УДК 347.218.44
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №5 2011 Страницы в журнале: 82-86
А.А. СУДЬИН,
аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской открытой социальной академии
научный руководитель:
В.Е. ЧЕКАНОВ,
кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Рассматриваются коллизии нормативно-правового регулирования объектов наследственных правоотношений с выморочным имуществом в России; выявляется необходимость пересмотра действующего законодательства с учетом современного экономического оборота.
Ключевые слова: объект, объекты гражданских прав, наследственные правоотношения, выморочное имущество, бесхозяйное имущество, имущество умершего, экономический оборот.
Objects hereditary legal relationship with escheat
Sudjin A.
The collisions of is standard-legal regulation of objects of hereditary legal relationship with escheat in Russia are considered; necessity of revision of the current legislation taking into account a modern economic turn comes to light.
Keywords: object, objects of civil rights, hereditary legal relationships, escheat, ownerless property, intestate property, economic turnover.
В связи с тем что на протяжении многих лет в Российской Федерации институту выморочного имущества не уделялось достаточного внимания, в теории и практике возникло множество коллизий, и это привело к проблемам рационального распределения имущества, оставшегося без легитимных наследников. Однако в условиях мирового экономического кризиса и при отсутствии достаточной социальной обеспеченности граждан именно выморочное имущество может стать эффективным инструментом для восполнения обществу гарантированных Конституцией РФ благ.
Федеральным законом от 29.11.2007 № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 2 ст. 1151 ГК РФ были внесены изменения: «Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ «порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом». Однако такой закон не был принят.
Таким образом, до настоящего времени не осуществлен пересмотр объектов наследственных правоотношений, приобретающих статус выморочного имущества, за исключением жилых помещений.
Следовательно, до принятия специализированного закона в части иных объектов выморочного имущества необходимо руководствоваться Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов (утв. постановлением Совета министров СССР от 29.06.1984 № 683; далее — Постановление № 683) и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее — Инструкция № 185).
Очевидно, что правовая природа бесхозяйного и выморочного имущества не идентична и имеет существенные различия. Однако даже в качестве временного преемства собственность, приобретенная в условиях рыночной экономики, остается без надлежащей правовой регламентации.
Непосредственно критерии, в соответствии с которыми имущество квалифицируется как выморочное, определены в ГК РФ. В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным. Аналогичное определение выморочного имущества давалось и в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года.
Как видно, ГК РФ авторское право как объект выморочного имущества не определяет.
Однако авторское право наряду с иной собственностью аналогично переходит Российской Федерации для управления, в том числе без ограничений по извлечению прибыли.
А может ли государство стать гарантом защиты результатов интеллектуальной собственности, провозглашенных ст. 44 Конституции РФ, относительно авторского права как объекта выморочного имущества?
Найти однозначный ответ в условиях действующего законодательства на сегодняшний день не представляется возможным.
Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Таким образом, ГК РФ в исчерпывающем перечне выделяет интеллектуальную собственность в самостоятельный вид объектов гражданских прав и, следовательно, разграничивает авторское и вещное право.
Вместе с тем на практике в качестве ответчика по делам о признании права собственности на авторские права и вступлении в наследственные правоотношения районные суды привлекают Российскую Федерацию в лице налоговых органов с учетом ст. 1112 ГК РФ, регулирующей вопросы наследства.
Как указывалось выше, выморочное имущество переходит к государству в порядке наследования по закону, а значит, и мотивировочная часть решения должна определять, какой закон следует применить по данному делу. До 2008 года использовался Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[1]. В статье 29 устанавливалось, что при отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. В положениях о федеральной налоговой службе такие полномочия отсутствовали, а сам орган так и не был определен.
С 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» права на результаты интеллектуальной деятельности стали регулироваться разделом VII ГК РФ.
И если раньше государство брало на себя обязанность по защите авторского права, то теперь ст. 1267 ГК РФ охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора возлагает на исполнителя завещания. При отсутствии указаний в завещании или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.
Таким образом, анализируя эволюцию гражданского законодательства России, можно сделать вывод о поэтапном сокращении случаев признания имущества выморочным и перехода его к государству. Однако указанные изменения не предлагают правовых механизмов, регулирующих институт выморочного имущества. Если ранее судьи, не имея ясности в части авторского права как объекта выморочного имущества, могли на основании специализированного закона признать Российскую Федерацию как особого наследника, то теперь возникает ряд новых коллизий. Прежде всего, ГК РФ не указывает в качестве субъекта защиты авторского права какой либо государственный орган. Толкование статей 128 и 1151 ГК РФ также не дает оснований к признанию авторского права выморочным имуществом. Следовательно, чем руководствоваться судьям при рассмотрении споров в отношении данного объекта наследственных правоотношений при отсутствии завещания автора, покажет лишь время.
Как уже отмечалось ранее, в части иных объектов выморочного имущества необходимо руководствоваться Постановлением № 683, согласно которому оценке подлежат следующие принятые на учет объекты, переходящие к государству:
— товарно-материальные ценности;
— скот и лошади (кроме племенных), птица, кролики, семьи пчел, а также кожевенное и пушно-меховое сырье, зерно, фураж, овощи и другая сельскохозяйственная продукция;
— строения;
— валютные ценности, а также иное имущество.
Далее Постановление № 683 дифференцирует объекты, переходящие к государству, в зависимости от способа их дальнейшей реализации. Выделению подлежат непосредственно виды реализуемого имущества без рассмотрения самой процедуры, так как правовой механизм по принятию и реализации выморочного имущества на сегодняшний день остается неурегулированным.
Таким образом, можно указать следующее имущество, подлежащее реализации в соответствии с Постановлением № 683:
— строения (в том числе жилые дома и части их), находящиеся в городах и поселках городского типа;
— сельскохозяйственные машины, инвентарь, продуктивный и рабочий скот, семьи пчел и фураж;
— кожевенное и пушно-меховое сырье, шерсть, мясной скот, птица, кролики, зерно и другая сельскохозяйственная продукция;
— предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;
— драгоценные металлы в любом виде и состоянии, драгоценные и полудрагоценные камни в сыром и обработанном виде и изделия из этих металлов и камней;
— денежные суммы в советской и иностранной валютах, платежные документы и фондовые ценности в иностранной валюте, банковские платежные документы в рублях, приобретаемые за иностранную валюту, с правом обращения их в такую валюту;
— облигации государственных внутренних выигрышных займов;
— предметы религиозного культа;
— импортные товары, пользующиеся повышенным спросом у населения.
Очевидно, что Постановление № 683 не отвечает современному экономическому обороту, объектами которого стали миллионы товаров отечественного и импортного производства. Кроме того, за то время, что в нашей стране институту выморочного имущества не уделялось должного внимания, в мировом производстве произошли глобальные инновации, ставшие предметом рыночных отношений.
Следовательно, вопрос о государственной регламентации в отношении имущества, являющегося объектом наследственной массы, и о правовом механизме по принятию и реализации выморочного имущества необходимо решить в ближайшее время.
Закон, предусмотренный п. 3 ст. 1151 ГК РФ, должен детально определить порядок наследования и учета выморочного имущества и новую процедуру реализации и (или) перераспределения.
С введением в действие Федерального закона от 29.11.2007 № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» наследственная масса была законодателем разделена на:
— выморочное имущество в виде жилого помещения;
— иное выморочное имущество.
Как уже отмечалось выше, пересмотр объектов наследственных правоотношений, приобретающих статус выморочного имущества, был осуществлен лишь в отношении жилых помещений, находящихся на территории Москвы или Санкт-Петербурга. В соответствии с внесенными изменениями в часть третью ГК РФ были приняты постановление Правительства Москвы от 22.07.2008 № 639-ПП «О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан»[2] и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 № 270 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при оформлении прав Санкт-Петербурга на выморочное имущество в виде расположенных на территории Санкт-Петербурга жилых помещений, переходящих в государственную собственность Санкт-Петербурга в порядке наследования по закону»[3].
Таким образом, законодателем урегулирован правовой механизм лишь в отношении одного объекта имущества, приобретающего статус выморочного.
В части иных объектов выморочного имущества в условиях действующего на территории Российской Федерации законодательства четкий правовой механизм отсутствует.
Это приводит к значительным затруднениям на практике при осуществлении управления и реализации выморочного имущества, обозначенного как «иное». Если одни виды такого имущества определены в Постановлении № 683 и Инструкции № 185, а управление ими возложено на Росимущество на основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432), то как относиться к новым объектам имущественных правоотношений, ставшим неотъемлемой собственностью в условиях рыночных отношений? В качестве аналогии можно взять за основу объекты налогообложения, закрепленные в ст. 358 НК РФ, и рассмотреть их как иное выморочное имущество.
Итак, в качестве современных объектов наследственных правоотношений с выморочным имуществом по аналогии с НК РФ можно выделить:
1) транспортные средства, как то: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За последние 20 лет в нашей стране такой вид имущества, как автомобиль, стал общедоступным средством передвижения. И если в СССР советский автомобиль был роскошью, то сегодня автомобиль даже импортного производства не является редким явлением. В соответствии с опросом Всероссийского центра изучения общественного мнения по состоянию на 23 марта 2010 г. личный автомобиль имеется у 42% опрошенных, причем марками иностранного производства владеют 41% опрошенных собственников легкового транспорта[4]. Спрос на данный вид собственности продолжает расти на 10—20% ежегодно;
2) земельные участки на праве собственности.
Необходимость включения земельных участков в качестве самостоятельного объекта наследственных правоотношений с выморочным имуществом очевидна, так как до 1990 года частная собственность на землю была фактически запрещена. Вся земля в тот период относилась к государственной собственности. В СССР происходило разделение личной и частной собственности. Лишь со вступлением в силу Закона РСФСР от 27.12.1990 № 460-1 «О земельной реформе» приобретение земельного участка в собственность граждан стало возможным. Спрос на данный вид собственности, как и на транспортные средства, за последние 20 лет продолжает расти;
3) жилое помещение, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение. Эти объекты можно определить в качестве объекта наследственных правоотношений с выморочным имуществом на основании Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Как указывалось ранее, п. 2 ст. 1151 ГК РФ обособляет выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения. Однако представляется более эффективным жилые помещения не выделять в самостоятельный объект, а включать в условную группу объектов недвижимости. Это необходимо прежде всего для более систематизированного урегулирования правового механизма при разработке закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, предусмотренного п. 3 ст. 1151 ГК РФ.
Кроме того, такие объекты имущества, как загородный дом (дача), гараж, а также иные строения, помещения и сооружения, вновь могут остаться без надлежащей законодательной регламентации и попасть в категорию «иные». В данном случае это может привести к судебным коллизиям и отсутствию единообразия судебной практики в отношении рассматриваемых объектов. Это недопустимо, так как дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения являются востребованными объектами экономического оборота, а в городах федерального значения существует острая нехватка специализированных мест для стоянки автотранспорта и мест под строительство.
Таким образом, жилое помещение, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение целесообразно выделить в одну группу объектов выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно находится в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Необходима также работа по пересмотру и объединению в группы объектов выморочного имущества, регламентированных Постановлением № 683 и Инструкцией № 185.
В целях разрешения вышеуказанных проблем в отношении объектов наследственных правоотношений с выморочным имуществом считаем необходимым:
— детально пересмотреть и классифицировать по группам объекты наследственных правоотношений, приобретающих статус выморочного имущества, с учетом современного экономического оборота;
— разработать и принять федеральный закон о порядке наследования и учета выморочного имущества, предусмотренного п. 3 ст. 1151 ГК РФ, с созданием правового механизма реализации и перераспределения в зависимости от группы объектов выморочного имущества;
— пересмотреть законодательство в части регулирования результатов интеллектуальной собственности как объекта выморочного имущества и внести поправки в ст. 1151 ГК РФ с императивным указанием о возможности либо недопустимости отнесения интеллектуальной собственности к объектам выморочного имущества.
Таким образом, необходимо в самое короткое время осуществить пересмотр и классификацию объектов наследственных правоотношений, приобретающих статус выморочного имущества, с учетом современного экономического оборота.
Библиография
1 Утратил силу.
2 Вестн. мэра и Правительства Москвы. 2008. 5 авг. № 44.
3 Вестн. Администрации Санкт-Петербурга. 2009. 27 апр. № 4.
4 См.: Авторынок—2010: потребительские планы россиян // http://www.wciom.ru