И.В. КОСМАРСКИЙ,
главный специалист Торгово-экономического бюро РФ в ФРГ (г. Берлин)
Развитые европейские законодательства предусматривают, что хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. «Форма акционерного общества позволяет эффективно аккумулировать и использовать большие капиталы благодаря тому, что право участия в нем опосредуется ценной бумагой — акцией.»[1] Свободное обращение акций является одной из важнейших отличительных черт акционерного общества. Оборот акций нередко сопровождается спекуляциями с ними, и, следовательно, акционерное общество требует повышенного контроля со стороны государства.
Данный контроль выражается не только в надзоре со стороны уполномоченных органов за выпуском акций, но и в обязанности акционерных обществ раскрывать больший объем информации о своей деятельности.
В отличие от акционерных обществ, уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью разделен на доли участия. Большинство развитых законодательств предусматривает особый, ограниченный преимущественным правом других участников или общества порядок оборота долей, что делает привлечение в общество свободного финансирования от неограниченного круга лиц практически невозможным.
Таким образом, современная европейская предпринимательская практика разделяет все хозяйственные общества на два типа. Первый — акционерное, или открытое, общество. Характерной чертой такого общества является наличие акций, которые свободно покупаются и продаются. Следует, однако, отметить, что свободный оборот участия в обществе не означает полное отсутствие каких-либо преимущественных прав других участников. Например, английское законодательство предусматривает, что общество, собирающееся выпустить эмиссионные бумаги, подлежащие оплате деньгами, обязано предложить их в первую очередь существующим акционерам и держателям других эмиссионных ценных бумаг пропорционально их участию в акционерном капитале. Однако подобное ограничение является исключением, направленным на защиту миноритариев, и на практике не влечет к уменьшению способности общества привлекать финансирование от неограниченного круга лиц. Количество участников открытого общества, естественно, не ограничено.
Второй тип — закрытое общество, общество с ограниченной ответственностью. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен не на акции, а на ограниченно отчуждаемые доли участия в обществе. Более того, некоторые европейские законодательства, например немецкое, не наделяют общества с ограниченной ответственностью правом эмиссии каких-либо иных ценных бумаг, в частности облигаций. При этом, в отличие от российского законодательства, в Европе, как правило, не содержится ограничений на количество участников подобного общества. Например, ограничение по количеству участников существовало в английском Законе о компаниях 1948 года, однако уже в 1985 году это ограничение было снято. Данный подход также закреплен и в частично вступившем в силу английском Законе о компаниях 2006 года.
В силу отсутствия возможности привлечения финансирования от неограниченного круга лиц европейские законодатели предъявляют невысокие требования к объему раскрываемой обществом с ограниченной ответственностью информации.
На первый взгляд данный подход к структурированию хозяйственных обществ кажется очевидным. Однако российский законодатель в середине 1990-х годов смешал закрытые и открытые общества, предусмотрев в Гражданском кодексе РФ такую форму, как закрытое акционерное общество.
Российские закрытые акционерные общества не обладают полномочием на осуществление открытой подписки акций. Возмездное отчуждение долей третьим лицам ограничено преимущественным правом других участников либо общества. Ограничено и количество участников. Более того, при сравнении закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, предусмотренных российским законодательством, выясняется, что между ними больше общего, чем между закрытыми и открытыми акционерными обществами.
Как отмечала в своей работе Айгнер-Хегер, «несмотря на отсутствие прямых доказательств, можно предположить, что образцом для обществ с ограниченной ответственностью послужило общество с ограниченной ответственностью немецкого типа, а для закрытых акционерных обществ — английские закрытые компании. Необходимо заметить, что и немецкое общество с ограниченной ответственностью, и частная компания являются частными (закрытыми) компаниями и по своей сути аналогами»[2].
Точки зрения о дублировании экономических функций и об отсутствии функционального назначения у закрытых акционерных обществ придерживается и законодатель. Так, в соответствии с Концепцией развития корпоративного законодательства на период до 2008 года данная форма должна была исчезнуть из ГК РФ.
Однако безусловная ликвидация закрытых акционерных обществ может привести к возникновению существенных экономических проблем. Закрытые акционерные общества являются более устойчивыми формами, чем общества с ограниченной ответственностью. Ведь в обществах с ограниченной ответственностью в России выход участника из общества не ограничен. Следует отметить, что право свободного выхода из общества является двойственной нормой. С одной стороны, несомненно, право свободного выхода представляет большую степень свободы для участников общества с ограниченной ответственностью. С другой стороны, данное право дает возможность для злоупотребления, что может негативно отразиться на самом обществе. Практика хозяйственной деятельности показала, что это право может быть сознательно использовано участниками общества для перевода имущества с баланса одного общества на баланс другого, для передачи контроля за собственностью нового юридического лица ограниченному кругу лиц и т. д. При этом могут пострадать не только общество и его участники, но и его кредиторы. Все это делает общество с ограниченной ответственностью одной из самых рисковых организационно-правовых форм.
На наш взгляд, обязательным условием устранения из законодательства формы закрытого акционерного общества должно явиться изменение положений действующего российского законодательства об обществах с ограниченной ответственностью в части выхода участников из общества. Нормы ГК РФ и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон), содержащие положения о свободном выходе участника из общества с ограниченной ответственностью в любое время (в том числе положения ст. 94 ГК РФ, а также ст. 8 Закона), должны быть изменены таким образом, чтобы право свободного выхода у участника общества с ограниченной ответственностью существовало лишь тогда, когда это прямо зафиксировано в учредительном договоре общества. Подобное изменение компенсирует устранение организационно-правовой формы закрытого акционерного общества и сделает форму общества с ограниченной ответственностью более устойчивой и предсказуемой для контрагентов.
Библиография
1 Макеева Е. Компании: с чего начинается и где заканчивается публичность?//Корпоративный юрист. 2006. № 4. С. 24.
2 Айгнер-Хегер С. Общество с ограниченной ответственностью в сравнительном гражданском праве (Россия, Германия, Англия): Дис. ... канд. юрид. наук. — М.: РГБ, 2002. С. 8—9.