на образ (имидж) судебного пристава-исполнителя, а именно:

— результативность работы (например, успешное завершение исполнительного производства, взыскание долгов по заработной плате, компенсации морального вреда);

— способность работать в сложных условиях (исполнительные действия в режиме нон-стоп в течение нескольких часов в сложной эмоциональной обстановке, при противодействии сторон исполнительного производства и т. д.);

— скорость работы (например, окончание исполнительного производства в течение не более двух месяцев);

— креативный подход к исполнению служебных обязанностей (розыск должников в социальных сетях, «свидание» с должником и т. д.);

— миролюбивое, доброжелательное, понимающее отношение судебного пристава к взыскателям и должникам, оказание им юридических консультаций;

— задержание преступников; действия, связанные с риском для жизни и здоровья; спасение граждан в ситуациях, требующих принятия экстренных мер.

1.2. Средства и способы выражения в СМИ отношения к предметам описания. Нельзя не брать во внимание то, что СМИ функционируют по своим правилам и транслируют для своих потребителей информацию, которую сами выбирают из общего информационного поля. Какая информация наиболее приоритетна, редакция решает сама. Специфика информационных сообщений может быть совершенно разной и зависеть от особенностей самого издания и состава его учредителей, диктующих свою политику и взгляды.

Тексты, создаваемые и публикуемые СМИ сегодня, выглядят гораздо менее строго в стилистическом плане, нежели 10—15 лет назад. Журналисты совершенно не стеснены в речевых средствах. Современные материалы отличают многообразие оценочной лексики, усилительных эмоциональных частиц, а также риторические вопросы, обращения и восклицания, повторы, синтаксический параллелизм. Это создает высокую степень эмоциональности изложения, его оценочности. Используя множество способов выражения отношения к описываемым событиям и явлениям, авторы текстов транслируют позицию СМИ и тем самым формируют общественное мнение.

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
На заседании диссертационного совета 03.2.010.01, созданного на базе федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» 22 декабря 2022 г. прошла защита диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Квасникова Евгения Сергеевича
Добавлено: 26.05.2024
Целью научной статьи является исследование особенностей преподавательской деятельности известного русского правоведа и историка Константина Дмитриевича Кавелина в Московском и Санкт-Петербургском университетах и его взглядов на реформу университетского образования в России
Добавлено: 26.05.2024
Свое исследование автор начинает с выяснения социально-культурных основ объединения древнейшего населения Лациума в первичные социальные образования — мужские родовые общины
Добавлено: 26.05.2024
В статье делается попытка анализа преобразований и юридически значимых решений в образовательной сфере, принимаемых уполномоченными органами власти Российской Федерации для обеспечения развития национальной системы образования вопреки вызовам и угрозам разного характера
Добавлено: 06.04.2024
Статья посвящена дискуссионным аспектам отраслевого деления системы права. Отмечается, что главная проблема идеи «комплексных отраслей» — отсутствие практической необходимости, поскольку единственная реальная потребность в постановке вопроса о новых отраслях права
Добавлено: 04.03.2024