УДК 342.41
Страницы в журнале: 25-28
Р.Г. Нурмагамбетов,
кандидат юридических наук, доцент кафедры права Костанайского филиала Челябинского государственного университета Казахстан, Костанай Orel032@mail.ru
Проводится анализ содержания понятия конституционного регулирования. На основании исследования точек зрения ученых дается характеристика элементам, определяющим содержание понятия конституционного регулирования как важной категории юридической науки.
Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное регулирование, общественные отношения, государство, общество, наука конституционного права, правило, субъект, правовое регулирование.
Конституционное регулирование на современном этапе рассматривается как многогранное политико-правовое явление, заключающееся во взаимозависимом сочетании конституционной идеологии, конституционной теории и конституционной практики развития российской государственности. Немаловажное значение в исследовании конституционного регулирования принадлежит характеристике его функций.
Конституционное регулирование существует не само по себе и не может непосредственно воздействовать на поведение субъектов правоотношений, т. к. является лишь способами, выраженными в нормах конституционного права, при помощи которых достигаются цели воздействия на общественные отношения. Как пишет С.С. Алексеев: «Превращаясь в процессе правового регулирования в реализацию права, правовое регулирование проникает в юридические нормы права, что во многом предопределяет их основные функции» [1, с. 195]. Именно с этой позиции мы будем подходить к характеристике основных функций конституционного регулирования.
Функции конституционного регулирования общественных отношений — это основанные на нормах Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) главные направления воздействия конституционного права на поведение людей, мораль, правосознание, культуру, обусловленные характером регулируемых им общественных отношений, в которых раскрывается его сущность, социальное назначение и посредством которых достигаются цели конституционного воздействия.
При исследовании проблемы определения функций конституционного регулирования необходимо остановиться на основаниях их выделения, которыми служат свойства, внутренне присущие всему конституционному регулированию, его приемам, способам, конституционному механизму. В определении свойств конституционного регулирования мы исходим из того, что каждое правовое явление обладает имманентными свойствами. Конституционное регулирование, выраженное в нормах конституционного права, тоже обладает определенными свойствами. Они существуют в силу бытия самого права, а также как предрасположенность, диспозиция, как принадлежащий к правовой системе признак и т.д. Характеризуя вышеприведенные свойства, необходимо отметить, что функции, в сущности, отражают регулирование различных общественных отношений, в этом их предназначение.
Функции конституционного регулирования отражают его превентивную роль, связанную с предоставлением субъектам правоотношений свободы в выборе варианта поведения, дозволением, а также предотвращением общественно опасных деяний, нарушающих нормы Конституции. Они обладают определенной устойчивостью в силу стабильности государства, сбалансированности интересов и действий различных социальных групп и напрямую связаны с функциями конституционного права [6, с. 45; 7, с. 22; 8, с. 8; 9, с. 21]. Наличие такой связи констатируют С.С. Алексеев, А.И. Абрамов, В.Е.Чиркин, Е.И.Козлова, В.А. Кирин, Т.Н. Радько, отмечая ее двусторонний характер: не только функции конституционного права находят свое выражение в функциях конституционного регулирования, но и функции конституционного регулирования отражаются в функциях конституционного права.
Обозначенная связь обусловлена тем фактом, что функции конституционного регулирования обладают важнейшими сущностными чертами права в целом и конституционного права в частности. Между функциями конституционного регулирования и конституционного права имеются как сходства, так и различия. Сходным является их назначение в обществе и направления воздействия на общественные отношения. Непосредственному воздействию подвергаются интересы, сознание, воля, поведение людей и т.д. [4, с. 45; 5, с. 89; 9, с. 45].
Однако функции конституционного регулирования, в отличие от функций конституционного права, выражают сущность различных явлений. Функции конституционного регулирования — конкретное проявление функций конституционного права, обусловленное своей спецификой, целями и задачами. Функции конституционного права являются общей категорией по отношению к функциям конституционного регулирования и играют важную методологическую роль при изучении последних.
В этой связи главными функциями, определяющими смысл существования конституционного регулирования как комплексного конституционного явления, содержащего целую систему средств, приемов и способов регулирования общественных отношений, являются регулятивная и охранительная.
Регулятивная функция конституционного регулирования выражает сущность норм права как регуляторов общественных отношений. Она направлена на определение круга жизненных обстоятельств, с которыми конституционное регулирование связывает наступление тех или иных юридических последствий в случае нарушения данных норм, и обусловлена необходимостью регулирования общественных отношений. Именно поэтому регулятивная функция имеет приоритет над всеми остальными.
Охранительная функция конституционного регулирования направлена на обеспечение безопасности человека и гражданина, общества, сохранение целостности государства. Сущность данной функции заключается в том, что приоритетной задачей любого демократического государства является обеспечение нормального функционирования общества и безопасности граждан. Являясь основополагающей в обеспечении эффективности и стабильности действия основного закона страны, она способствует формированию правомерного поведения граждан и профилактике правонарушений. Охранительная функция характеризует Конституцию РФ с точки зрения направленности ее запретов и ограничений как на защиту основ конституционного строя, так и на обеспечение безопасности человека и гражданина, его законных прав и обязанностей. Доказательством правомерности этого утверждения служит то, что запреты и ограничения в нормах Конституции РФ представлены почти во всех ее частях, начиная с гл. 1 «Основы конституционного строя» и заканчивая гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 133). Помимо этого, существует и другой аспект, актуализирующий необходимость существования охранительной функции конституционного регулирования в нормах Конституции РФ. Связано это прежде всего с нависшей в последнее время над государством и личностью угрозой терроризма, непрекращающейся волной террористических актов, посягающих на жизнь, достоинство и безопасность человека.
Политическая функция конституционного регулирования характеризуется тем, что с ее помощью регулируется более широкий круг общественных отношений, например касающихся досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также проведения досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо перенесения сроков проведения таких выборов; избрания, назначения на должность, досрочного прекращения, приостановления или продления полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и т.д., обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума [12, с. 13; 5, с. 64; 11, с. 89; 10, с. 45; 13, с. 21].
С помощью организаторской функции конституционного регулирования стимулируются политическая и экономическая активность граждан. Она нацеливает государственные органы, общественные объединения, всех граждан на соблюдение запретов и ограничений, закрепленных в Конституции РФ. Соответствующие правовые ориентиры и механизмы содержатся в нормах самой Конституции РФ. Организаторская функция конституционного регулирования направляет жизнь граждан и всего общества по конкретному определенному руслу. В Конституции РФ использован ряд способов и приемов, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Мотивационная функция конституционного регулирования заключается в том воздействии, которое оказывает вся система на внутренний мир человека: его интересы, потребности, цели, мотивы, волю, установку и т. п. Именно через мотивационный канал во многом осуществляется социально-психологический механизм действия конституционного регулирования.
Мотивационная функция тесно связана с воспитательной функцией. Воспитательное воздействие конституционного регулирования проявляется в виде своеобразной профилактической, превентивной деятельности.
Воспитательная функция отражает вклад конституционного регулирования в формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности. Объектом воспитательной функции служит не только воля человека, но и сознание личности в целом. Нельзя говорить о воспитательном воздействии конституционного регулирования на сознание граждан с целью соблюдения запретов и ограничений, закрепленных в Конституции РФ, если не изолировать это сознание от мыслей и чувств.
Роль коммуникативной функции конституционного регулирования заключается в том, что нормы Конституции РФ выражают определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта правоотношения к объекту, и служат тем самым особого рода способом связи между ними. Воспринимая и переосмысливая данную информацию, субъект правоотношений познает смысл содержания норм Конституции РФ и получает образцы единственно верного с точки зрения общества и государства варианта поведения. Поэтому конституционное регулирование, выполняя коммуникативную функцию, выступают мощным источником поведенческой организации субъектов в данном конкретном обществе.
Стабилизирующая функция конституционного регулирования направлена на сохранение стабильности действия в обществе основного закона. Прежде всего, она проявляется в поддержке стабильности существующего конституционного строя в РФ. Часть 2 ст. 16 Конституции РФ устанавливает конституционный запрет, который гласит, что никакие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Интересна на этот счет точка зрения Е.С. Аничкина, считающего, что «это влечет за собой невозможность выхода за пределы основ конституционного строя как федерального конституционного законодательства, так и конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ» [2, с. 8]. Естественно, что конституционное регулирование основ конституционного строя направлено на защиту государственной целостности и суверенитета.
Кроме того, стабилизирующая функция конституционного регулирования проявляется в закреплении на законодательном уровне принципа высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Это подтверждается ч. 1 и 3 ст. 15 Конституции РФ. Сущность прямого действия заключается в том, что законы (конституционные, федеральные, региональные) и иные правовые акты, принимаемые законодательными органами власти и подписанные Президентом РФ, содержащие запрещающие, ограничивающие, дозволяющие и иные нормы, не должны противоречить нормам Конституции РФ.
Таким образом, функции конституционного регулирования определяются нами как основные направления воздействия конституционного права на общественные отношения, поведение людей, мораль, правосознание, культуру, обусловленные характером регулируемых ими общественных отношений, в которых раскрывается их сущность, социальное назначение и посредством которых достигаются их цели. Представляя собой комплексное системное явление, обладающее определенными свойствами, наделенные целями и задачами функции конституционно-правовых запретов и ограничений находятся в тесной взаимосвязи с функциями конституционного права. Целенаправленно воздействуя на социальную действительность, волю, сознание, чувства, общественное мнение граждан, они способствуют поддержанию стабильности существующего конституционного строя в Российской Федерации, давая возможность гражданам, долж-ностным лицам, организациям, исполняя конституционно-правовые запреты и ограничения, в полной мере пользоваться всеми правами и обязанностями.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. — М., 1981.
2. Аничкин Е.С. Факторы единства и многообразия конституционного законодательства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2.
3. Баглай М.В. Конституционное право. — М., 1997.
4. Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. — Волгоград, 1998.
5. Жилина М.Л. Конституционно-правовые ограничения политических прав и свобод граждан Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005.
6. Зорькин В.Д. Ценностный подход в регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12.
7. Козлова Е.И. Конституция СССР и теоретические основы системы советского государственного права // Конституция СССР и вопросы теории советского государственного права. — М., 1981.
8. Конюхова И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современного вызова человечества // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.
9. Петрова А.В. Основные функции Конституции Российской Федерации (вопросы теории): дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004.
10. Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России / под ред. В.Т. Кабышева. —Саратов, 2004.
11. Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. — Волгоград, 1970.
12. Ряженков А.Я. Компенсационная функция гражданского права. — Саратов, 1983.
13. Самощенко И.С. Правовые формы осуществ-ления функций советского государства. — М., 1978.