Реклама
Статья

Онлайн-разрешение споров с участием потребителей в Европейском Союзе: документы 2013 года

Анализируются Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 2013/11/ЕС «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей» и Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 524/2013 «Об урегулирования споров с участием потребителей онлайн», принятые 21 мая 2013 года.

УДК 341.217(4):341.63

Страницы в журнале: 128-132

 

Е.П. Ермакова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов Россия, Москва ermakovaep@mail.ru

 

Н.В. Ивановская,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов Россия, Москва ivanovskaya67@mail.ru

 

Анализируются Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 2013/11/ЕС «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей» и Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 524/2013 «Об урегулирования споров с участием потребителей онлайн», принятые 21 мая 2013 года.

Ключевые слова: разрешение споров с участием потребителей, онлайн-разрешение споров, разрешение споров в Европейском Союзе, альтернативное разрешение споров.

 

Альтернативное разрешение споров, или медиация, или alternative dispute resolution (далее — АДР), становится все более важным инструментом для разрешения гражданских и торговых споров не только в Европе и США, но и во всем мире. Первоначально положения о применении АДР для разрешения гражданских и торговых споров были урегулированы в Европейском Союзе (далее — ЕС) на уровне так называемого «мягкого права»: в зеленых книгах и рекомендациях Европейской Комиссии (далее — Еврокомиссия) [18, с. 119]. Первым документом, принятым Еврокомиссией в области медиации, стала Зеленая книга «По обеспечению доступа потребителей к справедливости и урегулирования споров с участием потребителей в общем рынке» от 16.11.1993.

С 1998 по 2009 год был принят целый ряд документов: 1) Рекомендация Еврокомиссии «О принципах, применимых к органам, ответственным за внесудебное урегулирование споров с участием потребителей» от 30.03.1998 [9], 2) Рекомендация Еврокомиссии «О принципах внесудебных органов, участвующих в согласованном разрешении споров с участием потребителей» от 04.04.2001 [3], 3) Зеленая книга «Об альтернативном разрешении споров в гражданском и торговом праве» от 19.04.2002 [10], 4) Европейский кодекс поведения для медиаторов (European Code of Conduct for Mediators) от 02.06.2004 [8], 5) Регламент № 2006/2004 Европейского парламента и Совета ЕС «О сотрудничестве между национальными органами власти по исполнению положений в области защиты прав потребителей (Регламент о сотрудничестве в области защиты прав потребителей)» от 27.10.2004 (далее — Регламент № 2006/2004) [20],

6) Директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах» от 21.05.2008 [19], 7) Директива № 2009/136/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей» от 25.11.2009 (далее — Директива № 2009/136/ЕС) [2].

В 2011 году Европейский парламент утвердил Резолюцию «О выполнении директивы о медиации в государствах-членах ЕС, ее влиянии на посредничество и принятии мер судами» [16] и Отчет Еврокомиссии «Об альтернативном разрешении споров в области гражданских, коммерческих и семейных вопросов» [15]. Тогда же было опубликовано Сообщение Еврокомиссии «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей в ЕС» [4], к которому были приложены проекты двух нормативных актов: 1) Директивы ЕС «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей» [11] и 2) Регламента ЕС «Об урегулировании споров с участием потребителей онлайн» [12].

В Сообщении Еврокомиссии отмечалось, что в ЕС в целом достигнут высокий уровень защиты прав потребителей. В частности, количество потребительских споров, урегулированных с помощью средств АДР и онлайн-разрешения споров (Online dispute resolution, далее — ODR) возросло с 410 тысяч в 2006 году до 530 тысяч в 2008 году. Тем не менее в 2010 году только 5% потребителей и 9% коммерсантов использовали АДР для разрешения споров.

С целью ускорения и упрощения разрешения споров с участием потребителей в мае 2013 года были приняты два документа: Директива № 2013/11/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей» (далее — Директива № 013/11/ЕС) и 2) Регламент № 524/2013 Европейского парламента и Совета ЕС «Об урегулировании споров с участием потребителей онлайн» (далее — Регламент № 524/2013).

Директива № 2013/11/EС относительно альтернативного разрешения споров в сфере потребления, или директива о потребительских АДР (Directive on consumer ADR), от 21.05.2013 [7] была опубликована 8 июля 2013 года, но ее положения вступят в силу в государствах — членах ЕС только 9 июля 2015 года. Она заменяет положения Регламента № 2006/2004 и Директивы № 2009/136/ЕС [6].

Директива № 2013/11/EС состоит из пяти глав: 1) Общие положения; 2) Доступ к информации и требования, представляемые к процедуре АДР и учреждениям, осуществляющим процедуры АДР; 3) Информация и сотрудничество; 4) Роль компетентных органов и Еврокомиссии; 5) Заключительные положения.

Согласно ст. 1 целью Директивы № 2013/11/EС является достижение высокого уровня защиты прав потребителей товаров и услуг путем подачи жалоб на продавцов с использованием независимых, беспристрастных, прозрачных, эффективных, быстрых и справедливых АДР. Как указано в ст. 2, положения Директивы № 2013/11/EС применяются к спорам между потребителями и продавцами государств — членов ЕС, возникшим в связи с договорами купли-продажи или договорами об оказании услуг (ст. 2). Исключение составляют: а) споры, в которых участниками выступают физические лица, работающие по трудовому договору на предприятии продавца или выступающие индивидуальными предпринимателями; б) споры о системах рассмотрения жалоб покупателей, организованных на предприятии продавца; в) споры о предоставлении услуг неэкономического характера;

г) споры между продавцами; д) споры о прямых переговорах между покупателем и продавцом; е) попытки урегулирования спора в ходе судебного разбирательства; ж) дела, возбужденные продавцом против покупателя; з) медицинские услуги, предоставленные специалистами в области здравоохранения; и) споры о предоставлении государственных услуг в области образования.

Согласно ст. 14 Директивы № 2013/11/EС государства — члены ЕС должны обеспечить своим гражданам помощь в разрешении потребительских споров трансграничного характера через соответствующие учреждения, предоставляющие услуги АДР на территории других государств-членов. К 9 июля 2015 года каждое государство — член ЕС должно назначить соответствующий компетентный орган и предоставить информацию о нем в Еврокомиссию (ст. 24 Директивы № 2013/11/EС). К 9 января 2016 года компетентный орган каждого государства-члена должен сообщить Еврокомиссии Список учреждений, предоставляющих услуги по альтернативному разрешению потребительских споров (consumer ADR).

Сведения об организациях, предоставляющих услуги АДР на территориях государств — членов ЕС, должны быть максимально полными, прозрачными и доступными для широкого круга потребителей. Услуги АДР по разрешению потребительских споров должны предоставляться бесплатно или по номинальной цене. Срок рассмотрения жалобы потребителя на продавца не должен превышать 90 дней. Такое условие не распространяется на рассмотрение жалоб продавцов против потребителей [1].

Регламент ЕС № 524/2013 относительно урегулирования споров с участием потребителей онлайн (The ODR Regulation) от 21.05.2013 [14] был опубликован 8 июля 2013 года, но его положения вступят в силу в государствах — членах ЕС только 9 января 2016 года. Включает в себя три главы: 1) Общие положения; 2) Платформа ODR; 3) Заключительные положения.

В ст. 1 Регламента ЕС № 524/2013 определена его цель: «путем достижения высокого уровня защиты прав потребителей внести свой вклад в надлежащее функционирование внутреннего рынка ЕС путем создания европейской платформы онлайн-разрешения споров (ODR platform)». Положения Регламента ЕС № 524/2013 предусматривают также содействие государствам — членам ЕС в создании прозрачной и эффективной системы альтернативного разрешения споров между потребителями и онлайн-продавцами [17].

В ст. 2 Регламента ЕС № 524/2013 зафиксирована сфера его применения. Регламент применяется к рассмотрению и разрешению споров из договорных обязательств, возникших из договоров онлайн-продаж между потребителями — жителями страны — члена ЕС и онлайн-продавцами, на платформе ODR. Государства — члены ЕС должны информировать Еврокомиссию о том, позволяет ли их законодательство рассматривать споры между потребителями и онлайн-продавцами в режиме онлайн.

В ст. 5 предусмотрены основные условия создания платформы ODR. Ее создание, поддержание, а также техническое обслуживание, финансирование и обеспечение безопасности компьютерных данных должна обеспечивать Еврокомиссия. Платформа ODR должна быть единой точкой входа для граждан-потребителей и онлайн-продавцов. Нужно предусмотреть возможность использовать данный веб-сайт бесплатно и на всех языках ЕС.

Платформа ODR должна поддерживать следующие функции:

а) возможность заполнения бланка жалобы и подачи жалобы в электронной форме;

б) информирование стороны-ответчика о жалобе;

в) определение лица, компетентного предоставить услуги АДР;

г) возможность управления делами в режиме онлайн и возможность проведения процедуры урегулирования споров в режиме онлайн через платформу ODR;

д) возможность перевода информации, которая необходима сторонам для разрешения спора, через платформу ODR;

е) создание электронной формы, с помощью которой стороны направляют информацию лицу, компетентному предоставить услуги АДР;

ж) обеспечение системы обратной связи, которая позволит сторонам высказать свое мнение о функционировании платформы ODR, и др.

На веб-сайте платформы ODR должен быть размещен перечень лиц, компетентных предоставлять услуги АДР.

До 9 января 2015 года Еврокомиссии необходимо провести тестовые испытания платформы ODR и предоставить доклад о тестовых испытаниях в Европейский Парламент и Совет.

В главе III Регламента ЕС № 524/2013 «Заключительные положения» предусмотрено, что до 9 июля 2018 года Еврокомиссия должна предоставить отчет о применении положений указанного регламента в государствах — членах ЕС.

Итальянский исследователь Э. Сильвестри писала, что с 2011 года «европейцы должны смотреть на медиацию как на существенную особенность Европейского Союза в сфере методов разрешения споров. Этот тренд задокументирован некоторыми недавними инициативами, взятыми на себя Комиссией в области укрепления защиты прав потребителей посредством лучшего регулирования ADR и ODR (онлайн-разрешение споров), как краеугольный камень стратегии, нацеленной на установление эффективных систем возмещения на европейском “едином рынке”» [21]. Внедрение в практику нового способа разрешения споров с участием граждан-потребителей в ЕС — онлайн-разрешения споров на специальном веб-сайте платформы ODR — заслуживает самого пристального внимания и изучения, поскольку открывает новые возможности электронного правосудия.

 

Список литературы

 

1. Alexander Oddy, Peter A. Smith, Mark Johnson. EU: ADR Directive and ODR Regulation to enter into force. URL: http://www.lexology.com/library/detail. aspx?g=aeb835e3-4ab5-4023-a0d8-c14b121bd436 (дата обращения 02.06.2014).

2. Commission Green Paper of 16 November 1993 on access of consumers to justice and the settlement of consumer disputes in the single market COM(93) 576 Final. URL: http://europa.eu/legislation_ summaries/other/l32023_en.htm (дата обращения 02.06.2014).

3. Commission Recommendation of 4 April 2001 on the principles for out-of-court bodies involved in the consensual resolution of consumer disputes // Official Journal of the European Union. L 109. 19.04.2001. P. 0056–0061. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32001H0310:EN:HTML (дата обращения 02.06.2014).

4. Communication from the commission to the European Parliament, the Council and the European economic and Social committee. Brussels. 29.11.2011. URL: http://www.europarl.europa.eu/document/ activities/cont/201204/20120425ATT43958/20120425ATT43958EN.pdf (дата обращения 02.06.2014).

5. Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters. URL: http://www.mediacia.com/files/ Documents/Directive_2008_en.pdf (дата обращения 02.06.2014).

6. Directive 2009/22/EC EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on injunctions for the protection of consumers' interests (Directive on consumer ADR). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:110:0030:0036:EN:PDF (дата обращения 02.06.2014).

7. Directive 2013/11/EU of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) № 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:165:0063:0079:EN:PDF (дата обращения 02.06.2014).

8. European Code of Conduct for Mediators. URL: http://ec.europa.eu/civiljustice/adr/adr_ec_code_conduct_en.pdf (дата обращения 02.06.2014).

9. European Commission Recommendation on the principles applicable to the bodies responsible for out-of-court settlement of consumer dispute // Official Journal of the European Union. L115/31. 17.04.1998. URL: http://europa.eu/legislation_summaries/consumers/protection_of_consumers/l32031_en.htm (дата обращения 02.06.2014).

10. Green Paper on alternative dispute resolution in civil and commercial law. Brussels. 19.04.2002. URL: http://www.abgs.gov.tr/files/ardb/evt/ 1_avrupa_birligi/1_6_raporlar/1_2_green_papers/com2002_green_paper_on_alternative_dispute_resolution.pdf (дата обращения 02.06.2014).

11. Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) № 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR). URL: http://ec.europa.eu/consumers/redress_cons/adr_policy_work_en.htm (дата обращения 02.06.2014).

12. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on online dispute resolution for consumer disputes (Regulation on consumer ODR). URL: http://ec.europa.eu/consumers/redress_ cons/adr_policy_work_en.htm (дата обращения 02.06.2014).

13. Regulation (EC) № 2006/2004 of the European Parliament and of the Council of 27 October 2004 on cooperation between national authorities responsible for the enforcement of consumer protection laws (the Regulation on consumer protection cooperation) (Text with EEA relevance). URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32004R2006:en:NOT (дата обращения 02.06.2014).

14. Regulation (EU) № 524/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on online dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) № 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Regulation on consumer ODR). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:165:0001:0012:EN:PDF (дата обращения 02.06.2014).

15. Report on alternative dispute resolution in civil, commercial and family matters 2011/2117(INI). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/ getDoc.do?type=REPORT&reference=A7-2011-0343&language=EN (дата обращения 02.06.2014).

16. Resolution on the implementation of the directive on mediation in the Member States, its impact on mediation and its take-up by courts. URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P7-TA-2011-0361 (дата обращения 02.06.2014).

17. The European Regulation on Consumer Online Dispute Resolution — Where Are We Now? URL: http://www.slaw.ca/2013/07/23/the-european-regulation-on-consumer-online-dispute-resolution-where-are-we-now/ (дата обращения 02.06.2014).

18. Берлингуэр Альдо. «Мягкое право» против «жесткого права» в Европейском Союзе // Современное право. 2012. № 12. С. 119.

19. Директива № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

20. Регламент № 2006/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О сотрудничестве между национальными органами власти по исполнению положений в области защиты прав потребителей (Регламент о сотрудничестве в области защиты прав потребителей)». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

21. Сильвестри Э. Альтернативное разрешение споров в странах Европейского Союза: обзор // Вестник гражданского процесса. 2012. № 6. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Варианты досудебного урегулирования спора делятся на две группы: 1) когда досудебный порядок предусмотрен законом (подзаконным актом), 2) когда необходимость соблюдения досудебной процедуры предусмотрена соглашением сторон
Добавлено: 02.08.2022
Рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием применения процедуры медиации и осуществления медиативной деятельности.
Добавлено: 16.02.2019
Приводятся результаты исследования законодательства стран СНГ и ближнего зарубежья, регулирующего применение медиации. Сделанные выводы основаны на анализе публикаций российских и зарубежных экспертов, а также нормативных правовых актов исследуемых стран.
Добавлено: 14.06.2018