Статья

Общий порядок выдачи лицензий

А.Б. БАГАНДОВ, кандидат юридических наук, доцент Дагестанского университета Под лицензией понимается не документ, закрепляющий определенные правомочия лицензиата, а выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. На каждый из видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), предоставляется отдельная лицензия.

А.Б. БАГАНДОВ,

кандидат юридических наук, доцент Дагестанского университета

 

Под лицензией понимается не документ, закрепляющий определенные правомочия лицензиата, а выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. На каждый из видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), предоставляется отдельная лицензия. 

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории России (ст. 7 Закона о лицензировании).

Лицензиат, получивший лицензию от лицензирующего органа субъекта Федерации,  может осуществлять деятельность на территориях иных субъектов Федерации, если уведомит об этом лицензирующие органы соответствующих субъектов Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Постановление № 135).

Уведомление должно быть направлено в соответствующие лицензирующие органы субъекта Федерации в письменной форме (п. 5 Постановления № 135) и содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовую форму и место нахождения (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);  лицензируемый вид деятельности; номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего; идентификационный номер налогоплательщика; место и дату предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта Федерации. Лицензирующий орган субъекта Федерации выдает лицензиату, направившему уведомление, расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема.

Срок действия лицензии в соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании не может быть менее 5 лет. По окончании он может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Более продолжительный срок действия лицензии предусмотрен лишь Положением о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.06.2002 № 415. Срок действия лицензии на осуществление такого вида деятельности — 10 лет.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии только в случае продления срока ее действия на осуществление деятельности инвестиционных фондов в соответствии с Положением о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 495.

Сроки действия лицензий на осуществление видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, более разнообразны. Так, лицензия кредитной организации действует бессрочно; лицензия на осуществление деятельности в области использования атомной энергии — 3 года. В отношении действия лицензий нотариусов срок действия вообще не предусмотрен.

Ранее действовавшее законодательство о лицензировании предусматривало, что срок действия лицензии не может быть менее 3 лет. Однако существовало положение, согласно которому по заявлению соискателя лицензия могла выдаваться на меньший срок.

В связи с этим некоторые лицензирующие органы включали в бланки соответствующих заявлений лицензиата графу о возможности  получения лицензии на меньший срок. Все это нарушало права хозяйствующих субъектов, поскольку просьба лицензиата о меньшем сроке действия лицензии должна быть выражена отчетливо им самим, без какого-либо понуждения со стороны лицензиара. Включение заранее в бланк заявления просьбы об уменьшении срока действия лицензии следует рассматривать как требование лицензирующего органа.

В соответствии со ст. 10 Закона о лицензировании в документе, подтверждающем наличие лицензии, а также в решении о предоставлении лицензии указываются:

· наименование лицензирующего органа;

· наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

· лицензируемый вид деятельности;

· срок действия лицензии;

· идентификационный номер налогоплательщика;

· номер лицензии;

· дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Раньше законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривалось, что лицензия (документ, подтверждающий ее наличие) помимо информации о разрешенном виде деятельности должна содержать сведения об области действия  и особых условиях осуществления этой деятельности (в случае необходимости). Подразумевалось, что в ней должен быть перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта. Сразу возникла проблема усмотрения лицензирующих органов при определении этого перечня: должностные лица часто по собственному разумению вычеркивали или вписывали в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности.

В настоящее время Закон о лицензировании определяет перечень лицензируемых видов деятельности; положение о лицензировании конкретного вида деятельности императивно определяет понятие этого вида деятельности. Непосредственно перечень работ и услуг, на которые выдаются отдельные лицензии, может устанавливаться положениями о лицензировании только в отношении космической, ветеринарной и медицинской деятельности (п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании).

Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанность встать на учет в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить документы в соответствии с перечнем, определенным Законом о лицензировании и положениями о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии соискатель в соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании представляет следующий пакет документов:

· заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

· копии учредительных документов и документа о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;

· копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

· сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

В положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, установленных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Так, одним из обязательных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам, является соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении видов деятельности, для осуществления которых требуются специальные знания или особые условия, могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или к индивидуальному предпринимателю, а также требования о соответствии специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных требований и условий определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой этого органа о дате приема документов.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством (ст. 19.7 КоАП РФ).

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в этот срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие в порядке, установленном административным законодательством. Он может избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение для лицензирующего органа не имеет обязательной силы. Последний должен вновь рассмотреть ходатайство соискателя лицензии, и, если в выдаче лицензии вновь будет отказано, у соискателя остается возможность судебного обжалования действий (бездействия) лицензирующего органа.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор (ст. 15 Закона о лицензировании).

В течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов (ст. 16 Закона о лицензировании). В то же время суммы лицензионных сборов за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление лицензии, а также плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляются в соответствующие бюджеты. Такое положение обеспечивает отсутствие заинтересованности со стороны должностных лиц лицензирующих органов в установлении дополнительных бюрократических препон.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024