Ю.А. АКИМОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель РГСУ, начальник Правового управления Министерства социальной защиты населения Московской области
Проблема равенства мужчин и женщин в современном государстве и обществе — особый вопрос. Сегодня он рассматривается в научных исследованиях в сфере права, истории, культурологии, социологии, экономики как вопрос гендерного (социокультурного) равенства[1].
Гендерное равенство — составная часть общего принципа равенства как принципа демократического построения общества. Принцип равенства всеобъемлющ, он отсекает дискриминацию по любому основанию, будь то происхождение, религия, социальный статус, пол и др.
История становления равенства имеет многовековые традиции, которые отражают историю развития демократии в обществе. Равенство по признаку пола совсем недавно (чуть более столетия назад) вошло в каталог всеобъемлющего принципа равенства граждан и не может быть исключено из общего процесса развития общества, формирования идеологии и практики его реализации.
Равенство по признаку пола отражает лишь один, но весьма существенный элемент в конструкции всеобщего принципа равенства. Проблема статуса мужчин и женщин в обществе подлежит оценке через призму принципа равенства в конституции.
В конституциях в разных формах закрепляется принцип равноправия: иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие мужчин и женщин, а также равноправие независимо от тех или иных конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т. п.)[2].
К этому стоит добавить, что в странах с англосаксонской системой права чаще, чем в остальных, употребляется формула «равенство перед законом и судом». Она обусловлена тем, что суд в этих странах выступает не только в правоприменительной, но в большей мере и в правотворческой роли. Осуществляя правотворческую функцию, суд также обязан руководствоваться принципом равноправия[3]. Впрочем, равенство перед судом провозглашено подчас наряду с равенством перед законом и в ряде европейских стран с континентальной системой права; при этом имеется в виду равная судебная защита прав и интересов. В ряде стран особо гарантируется равноправие детей, рожденных в браке, и внебрачных (например, в Словакии).
Наконец, надо учитывать, что равноправие — это равенство в основном в тех правах, которые существенно важны для жизни человека и гражданина и потому получают свою гарантию в конституции[4]. Менее значимые права могут в зависимости от обстоятельств оказаться различными для групп людей, но и в этом случае внутри этих групп принцип равноправия должен соблюдаться в полной мере. Например, если введены какие-либо ограничения для иностранцев, эти ограничения должны быть в принципе равными для всех иностранцев.
В Российской Федерации права, свободы и обязанности закреплены в 48 статьях главы 2 Конституции РФ и выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права. Имеется в виду формальное юридическое равенство, содержание которого составляют равенство прав, обязанностей и равенство перед законом и судом. Оно формально потому, что не совпадает с фактическим равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ. Равенство прав и обязанностей как содержание права, являющегося равной мерой, равным масштабом для неравных людей, выражается в принципе справедливости, под которым понимается любая соразмерность (труда и вознаграждения за него, деяния и воздаяния, преступления и наказания и т. п.)[5].
По содержанию принципа равноправия в науке конституционного права нет единого мнения. Авторы то расширяют, то сужают перечень основных составляющих данного принципа. Так, по мнению Е.И. Козловой, принцип равноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ и содержит три основных аспекта: 1) равенство всех перед законом и судом; 2) равенство прав человека и гражданина; 3) равноправие мужчины и женщины[6].
Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию, по мнению В.В. Лазарева, означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом