Статья

Объем, характер и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом

УДК 34.03:343.32 А.Т. МАЛЬСАГОВ, прокурор-криминалист отдела криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Волгоградской области В настоящей статье исследована специфика современного законодательства, регулирующего объем, характер и размер возмещения вреда лицам, принимавшим участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом. В статье затрагивается дискуссионный вопрос о соотношении права потерпевших на возмещение вреда в полном объеме и получение компенсационных выплат, а также единовременного пособия.

УДК 34.03:343.32
 
А.Т. МАЛЬСАГОВ,
 прокурор-криминалист отдела криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Волгоградской области
 
В настоящей статье исследована специфика современного законодательства, регулирующего объем, характер и размер возмещения вреда лицам, принимавшим участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом. В статье затрагивается дискуссионный вопрос о соотношении права потерпевших на возмещение вреда в полном объеме и получение компенсационных выплат, а также единовременного пособия. 
 
Volume, character and the size of compensation of the harm caused to a
life and to health of persons in connection with their participation in struggle against terrorism.
In the present article specificity of the modern legislation regulating volume, character and the size compensation of harm to the persons who were taking part in realisation of actions for struggle against terrorism is investigated. The special attention is given to volume, character and the size of compensation of the harm caused to a life and health of persons, participating in
struggle against terrorism. In work the debatable question on a parity of the right of victims on harm compensation in full and reception of compensatory payments, and also a lump sum is mentioned.
 
Ключевые слова (keywords): объем возмещения вреда (volume of compensation of harm), характер возмещения вреда (character of compensation of harm), размер возмещения вреда (the size of compensation of harm), компенсационные выплаты (compensatory payments), единовременное пособие (lump sum), террористический акт (act of terrorism).
 
Для правильного применения норм о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, необходимо дать определение категориям, используемым в гражданском праве в качестве самостоятельных, а именно: «объем возмещения вреда», «характер возмещения вреда» и «размер возмещения вреда».
Объем возмещения включает весь состав подлежащего возмещению вреда (реальный ущерб, неполученные доходы, моральный вред) (статьи 15 и 151 ГК РФ). Или, говоря иначе, объем возмещения вреда — это величина, объединяющая виды того вреда, который может быть причинен субъекту.
Характер возмещения — это конкретные виды подлежащего возмещению вреда, из которых складывается объем возмещения. От характера вреда зависит размер его возмещения. 
Размер возмещения вреда отражает в количественном отношении денежный эквивалент объема вреда, подлежащего возмещению[1].
По общему правилу, закрепленному в ст. 1064 ГК РФ, объем возмещения вреда должен быть полным. Следовательно, на обязательства, связанные с причинением вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, распространяется общий принцип полного возмещения вреда. При этом под возмещением вреда в полном объеме следует понимать восстановление того состояния, которое лицо имело или могло бы иметь в случае, если бы вред не был причинен, т. е. должны быть устранены отрицательные последствия имущественного и морального вреда[2].
Однако определение объема, характера и размера возмещения вреда жертвам террористических актов остается в настоящее время одной из самых неразрешенных проблем. Так, выплаты семьям погибших в Театральном центре на Дубровке составили 100 тыс. руб., а родственники погибших на Центральном рынке г. Владикавказа получили лишь 10 тыс. руб. на семью погибшего. Как показала практика, при крупных терактах, как правило, Правительство РФ и органы власти субъектов Российской Федерации добровольно выделяют из резервных фондов некие средства на выплату компенсаций родственникам погибших и пострадавшим. Например, пострадавшим во время теракта на Тушинском поле по распоряжению Правительства Москвы были выплачены компенсации в следующих размерах: 100 тыс. руб. — семьям погибших и умерших в больницах; 50 тыс. руб. — пострадавшим, направленным на госпитализацию, и 3 тыс. руб. — получившим помощь амбулаторно. Правительство Москвы обязалось выплачивать ежемесячные пенсии детям, потерявшим родителей, в размере 1,5 тыс. руб. до достижения ими 18 лет, а учащимся дневных учебных заведений — до 23 лет. За утрату имущества выплачивалась компенсация до 10 тыс. руб. Кроме того, городские власти взяли на себя расходы по погребению погибших от теракта[3]. Государство при компенсации опирается лишь на те средства, которые были «свободными» на момент выплат[4].
Пострадавшие в результате теракта получили компенсационные выплаты. Это своего рода социальная поддержка, выплаты, адресованные узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной помощи. Большой юридический словарь дает следующее определение компенсационным выплатам — это суммы по возмещению дополнительных расходов, связанных с выполнением каких-либо обязанностей[5].
Наиболее полно на сегодняшний день в законодательстве урегулирован вопрос о возмещении вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом. В ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Закон о противодействии тероризму) содержатся следующие положения на этот счет.
 Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. 
В случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 000 руб., а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 руб.
Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом и пострадавшего, осуществляется в настоящее время в соответствии с Постановление Правительства РФ от 21.02.2008 № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» и происходит на основании представления следующих документов: письменного заявления о выплате указанного единовременного пособия; копии свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; документов, подтверждающих родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица.
Затем в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводится служебное расследование. В итоге руководитель принимает решение о выплате либо об отказе в выплате пособия.
В случае смерти лица, принимавшего участие в ликвидации последствий террористического акта, компенсацию получают члены его семьи: супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке; дети, не достигшие 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; родители.
В случае гибели лиц, привлекавшихся к выполнению специальных задач, связанных  с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, или смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении специальных задач в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболеваний, полученных ими в период и в связи с выполнением указанных задач, их погребение осуществляется за счет организаций, привлекавших их к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом.
Оплате за счет указанных организаций подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения; доставка погибшего (умершего) в морг и услуги морга; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Оплата ритуальных услуг, за исключением подготовки к перевозке и перевозки тела (останков) погибшего с места гибели к месту погребения (кремации), производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более суммы, равной 20 минимальным размерам оплаты труда.
Подготовка к перевозке и перевозка тела (останков) погибшего с места гибели к месту погребения (кремации) производятся по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами.
В случае, если погребение лиц осуществляется за счет организаций, привлекавших их
к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, социальное пособие на погребение, установленное Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не выплачивается[6].
Компенсационные выплаты, а также единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с Законом о противодействии терроризму, по своей сути являются именно единовременными, фиксированными, выплачиваемыми по факту наступления вреда жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом. Условия и порядок осуществления указанных выплат дают основание полагать, что они являются дополнительными, выплачиваются в соответствии со специальным законом или иными правовыми актами в связи с выполнением задач по борьбе с терроризмом и не исключают возможности возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии с гражданским законодательством. Это, на наш взгляд, предполагает право потерпевших на получение ежемесячных выплат в соответствии с главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ в объеме и размере, определяемом в соответствии со статьями 1085 и 1086 ГК РФ.
Указанной точки зрения придерживается ряд авторов[7]. Так, И.Л. Трунов, комментируя ст. 21 Закона о противодействии терроризму, в частности, пишет: «В пункте 1 статьи 21 определен порядок возмещения вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть помимо данного Закона возмещение вреда производится, прежде всего, в соответствии с гражданским законодательством, а также иными нормативными правовыми актами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»[8].
В § 2 главы 59 ГК РФ содержатся правила возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Объем возмещения имущественного вреда, причиненного повреждением здоровья, определен в п. 1 ст. 1085 ГК РФ, согласно которому при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, к числу которых, по нашему мнению, следует относить выплаты, производимые в соответствии с Законом о противодействии терроризму и иными специальными правовыми актами, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). 
Законодатель, предусмотрев в п. 1 ст. 1085 ГК РФ общий порядок определения объема и размера возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, вместе с тем допускает возможность его увеличения. В силу п. 3 указанной статьи объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором. Именно объем возмещения вреда лицам, участвовавшим в борьбе с терроризмом, увеличен законодателем в Законе о противодействии терроризму, в ст. 21 которого предусматривается выплата единовременного пособия пострадавшим.
Вместе с тем о возможности применения в полном объеме положений главы 59 ГК РФ при решении вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, действующее законодательство и судебная практика четкого ответа не дают. Так, в п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (далее — Постановление № 9)[9], которое, на наш взгляд, можно применить по аналогии к рассматриваемому нами правоотношению, указывается, что «согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности». Казалось бы, все четко прописано: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, следует производить в соответствии с главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Однако здесь же ВС РФ делает ссылку: «Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в статьях 16 и 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих).
В результате анализа содержания п. 18 Постановления № 9 можно прийти к выводу, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, следует производить в соответствии со статьями 16 и 18 Закона о статусе военнослужащих. Если же объем и размер возмещения вреда в соответствии с указанными статьями меньше, чем было бы при возмещении вреда в соответствии с главой 59 ГК РФ, то следует применять положения данной главы. Для этого необходимо сравнить возможные размер и объем возмещения вреда, предусмотренные статьями Закона о статусе военнослужащих и главой 59 ГК РФ[10].  
Пока вопрос о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, пострадавших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, не урегулирован должным образом в законодательстве, подход к разрешению споров, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью указанных лиц, различен[11].
Первый подход: единовременные пособия, предусмотренные ст. 21 Закона о противодействии терроризму, являются гарантированными и не требуют установления права на их получение в судебном порядке, тогда как порядок возмещения вреда в соответствии с главой 59 ГК РФ применительно к потерпевшим при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом специальным законом прямо не установлен. Следовательно, иски о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, должны удовлетворяться в объеме и размере, определенных ст. 21 Закона о противодействии терроризму.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством двойное возмещение вреда, в том числе причиненного жизни и здоровью лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, не предусмотрено[12], а положения главы 59 ГК РФ не предусматривают включение в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, выплат, произведенных в соответствии с иными законами или договором, появляется основание к отказу в удовлетворении требований о возмещении вреда по нормам главы 59 ГК РФ.
Второй подход: некоторые суды, прямо не отрицая возможность применения главы 59 ГК РФ при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, приходят к выводу, что размер единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 Закона о противодействии терроризму, выше, нежели выплаты, предусмотренные главой 59 ГК РФ, и отказывают в удовлетворении требований истца о возмещении вреда по нормам главы 59 ГК РФ.
По нашему мнению, назвать правильными приведенные выше подходы к разрешению дел, связанных с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, весьма затруднительно. Подобные споры, на наш взгляд, должны разрешаться судами в соответствии с главой 59 ГК РФ с учетом общих оснований ответственности за причинение вреда, определенных в ст. 1064 ГК РФ.
Возмещение вреда как форма гражданско-правовой ответственности причинителя вреда является одним из видов юридической ответственности и определяется как санкция за противоправное поведение (правонарушение), как последствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения[13]. Следовательно, к возмещению вреда применимы общие основания привлечения к гражданско-правовой ответственности. Так, необходимым основанием гражданско-правовой ответственности является состав гражданского правонарушения как совокупность следующих условий: наличие вреда у потерпевшего; противоправность действий (бездействия) причинителя вреда; причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и вредом и, как правило, вина причинителя вреда. Наличие четырех перечисленных условий ответственности по деликтным обязательствам образует полный со-
став правонарушения. Отсутствие одного из условий, как правило, дает право освободить лицо от гражданско-правовой ответственности[14].
На наш взгляд, следует руководствоваться общими основаниями ответственности при разрешении вопроса о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом. Мы полагаем, что лица, пострадавшие при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, в объеме и размере, предусмотренном главой 59 ГК РФ, при одновременном сохранении права на получение единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 Закона о противодействии терроризму, и других компенсационных выплат.
В связи с тем, что объем и размер возмещения вреда, причиненного террористическим актом, в действующем законодательстве четко не урегулирован, в научной литературе высказываются разные точки зрения по этому вопросу. Например, О. Миронов считает, что в России «необходим единый федеральный стандарт оказания помощи членам семей погибших и иным пострадавшим от терактов, а также создание государственного и сети общественных фондов для возмещения вреда, причиненного жертвам подобных преступлений. Таким образом, нужен комплексный, системный подход, начиная от определения источника финансирования до законодательного урегулирования механизма возмещения ущерба, причиненного гражданам»[15].
Точка зрения И. Трунова заключается в следующем: «В целом следует считать необходимым принятие «Закона о государственной поддержке граждан РФ, пострадавших в результате террористических акций, совершенных на территории РФ». Концептуальными моментами этого закона видятся: паритетное возмещение вреда из федерального и регионального бюджета; определение минимальных размеров выплат; определение сроков принятия решения о выплатах; перечень документов, которые граждане должны представлять для назначения выплат; определение сроков принятия решений о назначении выплат и исполнения этих решений; принцип полного возмещения вреда, в том числе морального»[16]. 
С.А. Трушиным была разработана методика возмещения вреда потерпевшим от актов терроризма, которая включает в себя компенсацию за причинение вреда жизни и здоровью потерпевшего от акта терроризма, а также компенсацию морального вреда. Предлагаемая методика позволит, по мнению автора, обеспечить безусловное выполнение требований законодательных актов при определении размера возмещения вреда потерпевшим от актов терроризма, а также решить проблему с компенсацией морального вреда, которая в настоящее время часто приводит к обжалованию решений судов первой и последующих инстанций.
Методика возмещения вреда потерпевшим от актов терроризма представлена автором в виде таблицы, где потерпевшие разбиты на 11 категорий по социальному положению. Для каждой социальной группы размер возмещения вреда определяется умножением предлагаемого коэффициента на минимальный размер оплаты труда на момент осуществления компенсационных выплат. Минимальный размер компенсационных выплат предусмотрен для пострадавших от актов терроризма, которым причинен легкий вред здоровью. Он является отправным для определения размеров компенсационных выплат потерпевшим, которым был причинен более тяжкий вред. Так, для определения размера компенсационных выплат потерпевшим, которым причинен средний вред, минимальный размер компенсационных выплат умножается на поправочный коэффициент [17], потерпевшим, которым причинен тяжелый вред — 10, вред, приведший к смерти — 204.
Подводя итог, следует отметить, что определение объема, характера и размера возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, остается одной из самых дискуссионных проблем в настоящее время. Вопросов, возникающих в связи с возмещением вреда, причиненного в результате осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, и предложений по их разрешению достаточно много, и эта тема нуждается как в дальнейшем правовом регулировании, так и в теоретической разработке.
 
Библиография
1 См.: Агибалова Е.Н. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей: Моногр. / Под общ. ред. проф. А.Я. Рыженкова. — Элиста, 2008. С. 79; Мережкина М.С. Возмещение вреда, причиненного лишением жизни гражданина: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2006. С. 15; Трушин С.А. Гражданско-правовой механизм возмещения вреда потерпевшим от актов терроризма: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2007. С. 9.
2 См.: Трофимов Е.Н., Файзрахманов Р.А. Об обеспечении гарантированного права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы // Право в вооруженных силах. 2007. № 11. С. 74.
3 См.: Трунов И.Л. Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам // Журнал российского права.  2004. № 5.
4 См.: Трунов И.Л. «Норд-Ост»: процент возмещения вреда потерпевшим от терроризма // Уголовное право. 2004. № 1.
5 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.  8-е изд., перераб.  и доп. — М., 2004.
6 См.: Постановление Правительства РФ от 22.01.1997 № 58 (ред. от 21.02.2008) «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом», пункты 9 и 10.
7 См., например: Трофимов Е.Н., Файзрахманов Р.А. Указ. соч. С. 70—75. 
8 Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Под ред. И.Л. Трунова, Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб и доп. — М., 2007. С. 146.
9 Документ опубликован не был.
10 См.: Трофимов Е.Н., Файзрахманов Р.А. Указ. соч. С. 73.  
11 Там же. С. 73—74.   
12 На это, в частности, указывается в Определении ВС РФ от 23.12.2005  № 7-В05-9 (Документ опубликован не был).
13 См.: Трофимов Е.Н., Файзрахманов Р.А. Указ. соч.  С. 74.
14 См.: Агибалова Е.Н. Основание возникновения обязательства по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья работника: Лекция / Под общ. ред. проф. А.Я. Рыженкова. — Элиста, 2008.  С. 6-7, 20.
15 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 20 марта 2003 года: Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений [Электронный ресурс].// http://ombudsman.gov.ru/doc/ spdoc/0103.shtml (2008. 11 ноября).  
16 Трунов И.Л. Современные проблемы возмещения вреда, причиненного в результате терроризма // Юрист. 2003. № 1.
17 Трушин С.А. Указ. соч. С. 21—22.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024