Статья

Общественный интерес в авторском праве

Р.И. СИТДИКОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, зав. Татарстанским отделением кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности e-mail: ms.rs575@gmail.ru Исследуются понятие и особенность содержания общественного интереса применительно к авторско-правовым отношениям. Показано возрастающее значение учета общественных интересов в правовом регулировании отношений по охране результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях.

УДК 347.78 

Страницы в журнале: 105-108

 

Р.И. СИТДИКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, зав. Татарстанским отделением кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности e-mail: ms.rs575@gmail.ru

 

Исследуются понятие и особенность содержания общественного интереса применительно к авторско-правовым отношениям. Показано возрастающее значение учета общественных интересов в правовом регулировании отношений по охране результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях.

Ключевые слова: правовая охрана интеллектуальной собственности, общественный интерес, произведения науки и культуры, законодательство об авторском праве, принципы гуманизма и морали, партии пиратов, цифровые технологии.

 

The social interest in copyright law

 

Sitdikova R.

 

Researches the concept and feature of the content of the social interest with regard to copyright relations. The article shows the increasing importance of the social interest consideration in the legal regulation of relations on the protection of intellectual property today.

Keywords: legal protection of intellectual property, public interest, science and culture works, legislation on copyright, principles of humanity and morals, party of pirates, digital technologies.

 

Понятие «общественный интерес» — довольно часто употребляемый термин. Об общественном интересе говорят политики, его изучают социологи и экономисты. В юридической науке также уделяется большое внимание этой категории, однако к пониманию содержания общественного интереса в праве наблюдаются разные подходы. Наиболее распространено понимание общественных интересов как интересов общества. В то же время общественный интерес не всегда складывается из совокупности интересов членов общества, он может существовать как бы сам по себе, как объективная действительность, поэтому в юридической науке преобладает отношение к интересу как к субъективно-объективной категории, позволяющей субъекту осознавать свои объективные потребности[1].

В праве интеллектуальной собственности понятие «общественный интерес», на наш взгляд, чаще употребляется не в субъектном смысле, а означает характер интересов, причем позитивных. В пользу этого утверждения свидетельствует содержание ряда статей части четвертой ГК РФ, прямо закрепляющих охрану общественных интересов. Так, в соответствии с п. 4 ст. 1349 ГК РФ не могут быть объектами патентных прав технические решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не должны противоречить принципам гуманности и морали и наименование селекционного достижения (п. 2 ст. 1419 ГК РФ), фирменное наименование (п. 6 ст. 1252 ГК РФ), обозначения, регистрируемые в качестве товарных знаков (п. 3 ст. 1483 ГК РФ). Определение содержания общественных интересов в конкретном случае остается на усмотрение правоприменителей.

В авторском праве общественный интерес имеет особое и в то же время конкретное содержание, он заключается в возможности доступа к информации и достижениям науки, культуры и искусства всех членов общества. Подобный интерес не связан с какой-либо конкретной общностью или субъектами, он носит объективный характер. Отдельный субъект в данный момент может и не иметь интереса в доступе к знаниям, произведениям науки или культуры, но общество заинтересовано в том, чтобы объективная возможность этого существовала, что и составляет объективный общественный интерес. Как справедливо отмечает В.П. Грибанов, содержание интересов отдельных лиц, групп и всего общества определяется совокупностью факторов: уровнем развития общества, экономическим строем, господствующей моралью, духовными потребностями граждан и т. д. В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время для общества, в частности российского и большинства иностранных государств, характерны высокий уровень образованности граждан и стремление к непрерывному образованию, что обусловливает потребность членов общества в доступе к знаниям, информации, объектам культуры и науки. В таких условиях общественный объективный интерес в удовлетворении названных потребностей отражает субъективные интересы большинства членов общества. Немаловажным фактором является и то, что сейчас, как никогда ранее в истории человечества, имеются самые широкие технические возможности для реализации интереса в доступе к знаниям, достижениям культуры и науки, обмене информацией с помощью современных телекоммуникационных средств. В связи с этим важное значение приобретает и создание правовых оснований для реализации названных интересов и возможностей.

В нормативных правовых актах интерес может выражаться через цель правового регулирования. Как известно, основная цель охраны авторского права — защита прав авторов. Однако объекты авторского права, как и другие продукты интеллектуальной деятельности, играют большую роль и в культурном, и в экономическом развитии общества. В области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности всегда происходит столкновение интересов авторов — создателей творческих произведений и общества. Авторы заинтересованы в эффективной охране своих произведений от различного рода посягательств: заимствования результатов своих умственных трудов, незаконного копирования и иного их использования. Возможность получения материальной выгоды авторами от использования их произведений стимулирует на создание новых творений. В то же время члены общества должны иметь доступ к результатам научной и иной творческой деятельности. Усиление охраны прав авторов, расширение возможности контроля автором за использованием произведения может ограничивать и затруднять доступ к произведению иным лицам. Как известно, эта проблема уже возникла в деятельности библиотек, в сфере образования в связи с внедрением современных цифровых технологий. Кроме того, творческая деятельность и создание новых результатов подразумевает использование предыдущего опыта, накопленного человечеством в соответствующей сфере, поэтому сам автор может выступать носителем частного и общественного интереса одновременно: в отношении своих произведений он заинтересован в как можно более эффективной охране их от использования без его ведома, в то же время для осуществления своей творческой деятельности автору необходим доступ на законных основаниях к знаниям, достижениям культуры, искусства, науки, он должен иметь определенный уровень образованности.

Понимание того, что при создании системы охраны авторских прав следует учитывать эти общественные интересы, сложилось не сразу. В преамбуле Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений основной задачей провозглашается стремление «обеспечить охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения наиболее эффективными и единообразными способами»[2]. Во Всемирной конвенции об авторском праве, принятой в 1952 году, наряду с «желанием обеспечить во всех странах охрану авторского права на литературные, научные и художественные произведения», провозглашаются и иные задачи. Так, в преамбуле Всемирной конвенции записано, что «режим охраны авторских прав, пригодный для всех наций и выраженный во Всемирной конвенции, являясь дополнением уже действующих международных систем охраны и не затрагивая их, способен обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства». Кроме того, в преамбуле утверждается, что «такой универсальный режим охраны авторских прав облегчит распространение произведений духовного творчества и будет способствовать лучшему международному взаимопониманию»[3]. Это положение получило дальнейшее развитие и закрепление в Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 года, где прямо говорится о необходимости «поддерживать баланс между правами авторов и значительным общественным интересом, в частности в области образования, исследований и доступа к информации»[4]. В статье 7 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которая называется «Цели», также указывается, что «охрана и реализация прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технологических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию, и достижению баланса прав и обязательств»[5]. Как видим, последние задачи направлены на удовлетворение общественных интересов. Причем далее, в ст. 8 ТРИПС («Принципы»), соблюдение общественных интересов провозглашается как первый принцип правовой охраны интеллектуальной собственности: «При формировании или совершенствовании своих национальных законов и правил члены могут принимать меры, необходимые для охраны общественного здоровья и питания и содействия общественным интересам в жизненно важных для их социально-экономического и технического развития секторах, при условии, что такие меры соответствуют положениям настоящего Соглашения».

Игнорирование общественных интересов в авторско-правовых отношениях может иметь отрицательные последствия для общества и даже служить источником социального напряжения. Неслучайно, что в последнее время появилось общественное движение против ужесточения авторских прав, самые крайние направления которого, представленные в основном молодыми программистами, выступают фактически против охраны авторских прав в существующем виде, за свободное использование большинства результатов интеллектуальной деятельности и создание новой системы охраны уже с новым названием copyleft в противовес существующему copyright. Эти воззрения получают все более широкую поддержку в обществе, а наиболее активные сторонники сформировали политические партии, так называемые партии пиратов. Партии пиратов уже официально зарегистрированы в Швеции, Германии, США, Чехии, Болгарии и других странах, действует также Международная пиратская партия. Цель их деятельности — реформирование законодательства об авторском праве и патентных правах, содействие свободному распространению знаний и свободной культуре, борьба за сохранение гражданских прав и свобод в сети Интернет[6].

Особенно остро проблема соблюдения общественных интересов в авторско-правовых отношениях проявляется при использовании произведений в информационных сетях. С одной стороны, современные технологии позволяют быстро изготавливать и распространять копии произведений, количество которых порой бывает трудно проконтролировать, что наносит вред авторам. С другой стороны, законодательство об авторском праве ограничивает возможность доступа к произведениям и обмена информацией пользователям сети. Указанные вопросы широко обсуждаются на различного рода сетевых форумах, специализированных сайтах[7].

Думается, в настоящее время дальнейшее совершенствование законодательства в области авторского права и в целом интеллектуальной собственности необходимо проводить с учетом специфики общественных интересов в сфере осуществления творческой деятельности и потребностей общества. Примером не совсем продуманной нормотворческой инициативы, реализованной без учета общественных интересов, является, в частности, принятие Правительством РФ постановления от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»[8]. В нем устанавливаются порядок сбора вознаграждения и плательщики данного сбора. Казалось бы, нужный документ. Однако комплексный анализ постановления и приложений к нему позволяет прийти к выводу, что данный сбор будет взиматься с поставщиков и производителей очень широкого круга оборудования, которое предназначено для личного пользования, а также с материальных носителей, причем даже с пустых, что может вызвать повышение цен на эти товары. Названные изменения вызвали бурную полемику и получили крайне отрицательную оценку как юристов, так и общественности, поскольку затронули интересы самых широких слоев населения.

В то же время необходимо отметить, что в этом направлении наблюдаются и положительные тенденции, в частности, в судебной практике появляются примеры, когда суд при вынесении решения учитывает общественные интересы и прямо указывает на это в мотивировочной части решения. Так, по делу № Ф03-1971/2010 Арбитражный суд Алтайского края в своем решении от 29.03 2011, установив факт нарушения в виде введения в оборот индивидуальным предпринимателем товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, не применил меры административной ответственности и ограничился устным замечанием. Суд указал, что «выявленное нарушение — реализация одного DVD-диска “Кинохит 28” по цене 100 руб. не повлекло каких-либо вредных последствий и возникновения существенной угрозы охраняемым общественным интересам, поскольку названное нарушение является малозначительным… В данном случае наложение административного наказания в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет является мерой ответственности, несоразмерной характеру совершенного правонарушения, и наложение такой санкции будет противоречить балансу частных и публичных интересов»[9].

Как видим, теоретические проблемы юридических дефиниций приобретают практическое значение. Сейчас как никогда важно обратить внимание на соблюдение общественных интересов при формировании законодательства об авторском праве, иначе многие достижения человеческой мысли, технического прогресса станут недоступны широким слоям общества, что не будет способствовать выполнению одной из важнейших задач демократического общества и социально ориентированного государства — обеспечению равного доступа всех к информации, знаниям, достижениям культуры.

 

Библиография

1 См.: Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве // Советское государство и право. 1967. № 1. С. 49—56.

2 Труд и право. Авторское право и смежные права. 1999. № 5—6. С. 24—73.

3 Там же. С. 9—24.

4 Там же. С. 85—89.

5 Там же. С. 112—160.

6 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

7 Одним из наиболее известных и посещаемых является шведский ресурс thepiratebay.org (Пиратская бухта).

8 СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5398.

 

9 URL: www. arbitr. ru

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Правообеспечительная деятельность, являясь результатом практической реализации определенной части государственных полномочий, связана с изданием и применением норм материального и процессуального права
Добавлено: 01.12.2024
В работе исследованы особенности конституционно-правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в различных сферах жизни общества. Рассмотрено действующее правовое регулирование, проанализированы позиции ученых-юристов, а также выявлен ряд проблем в правовой регламентации данной технологии.
Добавлено: 26.05.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
Рассматриваются актуальные вопросы цифровизации контрольной (надзорной) деятельности в сфере высшего образования. На основе анализа административно-правового регулирования и правоприменительной практики автором сделаны выводы о недостаточном уровне «цифровой зрелости» контрольной (надзорной) деятельности в сфере образования
Добавлено: 28.12.2023
Целью проведенного исследования является изучение текущего состояния и перспектив использования искусственного интеллекта(Artificial Intelligence, AI, ИИ) в рамках отправления правосудия в Российской Федерации, в частности, в гражданском судопроизводстве.
Добавлено: 04.06.2023