УДК 340.125
Страницы в журнале: 11-15
А.Ю. Тарабукин,
аспирант кафедры теории государства и права Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Украина, Киев tarabukin.aleksey@gmail.com
Рассматривается категория общесоциального направления правового воздействия. Автором обосновывается необходимость выделения формы правового воздействия, объектом которого является общество в целом. Предлагается авторское определение, раскрываются отличительные особенности анализируемого понятия, обосновывается роль общесоциальной формы правового воздействия в условиях демократизации современного общества.
Ключевые слова: общесоциальная форма воздействия права, правовое воздействие, развитие общества, правовой авторитет.
Право, как и смежные правовые явления, бесспорно, является фактором развития общества. Воздействие права на социум осуществляется через определенные каналы, что в свою очередь оказывает стимулирующее либо противодействующее влияние на формирование основных принципов социального бытия. Взаимодействие общества и правовой сферы оказывает влияние на общественное сознание, в результате которого не только создаются или изменяются общесоциальные идеи и убеждения, но и происходит эволюция общества в целом.
Исследование путей и способов воздействия права на общество как системного образование, включающего в себя индивидуумы, социальные институты и процессы, дает возможность не только получить общую картину механизма такого воздействия, но и сформулировать ряд практических рекомендаций с целью повышения его эффективности и ликвидации отрицательных тенденций социально-правового взаимодействия.
Несмотря на то, что сам феномен правового воздействия на общество неоднократно был предметом научного внимания, в частности, теоретиков социологии права, анализ его формы, нацеленный именно на исследование общества как единого социального организма, практически не осуществлялся. В советской юриспруденции проблематика социально-правового взаимодействия в начала исследоваться середине 1970-х годов. В рамках социологическо-правовых исследований в разной мере к данной тематике обращались С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров, В.М.Сырых, В.А. Щегорцов, В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, А.Т. Аминев, В.И. Гойман, В.В. Лапаева, В.С. Нерсесянц и др.
Социально-правовое взаимодействие представляет собой целостность всех форм воздействия права на общество, субъектов социальных отношений, социальных процессов и других элементов социальной системы. Такое воздействие связано с формированием соответствующих убеждений и принципов как в индивидуальном, так и в общественном правосознании. Таким образом, правомерным будет вывод о том, что правовое влияние на общество осуществляется на стыке юридической, социальной и психологической плоскостей. По нашему мнению, социально-правовое взаимодействие представляет собой целенаправленное влияние права на индивидуальное и общественное сознание посредством социально-правовых и психологических факторов. Результатом такого влияния является создание условий для цивилизованного и комфортного функционирования человека в социуме, его участия в общественной жизни, интеграция правовых ценностей и идеалов в общественное сознание.
Социальное влияние права по своей структуре является неоднородным и состоит из так называемых форм, различающихся в зависимости от сфер социального бытия, на которые они направлены. Форма социального влияния права является внешним выражением упорядоченной совокупности факторов, оказывающих непосредственное влияние на некий элемент социальной действительности, а также факторов, способствующих реализации этого процесса. Каждая из форм влияния имеет определенную цель и ориентирована на определенную сферу социального бытия, в зависимости от которых предлагается выделять следующие четыре формы (направления) воздействия права на общество: мотивационную, психологическую, регулятивную, общесоциальную. Первые две формы представляют собой разные аспекты правового влияния на сознание индивида, в рамках которых происходит социализация личности, у нее формируются собственные аксиологические убеждения о праве, определенный уровень мотивации к соблюдению правовых норм в соответствии с собственными интересами индивида. Третья форма проявляется в реализации основного предназначения права — регуляции общественных отношений. Указанная форма имеет вспомогательное воздействие, обеспечивает осознание субъектами факта функционирования механизмов регуляции их поведения.
Данные формы воздействия так или иначе ориентированы на индивидуальное восприятие социально-правовой реальности. Тем не менее невозможно опровергать роль права как необходимого условия социальных перемен — возникновения новых общественных институтов, развития общесоциальных ценностей и даже его влияние на политические отношения. Бытует мнение, что глобальное воздействие права является следствием влияния этих трех форм. Безусловно, эта точка зрения не лишена смысла, поскольку их влияние на элементы системы, вне всякого сомнения, оказывается и на всю систему в целом. Факторы влияния, реализующиеся в пределах перечисленных выше форм, несут в себе правовое содержание ограниченного характера. По нашему мнению, целесообразно выделить в отдельную форму воздействие права на общество, объектом которого являются глобальные социальные явления, институты, нравственно-правовые устои в масштабе всего общества.
Иными словами, изменения на макроуровне общества нельзя ставить в прямую зависимость от индивидуальных форм влияния, поскольку их влияние на общесоциальные явления имеет скорее второстепенный, вспомогательный характер. В то же время имеются предпосылки для выделения четвертого направления правового воздействия — общесоциальной формы, которая ориентирована исключительно на общество в целом или же на значительные по количеству или влиянию социальные образования.
Любой организованный и устойчивый коллектив людей, независимо от его размера, определяется не только как совокупность индивидов, но и как полноценный элемент социальной системы, имеющий собственные функции, характеризующиеся ценностями и приоритетами, которые могут не только не ограничиваться соответствующими интересами лиц, образующих данное сообщество, но порой и не совпадать с ними. Используя такой подход, целесообразно воспринимать общество как организованную группу людей, характеризующуюся наличием сформировавшегося коллективного сознания и собственных групповых ценностей, функций и приоритетов, которые могут быть отличными от индивидуальных ценностей лиц — субъектов общественных отношений.
С целью определения сущности общесоциальной формы воздействия права необходимо в первую очередь определить объекты влияния, то есть те элементы социальной системы, которые подвергаются изменениям в результате правового воздействия. По нашему мнению, можно выделить следующие формы реализации общесоциального воздействия права.
1. Общественные ценности и приоритеты. Суверенитет нации, народовластие, социальный характер государства, демократический путь развития имеют практическое значение только в том случае, когда они отражены, закреплены и защищены правом, что осуществляется путем их конституционного, законодательного закрепления, что гарантирует защиту средствами и инструментами, определенными государством. Правовое воздействие в этом случае имеет выражение в стабильности общества, которая достигается посредством защиты его базовых ценностей.
2. Социальные процессы. Известным русским ученым П.А. Сорокиным обосновано классическое определение социального процесса как любого вида движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, любого изменения изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве или модификация его количественных и качественных характеристик [2, c. 80]. Таким образом, социальный процесс определяется движением и изменениями в социуме.
Социальные процессы классифицируются в зависимости от их масштаба. Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп, соответственно, они протекают длительные периоды времени. Макропроцессы общества отражают процессы глобализации, изменения экономических и социальных стандартов, ухудшение окружающей среды, общественные волнения, демократизацию политической системы. Мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армии, бюрократию. Микропроцессы в свою очередь занимают нишу индивидуальных отношений в повседневной жизни людей: в малых группах, семьях, школах, объединениях по роду занятий. В контексте общесоциальной формы правого воздействия нас интересуют именно макро- и порой мезопроцессы, поскольку микропроцессы в той части, которая так или иначе соприкасается с правовым полем, являются сферой воздействия психологической и мотивационной форм.
Если правовое воздействие, реализующееся в процессе обеспечения правовых ценностей, имеет статический характер, то влияние, ориентированное на социальные процессы, динамично, оно не столько фиксирует и поддерживает текущее состояние, сколько ставит своей целью развитие и движение вперед. Право как носитель высоких стандартов социального бытия выступает не только критерием оценки социальной целесообразности процессов, но и средством содействия общественно полезным процессам и контроля над ними, а также средством противодействия потенциально опасным процессам.
3. Социальные институты. В сравнении с обществом в целом социальный институт представляет собой более идентифицированную, но менее значительную по размеру и социальной роли группу лиц. Данную категорию можно определить как устойчивую организованную форму деятельности групп людей, социальных слоев, форму закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей функционирование общественных отношений.
Социальные институты возникают в процессе общественного разделения труда и общественных отношений в рамках социальной организации общества. Их деятельность может быть охарактеризована внешними и внутренними признаками. Внешним выражением социального института является совокупность лиц, учреждений, обладающих определенными материальными средствами и осуществляющих конкретные социальные функции. Содержательная, внутренняя сторона деятельности социальных институтов — это определенный набор стандартов поведения конкретных лиц в конкретной ситуации. Каждый социальный институт характеризуется наличием определенной цели, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для определенного социального института, а также системой санкций [3, с. 38].
Различают формальные и неформальные социальные институты. Первые имеют общий признак, заключающийся во взаимодействии субъектов и выражающийся в формально определенных правилах, законах, регламентах, положениях и т.п. Неформальные же образуются и существуют стихийно, основываясь, как правило, на личностных контактах и отношениях.
Именно формальные социальные институты определяют основы общественного строя. Судебная система, средства массовой информации, малый бизнес — все это примеры социальных институтов, которые имеют определяющие признаки социального бытия. Уровень правового эффекта на содержательный аспект институтов и последствия такого действия являются показателями общесоциальной формы воздействия.
4. Легализация государственной власти. Социальная власть — обязательный элемент общества, его руководящий орган. Сущностью власти является наличие волевых отношений (управление/господство/подчинение). Наличие власти предполагает верховенство, монопольное право субъекта принимать решения («авторитетные решения»), обязательные и значимые для объекта, и возможность обеспечивать выполнение принятых обязательств, т.е. контролировать объект. Общество объективно испытывает потребность во власти. Она противостоит анархии, препятствует разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие — средства или условия, с помощью которых властный субъект получает способность и возможность осуществлять свою волю, определенное воздействие на деятельность и поведение людей [1, с. 33].
Образование и развитие провластных отношений осуществляется по определенным в социальных нормах правилам, которые были согласованы с большинством участников таких отношений. При условии соблюдения этих условий власть может считаться легальной, существующей в рамках закона. Легальность власти — юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, так как он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий основывается на законе; власть монарха легальна, поскольку не был нарушен порядок престолонаследия [4, c. 89].
Легальность власти напрямую влияет на ее легитимность, то есть признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности власти находится взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что они имеют право осуществлять управление на законных основаниях, другие признают их притязания. Именно в двойном признании отношений управления и подчинения и кроется сущность социально-правового воздействия, ведь от авторитета и эффективности права, его незыблемости и совершенства зависит реальность и действенность системы государственной власти.
Любая форма правового воздействия характеризуется прежде всего критерием эффективности, который определяется качественными изменениями в способе общественного существования. Влияние на перечисленные выше элементы социальной системы реализуется в таких направлениях, как формирование правового государства, развитие гражданского общества, совершенствование законодательства, правоприменительная практика, изменения в правовом сознании общества и индивида, правовая оптимизация механизма государства. При этом конечный результат воздействия не всегда имеет положительный эффект для общества. Например, недостаточный уровень социальной защищенности населения является прямым следствием роста правового нигилизма. Подобные процессы происходят в последние годы в большинстве развитых стран, в которых граждане погромами и митингами реагируют на снижение социальных стандартов, засилье иммигрантов, отсутствие основанных на правовых нормах средствах сохранения надлежащего уровня жизни.
В основе эффективности социально-правового воздействия в социуме на глобальные явления и тенденции лежит признание того, что народ является единственным источником и верховным носителем государственной власти. Поэтому правовые процессы, выступая как внешние раздражители социальной сферы, непременно приводят к цепной реакции, которая отражается уже на уровне властных отношений и самого существования государства.
Характеризуя общесоциальную форму правового воздействия, по нашему мнению, целесообразно акцентировать внимание на следующих ее признаках:
— особый субъектный состав, определяющийся тем, что влияние осуществляется не на отдельных индивидов, а на большие социальные образования, такие как общество в целом, социальные процессы и институты;
— нацеленность на достижение специфических целей, состоящих в поддержании или изменении общесоциальных явлений;
— стабильность, обусловленная сложной и неоднородной структурой постоянного воздействия на объекты для достижения необходимого результата;
— возможность как положительного, так и отрицательного результата воздействия;
— сочетание автономности и управляемости процесса воздействия.
Сущность последнего признака состоит в том, что воздействие осуществляется двумя способами: как самостоятельный, автономный процесс, не зависящий от воли граждан или законодателей, например, неприятие обществом пенсионной реформы стало следствием низкого уровня пенсионного обеспечения в целом, и как управляемый процесс, который осуществляется через целенаправленные действия отдельных лиц: митинги и общественные выступления с требованием соблюдения законодательства, принятие законов о защите свободы слова.
Вопрос общесоциального воздействия имеет решающее для общественного развития значение. Анализ этой категории дает возможность определить пути повышения эффективности правового влияния на развитие социума, позволяет ликвидировать негативные тенденции в социальных процессах и простимулировать дальнейшую демократизацию действующей политико-правовой системы государства.
В условиях демократического политического режима правовое воздействие определяет развитие механизмов народовластия. Народовластие проявляется не только в осуществлении законодательного процесса народными представителями — депутатами, но и в наличии ответственности граждан за нормальное и эффективное функционирование государственного механизма. Уникальность этого направления воздействия состоит в том, что в его рамках воплощаются абсолютно все формы воздействия, поскольку народовластие невозможно без индивидуального осознания ценности права, желания действовать в соответствии с его предписаниями и повышать его авторитет.
Феномен социально-правового воздействия может иметь и другой, обратный эффект. Положительные изменения в социальной сфере как следствие интеграции юридических принципов и идеалов обеспечивают стимул к повышению авторитета права и его ценности во всех его проявлениях. Право должно характеризоваться в первую очередь своей социальной целью, служением на благо человечества. В общесоциальных процессах правовой авторитет, по нашему мнению, реализуется в следующих формах:
1) юридически верное и справедливое соблюдение всех законов, прежде всего тех, которые определяют стратегию реформирования государства и общества;
2) использование в государственном управлении только правовых средств либо ориентация на существующие правовые принципы и конституционные институты;
3) учет социальных потребностей населения в процессе законодательной и правоприменительной деятельности;
4) повышение уровня правовой культуры лиц, обладающих властными полномочиями, а также других лиц, которые задействованы в процессе правореализации, — юристов, нотариусов и т.д.;
5) реальное сотрудничество юридической науки с законодателем.
Итак, основываясь на изложенных выше идеях исследуемой категории общесоциальной формы социально-правового воздействия, ее можно охарактеризовать как специфическое направление социально-правового воздействия, которое нацелено на большие социальные формирования — общественные группы, институты и процессы, направлено на поддержание и изменение существующих в государстве основ социального существования: политического режима, реализации прав и свобод и др.
Развитие общества и государства, становление демократических и правовых основ жизни призвано сблизить право и общественность, стимулировать государственный аппарат не только намереваться, но и осуществлять волю народа. Достичь такого эффекта возможно только при условии социального характера права и направленности его влияния по всем указанным направлениям. Единство, одновременность и стабильность социально-правового воздействия во всех его формах есть, по нашему мнению, фундамент и одновременно «строительный материал» для гражданского общества, правового государства, правосознания на всех уровнях.
Список литературы
1. Скакун О.Ф. Теорія держави і права: підручник / пер. з рос. — Харків, 2001.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. ст. и коммент. В.В. Сапова. — СПб., 2000.
3. Соціологія: навч. посібник / А.А. Герасимчук, Ю.І. Палеха, О.М. Шиян. 4-е вид., випр. й доп. — К., 2004.
4. Юрій М.Ф. Політологія: підручник. — К., 2006.