М.З. ОМАЕВ,
соискатель
В числе национальных интересов Российской Федерации и стратегических национальных приоритетов определяется экология живых систем и рациональное природопользование. Объекты водных биологических ресурсов охраны являются одновременно объектами гражданского права и объектами уголовно-правой охраны. Водные биологические ресурсы могут являться объектами промысла и частью территории, в которую входят водные объекты.
Ключевые слова: добыча, вылов, водные ресурсы, флора, фауна, экология, безопасность, охрана окружающей среды, растения, животные, рыба, птица, недра, земля, собственность, преступление, правонарушение.
В соответствии со стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в число стратегических национальных приоритетов входят экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления[1].
По мнению В.В. Путина, преступления, связанные с хищническим отношением к водным богатствам и животному миру, являются «биологическим терроризмом». А.М. Максимов и Л.А. Прохоров считают, что содержание уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира, в том числе населяющего моря, реки и озера, исходит из того, что:
1) фауна — это часть экологии, поэтому принимаемые меры направлены прежде всего на охрану окружающей среды;
2) фауна как составная часть основы экономики государства и меры по обеспечению ее безопасности вплетаются в деятельность по обеспечению экономической безопасности России[2].
Исходя из задач уголовного права, объектами уголовно-правовой охраны, согласно ст. 2 УК РФ, являются:
1) охрана прав и свобод человека и гражданина;
2) защита собственности;
3) обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности;
4) охрана окружающей среды;
5) защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
6) обеспечение мира и безопасности человечества;
7) предупреждение преступлений.
Шкала ценностей объектов, находящихся под охраной уголовного законодательства, построена исходя из международного законодательного опыта и провозглашенных Россией приоритетов, которые можно представить как охрану интересов «личности — общества — государства — мира и безопасности человечества»[3].
По мнению А.В. Бриллиантова, объектом незаконной добычи (вылова) водных ресурсов являются общественные отношения по рациональному использованию и охране водных живых ресурсов. К водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным по смыслу ст. 256 УК РФ не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота[4].
Охрана общественных отношений от незаконного использования водных животных и растений (водных биоресурсов) установлена ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и растений».
В соответствии со ст. 256 УК РФ предусматривается два самостоятельных состава преступления:
а) за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений (ч. 1);
б) незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих (ч. 2).
Исходя из этого Н.А Лопашенко выделяет предметом состава преступления по ч. 1 данной статьи следующие биологические ресурсы:
— рыба;
— морской зверь (котики, морские бобры, моржи, тюлени, киты, белухи, морские львы, дельфины и т.д.);
— иные водные животные (пресноводные млекопитающие: байкальские и ладожские тюлени; водные беспозвоночные животные; моллюски; иглокожие: морские звезды, морские ежи и др.; ракообразные и т.д.;
— промысловые морские растения (в основном водоросли, используемые как продукты питания, лекарственные средства и их компоненты и т.п).
Предмет состава преступления, указанного в ч. 2:
— котики;
— морские бобры;
— иные морские млекопитающие (моржи, тюлени, киты, белухи морские львы, дельфины и др.).
Общественно опасное деяние выражается исключительно в форме действия и представ-ляет собой «акты поведения человека, заключающиеся в воздействии на окружающую среду», а именно незаконную добычу[5]. При этом предмет преступления, по мнению
А.И. Чучаева, составляют «водные биологические ресурсы»[6], в состав которых входят не только живые организмы, но и промысловые морские растения.
Из этого можно вывести обобщенное определение предмета незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, каковым является в соответствии со ст. 256 УК РФ воздействие на окружающую среду в виде незаконной добычи водных биологических ресурсов: водных животных, морских бобров, морских млекопитающих, астений.
Следовательно, объектами уголовно-правовой охраны водных биологических ресурсов, согласно ст. 2 УК РФ, являются:
— защита государственной собственности;
— обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности;
— охрана окружающей среды;
— защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
— обеспечение мира и безопасности человечества;
— предупреждение преступлений.
1. Защита государственной собственности.
В соответствии с ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью.
Особенность водных биологических ресурсов в том, что в отношении их действует презумпция государственной собственности: в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, указанные объекты в принципе не могут признаваться бесхозными[7] и подлежат государственной охране наравне с остальной государственной собственностью в Российской Федерации.
2. Обеспечение защиты общественного порядка и общественной безопасности.
Раздел IX УК РФ, описывающий преступления против общественного порядка и общественной безопасности, включает в себя главу 26 «Экологические преступления» и ст. 256 УК РФ. Согласно словарю-справочнику В.Ф. Пилипенко, общественная безопасность — неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества[8].
Общественной безопасностью в соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» является совокупность защищенности жизненно важных интересов общества: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества. Объекты охраны жизненно важных интересов общества, их признаки и классификация — как деятельность, осуществляемая в целях обеспечения состояния защищенности охраняемых объектов.
По мнению С.А. Шаронова, В.М. Мелихова, И.В. Гайдым объекты охраны жизненно важных интересов общества можно классифицировать по следующим основаниям:
1) живой организм — физическое тело;
2) недвижимое имущество, к которому следует отнести предприятия, жилые и нежилые помещения, территории (лес, водные объекты, землю);
3) опасный производственный объект;
4) движимое имущество;
5) порядок как совокупность мероприятий и правил, обязательных для всех субъектов, находящихся на объекте охраны[9].
Из чего можно сделать вывод о том, что объекты водных биологических ресурсов охраны являются одновременно объектами гражданского права и объектами уголовно-правой охраны. Водные биологические ресурсы, одновременно могут являться объектами промысла и частью территории, в которую входят водные объекты.
3. Охрана окружающей среды.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
— земли, недра, почвы;
— поверхностные и подземные воды;
—леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Однако, несмотря на то что водные биологические ресурсы являются частью поверхностных вод, их охрана, призвана выполнять экологическую функцию.
Академик и эколог Н.Н. Моисеев по этому поводу писал: «Человек порожден биосферой»[10]. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Нормы экологического права, обязывают государство по обеспечивать благоприятную окружающую среду. Так как флора и фауна являются частью экологии, их охрана одновременно является охраной не только природы, но и исполнения обязанности государства, по обеспечению благоприятной окружающей среды, путем предотвращения незаконного вылова водных биологических ресурсов.
4. Защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств.
Государство осуществляет защиту основ конституционного строя и безопасности государства от преступных посягательств[11]. Так как «государство не имеет собственных целей, его деятельность заключается в том, чтобы обеспечить благо индивида»[12]. Обязанность государства по обеспечению благоприятной окружающей среды, включает предотвращение незаконного вылова водных биологических ресурсов. Применительно к экологии Правительство РФ, в соответствии со п. в ст. 114. Конституции РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области… экологии. Раздел IX УК РФ, описывающий преступления против общественного порядка и общественной безопасности, включает в себя главу 26 «Экологические преступления» и ст. 256 УК РФ, регулирующую ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Можно сделать вывод, что защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств в области правоотношений связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, реализуется в конституционном принципе проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
В предмет ст. 256 УК РФ были включены такие понятия, как водные животные, морские бобры, морские млекопитающие, растения. Определение этих понятий дается учеными и цивилистами, но не законодателем. В ч. 1 ст. 256 УК РФ не конкретизируется место совершения преступного деяния, при этом можно предположить, что незаконная добыча водных животных и растений может быть осуществлена как во внутренних водах и территориальном море, так и на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, открытом море, конвенционных районах, территориальном море иностранных государств и прилегающих к нему морских районах[13].
Предмет преступления традиционно относят к признакам, характеризующим определенную систему — общественные отношения, которые при совершении преступления становятся объектом преступления. В то время как предметы материального мира, изготовление которых характеризует процесс совершения преступления, они не могут являться частью этой системы[14].
Поэтому включенные в предмет виды водной флоры и фауны (водные животные, морские бобры, морские млекопитающие, растения) являются лишь составной частью общественных отношений по поводу незаконного вылова биологических ресурсов.
Выводы. Поскольку особенность водных биологических ресурсов состоит в том, что в отношении них действует презумпция государственной собственности, можно сделать вывод, что объекты водных биологических ресурсов охраны являются одновременно объектами гражданского права и объектами уголовно-правой охраны. Кроме того, водные биологические ресурсы одновременно могут являться объектами промысла и частью территории, в которую входят водные объекты.
Так как флора и фауна являются часть экологии планеты, их охрана одновременно является охраной не только природы, но и исполнения обязанности государства, по обеспечению благоприятной окружающей среды, путем предотвращения незаконного вылова водных биологических ресурсов.
Защита конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств в области правоотношений связанных с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, реализуется в конституционном принципе проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
Предмет незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов — это общественные отношения в виде воздействия на окружающую среду, незаконной добычи водных биологических ресурсов, в соответствии со ст. 256 УК РФ водных животных, морских бобров, морских млекопитающих, растений. Включенные в предмет незаконной добычи (вылова) виды водной флоры и фауны являются лишь составной частью общественных отношений по поводу незаконного вылова биологических ресурсов.
Литература
1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник // Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотипное. — М.: Статут, 2002. Кн. 2. — С. 80.
3. Винокуров В.Н. Предмет преступления и предмет совершения преступления как признаки объекта и объективной стороны состава преступления // Российский следователь. 2008. № 13. С. 34.
4. Грудцына Л.Ю. Адвокатское право: учебно-практическое пособие. — М.: Деловой двор, 2009. — С. 34.
5. Денисов А.И. Советское государственное право. — М., 1947. — С. 32.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. — М.: Проспект. 2010. — С.167.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) //
А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., пе-рераб. и доп. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. — С. 32.
8. Лопашенко Н.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Дюнов В.К. и др.; отв. ред. Л.Л. Кругликов. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — С. 789 —794.
9. Максимов А.М., Прохоров Л.А. Некоторые правовые и организационные аспекты уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира // Российский следователь. 2010. № 9. С. 10—12.
10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. — М.: Изд-во: МНЭПУ, 1998. — С. 70.
11. Неудахина О.М. Водные животные и растения как предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ // Экологическое право. 2006. № 3. С. 56.
12. Уголовное право России. Общая часть: учебник // Д.И. Аминов, Л.И. Беляева,
В.Б. Боровиков и др.; под ред. В.П. Ревина.
2-е изд., испр. и доп. — М.: Юстицинформ. 2009. — С. 34.
13. Шаронов С.А., Мелихов В.М., Гай-
дым И.В. Договорное регулирование услуг частной охранной деятельности: научно-практ. пособие // СПС КонсультантПлюс. 23 октября 2009 г.
Библиография
1 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»//СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
2 См.: Максимов А.М., Прохоров Л.А. Некоторые правовые и организационные аспекты уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира // Российский следователь. 2010. № 9. С. 10—12.
3 См.: Уголовное право России. Общая часть: Учебник // Д.И. Аминов, Л.И. Беляева, В.Б. Боровиков и др.; под ред. В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юстицинформ. 2009. С. 34.
4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. — М.: Проспект. 2010. — С. 167.
5 См.: Лопашенко Н.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Дюнов В.К. и др.; отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. — С.789 -794.
6 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. — С. 32.
7 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стер. — М.: Статут, 2002. Кн. 2. — С. 80.
8 См.: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура.Словарь-справочник // Автор-сост. проф. В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2005.
9 См.: Шаронов С.А., Мелихов В.М., Гайдым И.В. Договорное регулирование услуг частной охранной деятельности: научно-практ. пособие // СПС КонсультантПлюс. // 23 октября 2009 г.
10 См.: Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. —М.: Изд-во: МНЭПУ, 1998. — С.70.
11 См.: Грудцына Л.Ю. Адвокатское право: учебно-практическое пособие. — М.: Деловой двор, 2009. — С. 34.
12 См.: Денисов А.И. Советское государственное право. — М., 1947. — С. 32.
13 См.: Неудахина О.М. Водные животные и растения как предмет преступления, предусмотренного статьей 256 УК РФ // Экологическое право. 2006. № 3. С. 56.
14 См.: Винокуров В.Н. Предмет преступления и предмет совершения преступления как признаки объекта и объективной стороны состава преступления // Российский следователь. 2008. № 13 С. 34.