УДК 347.9
Страницы в журнале: 76-79
Ю.В. Белянов,
аспирант кафедры гражданского права и процесса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Россия, Москва byv.sbrf@ya.ru
Рассматриваются последние изменения законодательства, направленные на оптимизацию деятельности судебных приставов-исполнителей и повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, в том числе введение и совершенствование электронного документооборота.
Ключевые слова: исполнительное производство, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, банк данных исполнительных производств, электронный документооборот.
Проблема своевременного и полного исполнения судебных актов уже на протяжении многих лет остается актуальной для российской правовой действительности. Пунктом 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года [3] за каждым человеком закреплено право обращения в суд в случае возникновения спора, связанного с защитой его гражданских прав, включая право на доступ к правосудию, подразумевающее право на возбуждение искового производства в судах по вопросам гражданско-правового характера. Однако закрепление таких прав бессмысленно в случае, если принятый судом правовой акт по каким-либо причинам не исполняется.
В специальной литературе постоянно обсуждаются отдельные вопросы, связанные с повышением эффективности исполнения исполнительных документов, вынесенных в отношении как физических, так и юридических лиц. И несмотря на то, что общее количество обращений российских граждан в Европейский суд по правам человека в последние годы сократилось (в отчете ЕСПЧ, опубликованном в июле 2015 года, указывается, что общее количество зарегистрированных жалоб против России (9 100) уменьшилось почти на треть в сравнении с 2013 годом (12 328)) [2], проблема своевременного исполнения судебных актов решается очень медленно.
Все еще нередки случаи, когда при наличии вступившего в законную силу судебного решения о взыскании задолженности с государственного органа взыскатель не может удовлетворить свои интересы ввиду отсутствия у данного органа денежных средств, на которые можно было бы обратить взыскание. Осложняется ситуация тем, что привлечь к субсидиарной ответственности государственные органы вышестоящих инстанций невозможно.
В этой связи необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в действующее гражданское процессуальное и бюджетное законодательство, которые позволят привлекать к субсидиарной ответственности государственные органы в случае невозможности удовлетворения требований взыскателя в порядке исполнительного производства.
Как известно, принудительным исполнением судебных и иных актов в Российской Федерации занимается Федеральная служба судебных приставов. Серьезной проблемой принудительного исполнения судебных актов является перегруженность судебных приставов ФССП России. Средняя нагрузка одного судебного пристава составляет около 2000 исполнительных производств, каждое из которых требует проведения исполнительных действий в полном объеме (ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее — Закон об исполнительном производстве) [4]. Судебный пристав-исполнитель обязан иметь достаточно высокий уровень знаний и навыков, чтобы контролировать ход исполнительных действий по всем возбужденным исполнительным производствам, проводить надлежащее взаимодействие со сторонами исполнительного производства —взыскателем и должником, а также с иными лицами, участвующими в процессе исполнения судебного акта. Значительную часть времени занимает прием граждан и представителей организаций, который проводится в соответствии с Временной инструкции по организации личного приема граждан в Федеральной службе судебных приставов (утв. приказом ФССП России от 20.08.2009 № 371) [1].
Должники, взыскатели и представители сторон исполнительного производства часто не обладают юридическими знаниями и не могут воспользоваться своим правом на квалифицированную юридическую помощь, поэтому от них поступает много обращений, требующих разъяснения процесса исполнения. В результате образуются очереди, которые порождают недовольство и раздражение, провоцируют граждан к немотивированным жалобам, что весьма усложняет работу судебных приставов-исполнителей.
С целью решения данной проблемы в соответствии со ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве 12 мая 2012 г. приказом ФССП России № 248 был утвержден Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов [8]. Создание и ведение банка данных осуществляется в электронном виде средствами государственной информационной системы, разработанной ФССП России и размещенной на официальном сайте ФССП России. Это позволило гражданам и организациям оперативно получать полную информацию о фактах возбуждения и статусе исполнительных производств посредством сети Интернет и оптимизировать работу территориальных органов ФССП России. Указанный сервис позволяет также направлять электронные обращения в территориальные отделы ФССП России.
В октябре 2014 года в ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве внесены изменения [6], на основании которых судебные приставы-исполнители или иные должностные лица службы судебных приставов могут выносить постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это постановление может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (далее — Единый портал госуслуг) с учетом Правил оказания услуг почтовой связи.
В марте 2015 года внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Закон об исполнительном производстве [7], согласно которым исполнительный документ может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 319 АПК РФ, ч. 1.1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Теперь согласно п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 № 1121 утверждены требования к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа [5]. В частности, электронный документ должен соответствовать спецификации XML и иметь одну или несколько усиленных квалифицированных электронных подписей, исполненных в формате отделенной электронной подписи (PKCS#7) должностными лицами органа, выдавшего исполнительный документ, метку времени (достоверную информацию о дате и времени подписания), а также корневой элемент (блок) IId и вложенные в него элементы (блоки, реквизиты), принадлежащие пространству имен ttp://www.fssprus.ru/namespace/id/2015/1
С целью дальнейшего совершенствования электронного документооборота по инициативе Министерства юстиции РФ Правительством РФ приняты Правила направления с использованием информационно-коммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб (утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 606; далее — Правила) [9].
Правилами предусмотрено, что лицу, участвующему в исполнительном производстве, может быть направлено извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при условии, что это лицо зарегистрировано, идентифицировано и аутентифицировано на Едином портале госуслуг и обратилось к оператору портала с заявлением о возможности направления ему от органов государственной власти юридически значимых уведомлений в электронной форме.
Согласно п. 6 Правил для определения возможности направления извещений лицу, участвующему в исполнительном производстве, ФССП России запрашивает у оператора Единого портала госуслуг информацию о возможности направления этому лицу извещений в электронной форме и обеспечивает размещение таких извещений. Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило в личный кабинет. В свою очередь это лицо наделяется правом подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Подать ходатайство, жалобу также можно через личный кабинет на Едином портале госуслуг.
Все эти нововведения, безусловно, значительно облегчают доступ к информации сторонам исполнительного производства и работу судебного пристава-исполнителя. Однако, на наш взгляд, целесообразно создать механизм прямого технического информирования судебного пристава-исполнителя о доступе должника в личный кабинет Единого портала госуслуг. В случае использования должником личного кабинета в его адрес в автоматическом режиме должны направляться вынесенные судебным приставом предупреждения и постановления с надлежащей обратной связью в адрес судебного пристава о прочтении должником направленного предупреждения. Это позволит дистанционно информировать лиц, имеющих задолженность по кредитам, об уголовной ответственности по статьям 177, 312 Уголовного кодекса РФ, что весьма актуально в связи низким уровнем погашения кредиторской задолженности, а также злостно уклоняющихся от погашения долга лиц, в отношении которых применяется временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации. Кроме того, в этом случае можно считать должника уведомленным в установленном законом порядке о принятых в отношении него документах без фактического вручения их бумажных экземпляров. Это позволит оптимизировать процесс применения принудительных мер, направленных на скорейшее полное и правильное исполнение судебного акта.
Немаловажно также, что возможность получения взыскателем и должником информации и электронных документов о процессуальных действиях в оперативном порядке будет способствовать предотвращению случаев неправомерных действий со стороны судебных приставов-исполнителей, в том числе действий коррупционной направленности, и позволит создать простой механизм контроля сторонами исполнительного производства за принимаемыми должностными лицами процессуальными действиями в рамках исполнения судебных актов.
Несомненные преимущества электронного исполнительного документа заключаются в невозможности его утраты службой судебных приставов в процессе исполнения или при пересылке между подразделениями ФССП России, что позволит минимизировать количество обращений граждан и организаций в суд с заявлениями о выдаче дубликатов исполнительных документов. Кроме того, электронный документооборот полностью исключает риск физического повреждения или уничтожения оригинала исполнительного документа.
Переход на систему электронного документооборота с использованием сети Интернет и электронно-цифровой подписи, ко всему прочему, значительно сократит не только временные и трудовые затраты судебных приставов, но и фактический расход бумаги и канцелярских товаров и затраты на приобретение оргтехники.
С целью дальнейшего развития электронного документооборота между ФССП России и сторонами исполнительного производства полагаем целесообразным предусмотреть техническую возможность направления постановлений судебного пристава-исполнителя непосредственно на электронный адрес взыскателя, указанный им при предъявлении исполнительного листа к исполнению. Для реализации данного предложения следует дополнить ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве нормой, согласно которой при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства взыскатель должен указывать адрес электронной почты, на которую судебный пристав будет направлять официальную информацию об исполнительном производстве. Интернет-сервисы предоставляют возможность сообщения адресанту о прочтении письма адресатом, что будет служить подтверждением получения сторонами исполнительного производства постановлений судебных приставов-исполнителей. В результате оптимизации почтовых и иных расходов ускорится процесс информирования сторон об исполнительном производстве, что позволит принимать меры принудительного взыскания в более короткие сроки.
Список литературы
1. Временная инструкция по организации личного приема граждан в Федеральной службе судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 20.08.2009 № 371 // Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
2. Как изменилась работа ЕСПЧ в 2015 году: по результатам первого полугодия. URL: https://roseurosud.org/espch/kak-izmenilas-rabota-espch-v-2015-godu
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме 04.11.1950) // Доступ из СПС «Гарант».
4. Об исполнительном производстве: федер. закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа: утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2015 № 1121. URL: http://fssprus.ru/2244014/
6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248. URL: http://fssprus.ru/prikaz_fssp_248_12052012/
9. Правила направления с использованием информационно-коммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб: утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 606. Консорциум «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/420363629