Статья

Ограничение права собственности административными наказаниями и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

А.С. НАБОКА, старший преподаватель Хабаровской государственной академии экономики и права Автор анализирует меры административного наказания при нарушении социально-экономических прав граждан, в частности, права собственности, акцентируя внимание на отличии ограничения права собственности административными наказаниями от мер по ограничению права собственности при обеспечении производства по делам об административных правонарушениях.

А.С. НАБОКА,

старший преподаватель Хабаровской государственной академии экономики и права

 

Автор анализирует меры административного наказания при нарушении социально-экономических прав граждан, в частности, права собственности, акцентируя внимание на отличии ограничения права собственности административными наказаниями от мер по ограничению права собственности при обеспечении производства по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: право собственности, административное наказание, обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.

 

The limitation of the right of ownership of administrative penalties and measures

of maintenance of manufacture on affairs about administrative offences

Naboka A.

 

The author analyzes the measures of the administrative punishment for the violation of socio-economic rights of citizens, in particular, property rights, focusing on the difference of restriction of the right of ownership of administrative punishments of measures on restriction of the right of ownership while ensuring manufacture on affairs about administrative offences.

Keywords: the right of property, administrative punishment, maintenance of manufacture on affairs about administrative offences.    

 

Среди различных классификаций конституционных прав человека и гражданина принято выделять группу прав, называемых экономическими, социальными и культурными правами[1].  Перечень этих прав в Конституции РФ 1993 года довольно объемен: впервые появились такие понятия, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, недобросовестная конкуренция, монополизация, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, предпринимательская деятельность, имущество, интеллектуальная собственность и т.д.

Экономические права граждан являются одним из основных элементов структуры их правового статуса, что прямо вытекает из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов по правам человека, например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), в Европейской  социальной хартии  ETS № 163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.) и др.

Экономические права призваны обеспечить свободу человека в экономической сфере, дают ему возможность удовлетворить свои жизненные потребности и интересы. В экономических правах, отмечает Р.А. Дунаев, выражается ипостась социального государства, которое не должно поровну раздавать всем гражданам материальные блага, но обязано давать им возможность обеспечить себе достойную жизнь[2] .

Конституция, закрепляя экономические права граждан, устанавливает определенный «стандарт, к которому должно стремиться государство в своей политике»[3] .

Одним из основополагающих экономических прав признается право собственности, оно включено в состав основных прав и свобод человека и гражданина.

Отношения собственности регулируются нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, трудового и других ветвей права. Наиболее принципиальные положения, относящиеся к законодательной, исполнительной и правоприменительной деятельности государства в вопросах о собственности, прежде всего формах собственности, субъектам, объектам и защите права собственности, содержатся в Конституции РФ. Основу правового регулирования содержания права собственности, его приобретения и прекращения, функционирования правоотношений собственности составляют нормы гражданского права.

Термин «собственность» нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним понятия «имущество» или «вещи», говоря, например, о «передаче собственности» или о «приобретении собственности». В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией — правом собственности и т.д.

Экономическое содержание права собственности определяется реальным объемом правомочий собственника.

Право собственности — закрепленная возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно неся бремя его содержания и риск случайной гибели. Право собственности является абсолютным. Оно охраняет права собственника от посягательств со стороны любых лиц.

Право собственности — присвоение имущества на основе юридических актов, законов государства. Собственность, согласно законодательству, представляет собой отношение собственника к принадлежащему ему имуществу[4]. То есть экономическое отношение собственности состоит из отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать ему в этом.

Принято рассматривать право собственности в объективном и субъективном смысле.

Право собственности в объективном смысле — это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки возможных действий лиц по присвоению, владению, пользованию и распоряжению всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота[5].  

Важность и значимость отношений собственности закреплены в Конституции России, которая устанавливает ряд принципиальных положений о собственности. Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это базовое положение развивается и конкретизируется в статьях 35, 36 Конституции, закрепляющих правомочия собственника. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В статье 36 Конституции РФ отражено право граждан и их объединений, иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законных интересов иных лиц. Часть 1 ст. 36 конкретизирует более общие конституционные положения о признании и защите наряду с другими формами собственности частной собственности (ст. 8), охраняемой законом (ч. 1 ст. 35), и о том, что земля, как и другие природные ресурсы, может находиться в частной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). В ч. 1 ст. 36 речь идет только об одном объекте одного из возможных прав собственности — праве частной собственности на землю, а также о том, что субъектами этого права могут быть граждане и их объединения (семейные, кооперативные, акционерные и др.).

Важные гарантии прав собственника закреплены в частях второй и третьей ст. 35 Конституции РФ. Обязанность по охране права частной собственности является конституционной обязанностью государства (ч. 1 ст. 35) и носит абсолютный характер. Охрана права частной собственности представляет собой закрепление в законодательстве ряда гарантий для частных собственников, позволяющих им беспрепятственно реализовывать свои права, а также защищающих их от незаконного изъятия собственности.

Право частной собственности охраняется целым рядом федеральных законов. Это в первую очередь кодифицированные акты: Гражданский кодекс РФ , Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Объекты права собственности определены в ст. 128 Гражданского кодекса РФ. К ним относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. То есть круг действий, которые может совершать собственник по реализации принадлежащих ему прав, ограничен лишь рамками, устанавливаемыми законом или иным правовым актом.

В соответствии со ст. 15, 301—304 ГК РФ каждый, кто без ведома собственника завладеет либо совершит иные неправомерные действия над его имуществом, будет обязан возвратить имущество, прекратить такие действия, возместить убытки, причиненные собственнику.

УК РФ  предусмотрены преступления против собственности: кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, умышленное уничтожение или повреждение имущества и др. Определены и признаки предмета преступлений против собственности:

а) вещный признак — предметы материального мира или право на имущество, или действия имущественного характера;

в) экономический признак означает, что предмет преступления обладает стоимостью;

г) юридический признак указывает на то, что имущество по отношению к виновному является заведомо чужим, т.е. он не является его собственником или законным владельцем, имущество не находится в совместной собственности виновного и других лиц, а также не является предметом гражданско-правового спора виновного с другими лицами.

КоАП РФ содержит главу, посвященную административным правонарушениям в области охраны собственности. Это, например, такие правонарушения, как: пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов; самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; уничтожение или повреждение чужого имущества; нарушение правил пользования жилыми помещениями и т.д.

Кроме норм, направленных на охрану права собственности, КоАП РФ содержит и нормы, направленные на его ограничение.

При этом следует отметить, что в юридической литературе существует мнение, согласно которому «конфискация представляет собой разновидность административного наказания, ограничивающего имущественные права собственника, в том числе в случаях, когда нарушитель является собственником принудительно изымаемой вещи»[6]. В связи с этим к нормам, ограничивающим право собственности, можно отнести нормы главы 3 Кодекса, а именно ст. 3.6 и 3.7, предусматривающие наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Во-вторых, это нормы о таких мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении как изъятие вещей и документов, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и других вещей.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П : «право частной собственности в своем конкретном содержании, включая определение оснований и порядка его возникновения, а также объем его охраны, регулируется законом и может быть им ограничено. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 55 (часть 3), устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[7].

Гарантией соблюдения прав собственника при этом является ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, которая устанавливает, что никто не может быть лишен имущества без вступившего в законную силу решения суда; отчуждение имущества может быть произведено только в предусмотренных законом случаях. То есть, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в связи с тем, что оно послужило орудием или предметом преступления или правонарушения.

В настоящее время конфискация предусмотрена УК РФ и КоАП РФ. Согласно ст. 104.1 УК  РФ конфискация имущества есть принудительное безвозмездное его изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора.

Ранее конфискация имущества была известна как уголовное наказание, а в настоящее время эта мера относится к числу иных мер уголовно-правового характера.

По существу конфискация, как мера уголовно-правового характера представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества субъекта. Следовательно, по своему содержанию конфискация имущества предполагает лишение права собственности на конфискуемое имущество.

Статья 3.7. КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискацией в данном случае является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав — движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо может обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью. В любом случае он осуществляет в отношении данной вещи конституционное право собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.7. КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию как один из видов административного наказания, необходимо отличать от изъятия материальных объектов собственности как процессуальную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова» отмечается, что конфискация как меры юридической ответственности, приводящая к лишению собственника прав на определенное имущество, следует отличать от изъятия (ареста) материальных объектов собственности как процессуальной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и нарушениях таможенных правил.

Изъятие (арест) имущества, осуществляемое таможенными и иными органами исполнительной власти, тоже в определенной степени ограничивает право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству; поэтому такое изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суде. Судебный контроль за правильностью совершаемых при этом действий возможен только в случаях обжалования, что бывает далеко не всегда[8].

Арест является специальной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой в случае, когда невозможно провести изъятие орудий совершения или предметов административного правонарушения и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Данная мера заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. То есть в статье 27.14 КоАП РФ прямо предусмотрено какие из способов осуществления права собственности подлежат ограничению.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется только при нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему, нарушение правил использования оружия и патронов к нему.

При этом возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения отличается от изъятия предметов как меры административного пресечения, которое применяется независимо от привлечения лица к административной ответственности, от принадлежности орудий и предметов нарушителю, а также в отношении указанных объектов, изъятых из гражданского оборота[9].

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Данная мера направлена на ограничение права собственности, т.к. предполагает недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.

Изъятию подлежат вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении.

Самостоятельной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленных на ограничение права собственности, является задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации.

Задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Данная мера временно ограничивает собственника в осуществлении его права в случаях, четко установленных Кодексом об административных правонарушениях.

Следует отметить, что при назначении административного наказания и применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством установлены гарантии от чрезмерных ограничений права собственности. В отношении административных наказаний, кроме названных выше конституционных гарантий, это в первую очередь — назначение наказания только судьей. Во-вторых, гарантией соблюдения прав собственника является ограничения в применении административного наказания. При конфискации закон допускает конфискацию не любого имущества, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения. При применении возмездного изъятия орудий или предметов административного правонарушения ограничение касается охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства.

Так, возмездное изъятие указанных орудий и предметов не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Гарантией соблюдения прав собственника при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является установленный законом порядок их применения, четко очерченный круг правонарушений, при совершении которых применяются указанные меры. Анализ ограничения права собственности административными наказаниями и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, позволяет сделать вывод о том, что административным наказанием право собственности не просто ограничивается, а исключается. То есть лицо, к которому применяется наказание, лишается возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Данный вывод следует из содержания и направленности рассмотренных видов административного наказания. В отличие от административных наказаний, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не лишают лицо, в отношении которого они применяются, права собственности, а ограничивают его в реализации правомочий собственника (одного либо двух).

 

Библиография

1 Чиркин В.Е. Конституционные социально-экономические права человека и гражданина: Россия и зарубежные страны  // Гражданин и право. 2010. № 10.

2 Дунаев Р.А. Ограничение экономических прав граждан в Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 11.

3  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1998. С. 215.

4 Гражданское право. Том I / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Контракт, Инфра—М, 2007. С.91.

5 См.: Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. — М.: Юристъ, 2007. С. 234.

6  Комментарий к ст. 3.7 КоАП РФ / Кол. авторов под руководством О.Н. Садикова. // labex.ru/page/kom_koap_24.html

7 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса РФ в связи с жалобой закрытого акционерного общества “Сибирское агентство «Экспресс»” и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы “Y.& G.Reliable Services, Inc.”» //  СЗ РФ. 1999. № 21. Ст. 2669.

8  Тимошенко И.В. Конфискация имущества как мера административного взыскания и некоторые проблемы ее реализации // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: Материалы научной конференции. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2002. С. 430.

9  Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой.  6-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024