УДК 347.763
Страницы в журнале: 79-84
Д.П. СТРИГУНОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления dina_str@list.ru
Рассматриваются основные обязанности сторон договорного обязательства по перевозке груза: перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя. Исследование обязательств сторон договора перевозки груза опирается на нормы правовых актов.
Ключевые слова: перевозка, договор перевозки груза, груз, перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.
Commitments of the Parties under the Contract of Carriage of Cargo
Strigunova D.
The purpose of this article is to review the major duties commitments of the parties under the contract of carriage of cargo: carrier, cargo consignor, receiver of cargo. Commitments of the parties under the contract of carriage of cargo are studied based on the provisions of the normative acts.
Keywords: carriage, contract of carriage of cargo, cargo, carrier, cargo consignor, receiver of cargo.
Договор перевозки груза представляет собой соглашение, в соответствии с которым «перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату» (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ).
В общем виде договор перевозки груза был рассмотрен нами в одной из предыдущих работ[1]. В данной статье основное внимание сосредоточено на обязанностях сторон договорного обязательства по перевозке груза.
Как следует из определения договора перевозки груза, его сторонами выступают грузоотправитель и перевозчик, наделенные правами и обязанностями. Однако помимо прав и обязанностей указанных лиц в данном обязательстве присутствуют права и обязанности третьего лица, не участвовавшего в заключении договора, т. е. грузополучателя. Поэтому договор перевозки груза, заключенный в пользу грузополучателя, представляет собой трехстороннее обязательство, в котором участвуют перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель.
Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица (ст. 791 ГК РФ).
Обязанности перевозчика. В соответствии с нормами ГК РФ основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения. Пункт назначения указывается в транспортной накладной, коносаменте (это может быть морской или речной порт, аэропорт, железнодорожная станция, почтовый адрес). Однако прежде чем доставить груз в пункт назначения, перевозчик должен предоставить соответствующие транспортные средства под погрузку груза. При этом в тех случаях, когда договор перевозки груза носит реальный характер, действия перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку являются предметом договора (принятой заявки (заказа) либо договора об организации перевозок) (ст. 791 ГК РФ), являющегося самостоятельным по отношению к договору перевозки груза и к тому же консенсуальным договором[2]. В случае, когда договор перевозки груза является консенсуальным (в частности, договор фрахтования на морском транспорте), обязанности перевозчика по подаче транспортного средства под погрузку груза предусматриваются в самом договоре перевозки груза. Указанные обязанности по подаче транспортного средства должны быть исполнены перевозчиком в определенный срок. Так, согласно п. 1 ст. 9 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее — УАТ РФ) перевозчик «обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза».
Говоря об обязанности перевозчика доставить груз в пункт назначения, необходимо отметить, что законодательством предусматривается возможность изменения пункта назначения или получателя груза. Так, согласно п. 1 ст. 110 Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее — ВК РФ) грузоотправитель, в частности, имеет право в порядке, предусмотренном федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу.
Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее — КВВТ РФ) «грузоотправитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной, а грузополучатель с момента получения транспортной накладной от перевозчика до момента начала выдачи груза имеют право изменить грузополучателя и (или) порт назначения».
Пунктом 2 ст. 149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее — КТМ РФ) определено, что «отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правил, установленных статьями 155 и 156 настоящего Кодекса».
На автомобильном транспорте перевозчик обязан доставить груз по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной (п. 1 ст. 15 УАТ РФ). В то же время «в случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его» (п. 3 ст. 15 УАТ РФ).
На железнодорожном транспорте также допускается переадресовка груза. Так, согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее — УЖТ РФ) «перевозчик в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. При этом переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа <…>
Переадресовка грузов, в том числе следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза» (ст. 31 УЖТ РФ).
При осуществлении перевозки груза в смешанном сообщении в обязанности перевозчика входит также перевалка груза, т. е. его передача на другой вид транспорта. Как отмечает Ф.М. Полянский, «порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами между транспортными организациями (узловыми соглашениями и др.). Услуги по перевалке грузов зачастую оказываются компаниями, осуществляющими эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, например, операторами морских терминалов»[3]. Действительно, согласно п. 1 ст. 112 КВВТ РФ «при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.
Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов — организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах».
Следующей не менее важной обязанностью перевозчика является обязанность доставить вверенный ему груз в установленные для этого сроки. В соответствии со ст. 792 ГК РФ «перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок».
Действующие транспортные уставы и кодексы содержат положения о сроках доставки перевозимых грузов, однако в большинстве своем они только предусматривают данную обязанность перевозчика и отсылают к правилам перевозок грузов. Так, согласно ст. 109 ВК РФ «перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза». В соответствии со ст. 152 КТМ РФ перевозчик, в частности, обязан доставить груз в срок, установленный соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. Согласно п. 1 ст. 76 КВВТ РФ перевозчик должен доставлять грузы в установленные сроки. При этом сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов. В статье 14 УАТ РФ содержится правило о том, что «перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов».
Наиболее детально к срокам в отношении перевозок грузов подошел законодатель применительно к железнодорожному транспорту. Соответствующие положения получили отражение в УЖТ РФ, а приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27 были утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее — Правила МПС РФ)[4]. Согласно ст. 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. Конкретные сроки доставки грузов железнодорожным транспортом в зависимости от вида железнодорожной перевозки установлены Правилами МПС РФ.
Срок доставки действительно имеет огромное значение при перевозке грузов. Как пишет В.А. Егиазаров, «сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависит эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов»[5]. Однако, по мнению С.Ю. Морозова, «несмотря на всю важность, срок доставки нельзя отнести к существенным условиям договора перевозки грузов, поскольку отсутствие этого условия в договоре компенсируется положениями ст. 792 ГК РФ о разумном сроке»[6]. Аналогичного мнения придерживается Ф.М. Полянский[7].
Сроки доставки грузов рассчитываются исходя из наиболее рациональных маршрутов, если иное не предусмотрено договором перевозки[8]. Согласно п. 2 ст. 18 УАТ РФ договор фрахтования, указанный в п. 1 ст. 18 УАТ РФ, должен предусматривать маршрут перевозки, по которому будет следовать перевозчик. Из статьи 152 КТМ РФ следует, что перевозчик обязан доставить груз маршрутом, установленным соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычным маршрутом. А в соответствии со ст. 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние (курсив наш. — Д.С.), на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика.
Следующей обязанностью перевозчика является обеспечение сохранности перевозимого груза. ГК РФ соответствующих норм о сохранности груза не содержит, однако, как отмечает В.Н. Гречуха, «норму о сохранности груза можно вывести из других статей, устанавливающих ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза»[9]. Между тем правило о необходимости сохранять груз перевозчиком предусмотрено в п. 1 ст. 67 КВВТ РФ, согласно которой перевозчик в соответствии с договором перевозки груза обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз. В пункте 1 ст. 150 КТМ РФ закреплено более общее правило, согласно которому «перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его» (курсив наш. — Д.С.). Далее, согласно п. 2 ст. 150 КТМ РФ, «в случае, если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями». Когда доставка груза состоялась, обязанностью перевозчика является уведомление грузополучателя о том, что груз доставлен. Так, согласно п. 1 ст. 111 ВК РФ «перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза». Следуя п. 1 ст. 79 КВВТ РФ, перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах. Согласно ст. 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. На автомобильном транспорте перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя о задержке доставки груза (п. 2 ст. 14 УАТ РФ).
Обязанностью перевозчика является также выдача груза грузополучателю в пункте назначения (п. 1 ст. 785 ГК РФ, п. 2 ст. 103 ВК РФ, п. 1 ст. 67 КВВТ РФ, п. 1 ст. 115 КТМ РФ, п. 1 ст. 15 УАТ РФ, ст. 35—36 УЖТ РФ). Как отмечает С.Ю. Морозов, «этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Такое право возникает с момента изъявления получателем намерения выступить в качестве третьего лица, в пользу которого совершен договор… С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом»[10]. В частности, согласно ст. 36 УЖТ РФ «по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы».
В тех случаях, когда грузополучатель не является в пункт доставки и не принимает груз, в обязанности перевозчика входит обеспечение его хранения в течение установленного срока. Бесплатный срок хранения в течение суток установлен на железнодорожном, внутреннем водном и автомобильном видах транспорта. Например, согласно п. 4 ст. 79 КВВТ РФ прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия грузов. Далее, сверх этих сроков, следует хранение за счет отправителя либо за счет получателя в зависимости от вида транспорта[11].
Обязанностью перевозчика является также обеспечение сохранности документов, относящихся к перевозке[12].
Обязанности грузоотправителя. Основной обязанностью грузоотправителя является внесение платы за перевозку груза (п. 1 ст. 790 ГК РФ, п. 2 ст. 103 ВК РФ, п. 1 ст. 67 КВВТ РФ, п. 1 ст. 115 КТМ РФ, ст. 30 УЖТ РФ). Плата за перевозку груза устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В тех случаях, когда договор перевозки груза является публичным, цена такой перевозки определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункты 1, 2 ст. 790 ГК РФ). При этом грузоотправитель обязан внести плату за перевозку груза еще до начала перевозки, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 75 КВВТ РФ). Как сказано в ст. 30 УЖТ РФ, «плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежу вносятся грузоотправителем до момента приема грузов для перевозки, если иное не установлено Уставом или соглашением сторон».
По общему правилу грузоотправитель обязан осуществить погрузку, а грузополучатель — принятие и выгрузку груза. Между тем в соответствии с пунктами 2—3 ст. 791 ГК РФ «погрузка (выгрузка) груза может осуществляться транспортной организацией либо отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами». «Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами».
Обязанности грузополучателя. Основными обязанностями грузополучателя являются принятие груза (его выгрузка) и его вывоз. Согласно п. 2 ст. 111 ВК РФ грузополучатель обязан принять и вывезти груз. В соответствии с п. 3 ст. 79 КВВТ РФ «грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Порядок выдачи груза определяется правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон». В соответствии с п. 1 ст. 15 УАТ РФ грузополучатель обязан принять доставленный ему груз.
Помимо указанных выше обязанностей, в обязанности грузополучателя может входить произведение окончательных расчетов и вообще расчетов, связанных с перевозкой груза. Так, согласно п. 1 ст. 160 КТМ РФ «грузополучатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза…» Далее, согласно ст. 163 КТМ РФ, «все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя».
Статьей 30 УЖТ РФ предусмотрены следующие правила. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи могут быть внесены не только грузоотправителем, но по письменному обращению грузоотправителя, согласованному с грузополучателем, перевозчик может принять плату за перевозку от грузополучателя на железнодорожной станции назначения. И, кроме того, окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. Таким образом, по общему правилу оплата перевозки груза осуществляется грузоотправителем, однако может быть возложена и на грузополучателя, кроме того, на грузополучателя возлагаются окончательные расчеты, связанные с перевозкой, в том числе выгрузкой груза.
В литературе часто ставится вопрос об обязанности грузополучателя принимать груз, в том числе и тот, который не был им заказан. Указанный вопрос поднимается М.И. Брагинским, В.В. Витрянским и другими авторами[13]. Так, по мнению Ф.М. Полянского, грузополучатель до тех пор, пока не выразит намерение воспользоваться правом, предоставленным ему по договору перевозки, не связан с грузоотправителем и перевозчиком никакими обязательствами. Следовательно, если грузополучатель по понятным причинам откажется принять не заказанный им груз либо просто не отреагирует на уведомление о его прибытии, то груз должен считаться невостребованным, а все соответствующие издержки должны покрываться за счет отправителя[14]. С указанным мнением следует согласиться.
Библиография
1 См.: Стригунова Д.П. Основные черты договора перевозки груза // Современное право. 2013. № 1.
2 См.: Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. — М., 2004. С. 404 (автор раздела — А.Г. Калпин).
3 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. — М., 2012. С. 532.
4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 4.
5 Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 84.
6 Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. — М., 2010. С. 140.
7 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 528.
8 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева. — М., 2012. С. 525 (автор раздела — К.М. Арсланов).
9 Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. — М., 2012. С. 132.
10 Морозов С.Ю. Указ. раб. С. 159—160.
11 Подробнее об этом см.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 533.
12 См.: Гречуха В.Н. Указ. раб. С. 135.
13 См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (2-й завод). — М., 2004. С. 433.
14 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 533—534.