УДК 343.811
Страницы в журнале: 127-131
В.Г. ГРОМОВ,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса Института социального образования филиала Российского государственного социального университета в г. Саратове gromov_vg@mail.ru
Рассматриваются проблемы фактического несоответствия обязанностей, возложенных на исправительные учреждения Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и обязанностей, реально выполняемых ими в процессе исполнения уголовного наказания.
Ключевые слова: исправительные учреждения, обязанности, осужденные, охрана, профилактика, режим, воспитательная работа.
Duties of Сorrectional Institutions
Gromov V.
The author analyzes the problems of fact discrepancy of the duties established on the prisons by the Law of Russian Federation “About prisons and organs executing criminal punishments in the form of the imprisonment” and the duties which really fulfill of its in process of executing criminal punishment.
Keywords: prisons, duties, prisoners, guards, prevention, regime, pedagogical work.
Обязанности представляют собой обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил, заключенных контрактов, положений о компании, должностных инструкций, распоряжений и установок руководителей по работе.
Юридическая обязанность — это предусмотренная законом и охраняемая государством мера должного поведения обязанного участника правового отношения. Субъективному праву в отношениях всегда соответствует юридическая обязанность. В отличие от субъективного права, обязанность субъекта состоит в необходимости соотносить свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Обязанные лица должны всегда соотносить свое поведение с предписаниями норм права, отражающими и охраняющими интересы других лиц. Содержание обязанностей всегда представляет собой меру должного, требуемого поведения в правоотношениях.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон № 5473-1) обязанности указанных учреждений следующие:
1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;
5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых
в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
По нашему мнению, перечни обязанностей исправительных учреждений, указанных в Законе № 5473-1, и обязанностей, реально выполняемых ими в процессе исполнения уголовных наказаний, существенно различаются.
Так, одной из основных обязанностей мест лишения свободы является обязанность по обеспечению исполнения приговора суда, включающая в себя исполнение наказания в виде лишения свободы, исполнение дополнительных видов наказания, применение принудительных мер медицинского характера, а также взыскание материального ущерба, причиненного преступлением.
Например, если судом осужденному к лишению свободы назначается дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, администрация исправительного учреждения исполняет и это наказание в течение всего срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы. В случаях когда суд в соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) назначает осужденному к лишению свободы принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, эта принудительная мера также должна исполняться исправительным учреждением. Причем суд может принять решение о прекращении применения этой меры только на основании представления администрации исправительного учреждения и заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК РФ).
При наличии материального ущерба, причиненного преступлением, и решения суда о взыскании его с осужденного исправительное учреждение обязано взыскивать причиненный ущерб из суммы заработной платы осужденного в период отбывания наказания. В дальнейшем при решении вопросов об изменении вида исправительного учреждения, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, помиловании или применении акта амнистии администрация исправительного учреждения обязана представить характеристику осужденного, отдельно указав в ней информацию о том, что осужденный частично или полностью возместил ущерб, причиненный в результате преступления.
Следующая обязанность — охрана учреждений, обеспечение изоляции и надзора за осужденными. Охрана учреждений и их объектов — это комплекс мероприятий, проводимых специально созданной службой охраны совместно с оперативными, режимными и другими службами учреждений в целях обеспечения изоляции, недопущения побегов и других правонарушений осужденными, проникновения на объект нарушителей, перемещения вещей, предметов и продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, обеспечения сохранности материальных средств учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Для исполнения этой обязанности в исправительных учреждениях организуются отделы охраны. Деятельность этих отделов регламентирована Инструкцией по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждена приказом Министра юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 21) (далее — Инструкция). Пункт 7 Инструкции определяет, что основными задачами отделов охраны учреждений являются охрана жилых зон исправительных колоний, охрана жилых и смежных с ними производственных зон исправительных колоний, на которых осужденные реализуют свое право на трудовую адаптацию, охрана лечебных учреждений, охрана воспитательных колоний, охрана следственных изоляторов, охрана тюрем, осуществление пропускного режима на охраняемых объектах, конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из учреждений на обменные пункты и обратно, а также между учреждениями уголовно-исполнительной системы территориального органа, конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно, охрана производственных объектов во время работы на них осужденных.
Для выполнения служебных задач по охране учреждений привлекаются следующие силы и средства: личный состав, вооружение, специальные средства, инженерно-технические средства охраны, средства связи, транспортные средства, служебные собаки (п. 10 Инструкции).
Для выполнения задач по охране учреждений и их объектов, конвоирования осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений создается система охраны, которая должна отвечать характеру и особенностям охраняемого объекта, степени оснащенности и технического состояния комплекса инженерно-технических средств охраны и надзора, установленного на объекте, обеспечивать надежную охрану, а также эффективное и рациональное использование сил и средств.
Система охраны включает в себя караулы, места их расположения, посты несения службы часовыми, сектора наблюдения и ведения огня, маршруты движения, посты (маршруты несения службы лицами дежурной смены учреждения), комплекс инженерно-технических средств охраны и надзора, посты караульных собак, резервы (их состав, размещение и наиболее вероятные направления действий) и другие используемые для охраны средства.
На основе системы охраны разрабатывается план охраны учреждения (п. 13 Инструкции). Главная цель отделов охраны — недопущение побегов осужденных из исправительных учреждений.
Для более успешной деятельности по реализации предупредительно-профилактической обязанности приказом Министра юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 года № 333 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — Инструкция по профилактике). При назначении наказания в виде лишения свободы преступники для отбывания наказания помещаются в исправительные учреждения. С одной стороны, можно говорить о том, что эта категория лиц уже изолирована от общества и, видимо, такие лица больше уже не должны совершать ничего противоправного. С другой стороны, в местах лишения свободы осужденные нередко оказываются в окружении еще более криминогенной среды, чем та, в которой они совершали преступления на свободе, и вновь совершают преступления. Поэтому профилактика правонарушений осужденных представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает.
Профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению, а также установление лиц, от которых с наибольшей вероятностью следует ожидать совершения правонарушений, и оказание на них корректирующего воздействия (п. 2 Инструкции по профилактике). Профилактика включает в себя проведение целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с подучетными лицами исходя из психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.
На профилактический учет ставятся осужденные (подозреваемые и обвиняемые):
— готовящиеся совершить побег или ранее его совершавшие;
— относящиеся к категории «воров в законе»;
— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности;
— организующие и провоцирующие групповые эксцессы;
— склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
— имеющие психические отклонения, связанные с возможностью причинения существенного вреда своему здоровью и проявлением агрессии по отношению к окружающим;
— занимающиеся поборами и притеснениями других осужденных (подозреваемых и обвиняемых);
— организующие азартные игры или активно участвующие в них с целью извлечения материальной или иной выгоды;
— нетрадиционной сексуальной ориентации;
— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
— бывшие участники преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований;
— склонные к нападению на представителей администрации;
— склонные к совершению поджогов и порче имущества.
На профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждениях (пункты 22, 23 Инструкции по профилактике).
В исправительных учреждениях постоянно ведется работа по недопущению совершения осужденными новых преступлений и иных правонарушений. Необходимым условием того, чтобы профилактическая работа в исправительных учреждениях была достаточно эффективной, является детальное изучение личности каждого осужденного, а также его устремлений и мотивов поведения. Профилактика является комплексным институтом, содержащим совокупность мероприятий самой различной направленности, поэтому в профилактической деятельности участвуют отделы безопасности и режима, оперативные отделы, службы охраны, отделы воспитательной работы, медицинские части, психологические и производственно-технические службы, а также другие службы в соответствии с функциональными обязанностями.
Обязанность по обеспечению режима (порядка и условий исполнения и отбывания наказания) регламентируется ст. 82 УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министра юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205.
Эта обязанность выполняется с помощью специальных учетов осужденных, их распределения по отрядам, бригадам, цехам и участкам, ежедневных (не реже двух раз в сутки) проверок осужденных, строгого соблюдения распорядка дня.
Режим включает в себя также изоляцию и постоянный надзор за осужденными, ограничение свободы их передвижения в исправительном учреждении, обыски, досмотры посылок и передач, цензуру корреспонденции. Закон устанавливает, что режим является основой для применения всех остальных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).
В случаях стихийных бедствий, введения в районе расположения исправительных учреждений чрезвычайного, особого или военного положения, при возникновении массовых беспорядков, а также групповых неповиновений осужденных в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий.
Организация и проведение воспитательной работы с осужденными входят в обязанности практически всего персонала исправительных учреждений. Воспитательная работа направлена на переубеждение осужденных, искоренение у них ошибочных, антиобщественных взглядов, формирование и привитие им положительных установок и убеждений.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы регламентируются статьями 109, 110 УИК РФ и реализуются путем проведения правового, нравственного, трудового, физического и иных видов (например, эстетического, экологического, религиозного и т. д.) воспитания в массовых, групповых и индивидуальных формах. Все воспитательные мероприятия должны исключать насилие и проводиться только на основе психолого-педагогических методов.
В настоящее время все большую актуальность приобретает психологическое обеспечение воспитательной работы. Его задачей является разработка и внедрение в практику научно обоснованных методов и программ психодиагностики и ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Для этого в штатах исправительных учреждений предусмотрены должности психологов, а в отдельных учреждениях созданы психологические лаборатории. Эти сотрудники разрабатывают и внедряют уже апробированные психологические методики изучения отдельной личности и групп осужденных, методы дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, содействуют их ресоциализации, осуществляют прогнозирование и предупреждение негативных процессов в среде осужденных. Они же оказывают психологическую помощь осужденным в снятии эмоциональной напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, помогают подготовиться к жизни на свободе.
Обязанность по материально-бытовому обеспечению осужденных. А.С. Макаренко считал материальную сферу деятельности едва ли не самым могущественным воспитательным фактором и подчеркивал, что она ни в коем случае не должна оставаться вне воспитательной работы[1].
Материально-бытовое обеспечение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представляет собой блок социальных мер, направленных на создание условий для нормального функционирования человека в условиях исправительных учреждений. Это совокупность основных средств, создающих и регулирующих условия жизни лиц, отбывающих наказание: питание, жилищные условия, вещевое довольствие, коммунально-бытовое и торговое обслуживание.
Эффективность применения предусмотренных законом основных средств исправления осужденных во многом зависит от надлежащей организации материально-бытового обеспечения в исправительном учреждении. Игнорирование этого положения неизбежно приводит к снижению действенности воспитательной работы.
В условиях отбывания наказания осужденный должен исправиться и вернуться в общество здоровым законопослушным гражданином. Решение этой задачи невозможно, если в местах лишения свободы для осужденных не будут созданы надлежащие материально-бытовые условия. Правильно организованный быт осужденных, привитие им навыков самообслуживания, необходимости соблюдения требований санитарии и гигиены, включая требование иметь опрятный внешний вид, являются со-ставной частью воспитательного процесса.
Создание для осужденных соответствующих материально-бытовых условий — это своеобразная материальная база педагогического процесса в исправительных учреждениях, при наличии которой только и возможно успешное достижение целей наказания.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 УИК РФ. Установление наиболее важных норм — норм питания — отнесено законодателем к компетенции Правительства РФ, а норм выдачи вещевого имущества — к компетенции Министерства юстиции РФ.
Обязанность по обеспечению социальной защиты персонала исправительных учреждений. Очень часто ученые и практики обходят вопросы социальной защиты персонала стороной, стараясь реже упоминать о них как о не очень важных для системы исправительных учреждений. Считается, что основное внимание должно уделяться проблемам осужденных, а сотрудники просто должны выполнять возложенные на них обязанности.
Однако на самом деле исправительные учреждения должны решать вопросы подбора, обучения, профессиональной подготовки кадров, повышения их мастерства, обеспечения их семей жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинским обслуживанием, решать вопросы их страхования, физической защиты и оказания им психологической помощи.
Следует сказать, что до сих пор нет ни закона, ни постановления Правительства РФ о прохождении службы в Федеральной службе исполнения наказаний: служба в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируется постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
Учитывая изложенное, необходимо отметить, что российская уголовно-исполнительная система, в целом имея достаточно разработанную правовую базу, нуждается в совершенствовании: коррективы следует внести, в част-ности, в ст. 13 Закона № 5473-1.
Библиография
1 См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: собр. соч.: в 5 т. — М., 1960. Т. 3. С. 53.