П.И. МЕЛЬНИЧЕНКО,
доктор медицинских наук, профессор, главный государственный санитарный врач Минобороны России
О.В. ДАМАСКИН,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ Генпрокуратуры РФ
Нарастающая сейчас в мире эпидемия ВИЧ-СПИД имеет скрытый характер, не позволяющий по внешним признакам определять наличие заражения, а поэтому представляет повышенную опасность.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает определенные клетки иммунной системы, защищающей организм от различных заболеваний, и может привести к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) как клинического состояния, которое характеризуется критическим изменением функций иммунной системы и часто сопровождается развитием таких симптомов ее угнетения, как тяжелые инфекционные и паразитарные поражения различных органов, ведущие к летальному исходу.
Эпидемия ВИЧ-СПИД распространяется в мире быстрыми темпами. За последние 20 лет от СПИДа умерло более 20 млн человек, около 50 млн человек являются инфицированными. В условиях глобализации и расширения миграции опасность дальнейшего распространения заболеваний возрастает. В настоящее время около 150 млн мигрантов живут и работают вне стран, гражданами которых они являются, около половины из них — женщины.
Очевидно воздействие ВИЧ-СПИД на международную и национальную безопасность, поскольку от СПИДа умирает намного больше людей, чем в результате локальных войн или вооруженных конфликтов.
Признавая глобальное значение последствий ВИЧ-СПИД для человечества, Совет Безопасности ООН в январе 2000 года впервые в истории включил в повестку дня заседания медицинскую проблему. Он обратил внимание на потенциальную угрозу, которую представляет эпидемия для международной безопасности, особенно в условиях военных конфликтов и миротворческих операций. ВИЧ-СПИД следует рассматривать как кризис безопасности, представляющий потенциальную угрозу для народов, государств и международного сообщества, сопоставимую с крупной войной.
Социальные, военные конфликты и стихийные бедствия способствуют распространению ВИЧ-СПИД, поскольку гражданские лица в этих условиях чаще подвергаются массовому перемещению; нарушаются права человека, включая совершение сексуального насилия; люди оказываются в обстановке нищеты, побуждающей их использовать коммерческий секс для выживания.
В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ-СПИД, принятой 27 июня 2001 г., Генеральная Ассамблея ООН призывает все учреждения ООН, региональные и международные организации, а также неправительственные организации, занимающиеся оказанием международной помощи странам и регионам, подверженным конфликтам, гуманитарным кризисам или стихийным бедствиям, в срочном порядке включить в свои планы и программы элементы профилактики ВИЧ-СПИД.
Лица, проходящие военную службу, являются группой с высокой степенью уязвимости для инфекций, что обусловлено особенностями работы, мобильностью, возрастом и другими факторами, способствующими повышению риска инфицирования ВИЧ-СПИД.
Угроза распространения ВИЧ-СПИД актуальна и в России, где, по официальным данным Минздравсоцразвития России на 1 августа 2006 г., зарегистрирован 351 971 человек, инфицированных ВИЧ, из которых около 70% в возрасте от 15 до 40 лет. Следует учесть, что в действительности число инфицированных значительно выше и составляет, по экспертным оценкам, около 1 млн человек. Это представляет реальную угрозу здоровью всего населения и национальной безопасности.
Основными способами распространения ВИЧ-СПИД являются инъекционное употребление наркотиков, незащищенный секс, передача вируса от матери ребенку во время беременности, выход инфекции за пределы групп риска в широкие слои населения.
Среди факторов, способствующих риску инфицирования, — низкая культура и социальные пороки общества, распространенность употребления наркотиков и алкоголя, бедность как путь к проституции, насилию и эксплуатации, ограниченность доступа к услугам здравоохранения, боязнь дискриминации. Поэтому в России к 2010 году возможен рост ВИЧ-инфекции: количество ВИЧ-инфицированных может достигнуть нескольких миллионов человек.
Перечислим основные направления противодействия распространению ВИЧ-СПИД:
· улучшение и увеличение доступности тестирования на ВИЧ и консультирования;
· совершенствование методик и повышение качества их применения при диагностике и лечении;
· повышение масштабов качества информирования людей об угрозе ВИЧ и статусе ВИЧ-инфицированных;
· исследование эпидемии как вирусного заболевания с учетом комплексного влияния социальных факторов;
· соотнесение правил этики и конфиденциальности с потребностью выявления и сокращения контактов, представляющих угрозу здоровью;
· обеспечение доступности тестирования для групп повышенного риска;
· правовое обеспечение системы противодействия распространению ВИЧ-СПИД.
Подход к проблеме ВИЧ-СПИД с позиции защиты прав человека предполагает создание благоприятной правовой и социальной среды, в которой люди, живущие с ВИЧ, рассматриваются как полноправные граждане, а не изгои общества. Когда у людей отсутствует доступ к информации, диагностике и лечению, увеличивается риск дальнейшего распространения ВИЧ, что делает уязвимым общество в целом.
Вместе с тем эпидемия ВИЧ-СПИД в России актуализирует проблему соотношения личных прав человека и интересов безопасности общества. Безответственность людей по отношению к своему здоровью, умышленное нарушение правовых норм поведения в жизненно важных и опасных ситуациях, ведущее к ВИЧ-инфицированию, нарушает законные права других людей на обеспечение своей безопасности и здоровья.
Статья 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией» Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией; заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни; заражение, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего; заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Динамика регистрации преступлений, выявления лиц и осуждения по ст. 122 УК РФ позволяет констатировать низкую эффективность следственной и судебной практики в рассматриваемой сфере (см. таблицу).
Однако отдельные активисты правозащитного движения утверждают, что эти нормы ограничивают конституционные права каждого индивидуума на свободу, частную жизнь и создание семьи, а также вызывают нежелание проходить тестирование.
В связи с этим следует отметить, что согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Следовательно, это дает возможность для принятия законодателем федеральных законов, ориентированных на обеспечение противодействия распространению ВИЧ-СПИД. При этом целесообразно учитывать Международные руководящие принципы по ВИЧ-СПИД и правам человека, которые были приняты на Второй международной конференции по вопросам ВИЧ-СПИД и правам человека, проходившей в сентябре 1996 года в Женеве, поскольку в 1997 году Комиссия ООН по правам человека одобрила эти руководящие принципы и они используются при подготовке резолюций ООН по ВИЧ-СПИД. Это обусловливается потребностью обеспечения прав человека в сфере защиты здоровья; соотнесения личных прав людей с безопасностью здоровья общества; использования зарубежного опыта и возможностей международного сотрудничества в организации противодействия распространению ВИЧ-СПИД.
В современных условиях силовые структуры, обладающие традициями организованности и дисциплины, представляют собой плацдарм для противодействия распространению ВИЧ-СПИД в обществе.
Главное военно-медицинское управление Минобороны России совместно с руководством Программы профилактики ВИЧ-СПИД в Научно-исследовательском медицинском центре ВМС США (Сан-Диего, штат Калифорния) организовало проведение в 2004 году американско-российской военной конференции по профилактике ВИЧ-СПИД, в которой приняли участие около 140 военных специалистов в области медицины из 17 стран. Основным результатом конференции стало определение возможностей расширения сферы прилагаемых усилий и стратегии заполнения установленных пробелов в профилактике ВИЧ-СПИД, различных подходов к диагностике и лечению ВИЧ и СПИДа, разработки проекта стратегического плана по повышению эффективности мероприятий по профилактике ВИЧ-СПИД среди военнослужащих России и СНГ.
Продолжением конструктивного сотрудничества стали российско-американские военные конференции по профилактике ВИЧ-СПИД «Прикладная стратегия по прекращению распространения ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах» и «Психологические и медицинские проблемы профилактики распространения ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах», организованные министерствами обороны России и США в 2005 и 2006 году соответственно.
Актуальность конференций определяется общей тенденцией роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в мире и Российской Федерации, объективной необходимостью совершенствования мер по противодействию распространению эпидемии инфекции. Масштабы и скорость распространения инфекции, ее последствия привели к тому, что в начале третьего тысячелетия она представляет собой одну из главных угроз безопасности человечества.
Характер и закономерности распространения ВИЧ-инфекции среди военнослужащих в основном повторяют ситуацию, сложившуюся в стране. Динамика выявления ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах РФ свидетельствует, что за весь период эпидемии в стране показатели выявления ВИЧ-инфицированных составили около 0,5—0,7% от числа ВИЧ-инфицированных, выявленных в России. В текущем году этот показатель составил 0,2%. Снижение числа инфицированных в последние годы связано преимущественно с реализацией мер по их недопущению в войска.
Федеральным законодательством России не предусмотрено обязательное тестирование на ВИЧ при призыве на военную службу, поэтому существует угроза заноса инфекции в воинские коллективы. В течение последних лет наметилась тенденция к уменьшению числа выявления инфицированных среди военнослужащих, однако не вызывает сомнения наличие латентности реального уровня инфекции. Наиболее поражаемой категорией стали военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в возрасте 18—21 года.
Основные пути заражения ВИЧ военнослужащих менялись в зависимости от этапа эпидемии. Если до 1996 года преобладающим был половой путь заражения, то с 1996 по 2001 год основным путем заражения стала передача вируса при внутривенном введении наркотических препаратов, в основном до призыва на военную службу. С 2003 года основным путем заражения военнослужащих снова стал половой путь.
Основными направлениями деятельности в Вооруженных Силах РФ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции являются:
· разработка стратегии и тактики борьбы с ВИЧ-инфекцией в Вооруженных Силах, совершенствование нормативно-правовой базы;
· эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции, совершенствование диагностики и лечения;
· развитие системы информирования военнослужащих о ВИЧ-инфекции и доступных мерах ее профилактики; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекции;
· социальная защита лиц, подвергшихся риску заражения ВИЧ при исполнении служебных обязанностей, и инфицированных военнослужащих.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди военнослужащих и развитию навыков, позволяющих молодым людям сохранить здоровье в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции в стране, Главным военно-медицинским управлением Минобороны России внедряются новые формы работы совместно с общественными организациями в регионах с высоким риском заражения ВИЧ.
Мероприятия сопровождались проведением социологических исследований, которые показали их эффективность: значительное (40%) повышение уровня информированности участников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Это позволяет сделать вывод об эффективности партнерства с общественными организациями и определить основные его направления:
· выявление уровня информированности молодежи призывного возраста и военнослужащих по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и уяснение их мнения о предпочтительной форме и способах получения данной информации;
· изучение динамики социально-поведенческих характеристик молодежи призывного возраста, определение уровня их рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией;
· проведение информационно-обучающих профилактических мероприятий среди призывников и военнослужащих с использованием новых прогрессивных методик;
· оказание помощи командованию и медицинской службе в организации и проведении профилактических мероприятий;
· подготовка и распространение санитарно-просветительских материалов по тематике.
Профилактика ВИЧ-инфекции среди военнослужащих имеет важное значение, так как рост заболеваемости среди личного состава влияет на боеспособность воинских частей, требует значительных затрат на диагностику и лечение, влечет негативные социальные последствия. С целью предупреждения инфекции медицинскому обследованию на ВИЧ подлежат:
· военнослужащие иностранных государств, прибывающие в воинские части и учреждения Минобороны России на срок свыше 3 месяцев без сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции;
· граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения — в обязательном порядке; призывники, а также лица из молодого пополнения, склонные к употреблению наркотиков, — с их согласия и учетом показаний;
· лица, поступающие на работу, связанную с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с инфицированными лицами или соответствующим материалом.
Эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции в войсках осуществляется в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава и является основой управленческих решений при планировании и осуществлении мероприятий по противодействию распространению инфекции.
Обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфицированность проводится с предварительным и последующим консультированием. Любое обследование крови на ВИЧ не является законным, если оно проведено без согласия пациента (кроме случаев, установленных федеральным законодательством) и без предварительного и последующего консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Юридические нормы о добровольности и необходимости консультирования закреплены в ст. 7 Федерального закона от 24.02.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее — Закон).
В настоящее время на первый план выходит проблема разрешения противоречия между возрастающими практическими потребностями и ограниченными правовыми возможностями защиты интересов военнослужащих и общества в целом в условиях распространения СПИДа. При этом следует иметь в виду права и интересы как инфицированных лиц, так и лиц, состоящих с ними в служебных и иных отношениях.
Наиболее актуальными представляются проблемы:
· оснований обязательности обследования на выявление ВИЧ-инфекции;
· своевременности определения времени инфицирования (до или во время несения военной службы);
· возможности несения лицом военной службы после выявления ВИЧ-инфекции;
· оснований, условий и продолжительности обеспечения военно-медицинской службой лечения инфицированных лиц;
· осведомленности командования и других лиц об инфицированности сослуживца;
· регламентации служебных и бытовых отношений военнослужащих с инфицированными сослуживцами.
Названные и другие проблемы нуждаются в правовом урегулировании для создания легальных основ обеспечения прав и интересов всех военнослужащих. К указанным проблемам имеются два противоположных подхода. Приверженцы первого настаивают на недопущении и немедленном увольнении с военной службы инфицированных лиц; сторонники второго допускают возможность состояния инфицированных лиц на военной службе до возникновения условий, препятствующих этому. Такими условиями становятся ухудшение здоровья инфицированного лица, мешающее исполнению им служебных обязанностей; изменение характера содержания и условий военной службы, неблагоприятно влияющих на здоровье инфицированного лица; конфликтные ситуации вследствие реакции отторжения инфицированного лица сослуживцами, влияющие на качество несения военной службы, и др.
Проблемы прекращения военно-служебных отношений инфицированным лицом сопряжены со сложностью установления времени и обстоятельств инфицирования ВИЧ. Однако эти обстоятельства, очевидно, должны подлежать учету при определении правовых последствий в части, касающейся компенсаций в связи с утратой здоровья (пособий, пенсий), а также подведомственности и источника финансирования продолжительного медицинского обеспечения. Кроме того, необходим учет естественных интересов всех военнослужащих, находящихся в служебном контакте с инфицированным, в сохранении своего здоровья. Необходим также больший учет прав и интересов персонала военно-медицинской службы.
Разумеется, в основе содержательной стороны вопросов, касающихся противодействия распространению СПИДа, должны находиться достоверные медицинские показатели и надежные рекомендации по содержанию и условиям служебных контактов военнослужащих с инфицированными лицами. Необходимо упорядочить в военно-служебных отношениях это специфическое направление правовыми нормами, обязательными для исполнения. Представляется, что такие нормы должны стать составной частью военного законодательства, включающего в себя правила служебных отношений, быта и гигиены военнослужащих.
Этим целям может служить предварительное изучение сложившейся и развивающейся практики в армиях различных стран в интересах выработки правового статуса инфицированных и регламентации отношений с ними в сфере военной службы. В эпоху глобализации необходимым условием выполнения такой задачи может и должно стать международное сотрудничество в области военной медицины и здравоохранения по противодействию распространению ВИЧ-СПИД в рамках соответствующих международных программ. Основными направлениями сотрудничества могут быть:
· обмен опытом в области профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и других социальных инфекций в среде военнослужащих;
· взаимопомощь в обучении военных специалистов современным достижениям науки и практики в данной области;
· оказание помощи в изучении, адаптации и внедрении в жизнь профилактических программ, доказавших свою эффективность в среде военнослужащих и резервистов или призывников;
· взаимодействие по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции среди миротворцев многонациональных сил, а также по лечению ВИЧ-инфицированных военнослужащих;
· использование средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни среди различных категорий военнослужащих и молодежи;
· унификация нормативных правовых актов с учетом перспектив совместной деятельности при осуществлении миротворческих и антитеррористических операций в интересах национальной и международной безопасности.
Мировой опыт свидетельствует, что цена бездействия намного выше стоимости финансовых вложений в программы профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Необходимость разработки и реализации прикладной стратегии по прекращению распространения ВИЧ-СПИД обусловливается потребностью противодействия нарастающим угрозам национальной безопасности, а именно:
· сокращению населения трудоспособного возраста, снижению производительного потенциала и конкурентоспособности экономики страны;
· усугублению проблем бедности, демографического кризиса, обороноспособности и без-
опасности страны;
· росту социальной напряженности в результате дискриминации людей, инфицированных ВИЧ.
Таким образом, распространение ВИЧ-СПИД является очевидной угрозой национальной безопасности, экономическому росту и развитию международных отношений, обусловливающей потребность адекватного противодействия.
Действующий Закон установил гарантии государства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, в частности:
· регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации;
· эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории России;
· производство средств профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции;
· доступность медицинского освидетельствования для выявления инфицирования, в том числе и анонимно, с предварительным и последующим консультированием;
· бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи лицам, живущим с ВИЧ-СПИД, медикаментов при амбулаторном и стационарном лечении;
· социально-бытовая помощь, содействие в получении образования, переподготовке, трудоустройстве.
При этом в Законе существенно сокращен круг лиц, освидетельствование которых может быть проведено в обязательном порядке. Практика реализации ряда норм Закона является неудовлетворительной, поскольку с момента его принятия состояние проблемы существенно изменилось.
Считаем необходимым, исходя из тенденций развития эпидемии ВИЧ-СПИД, ее угроз и потребности практики защиты прав человека и интересов общества, внести предложения по совершенствованию законодательства и соответствующих подзаконных актов:
· признать борьбу с ВИЧ-инфекцией одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности;
· увеличить финансирование из федеральных и иных источников на борьбу с ВИЧ-СПИД;
· добиться списания государственных долгов России в обмен на увеличение государственного финансирования программ борьбы с ВИЧ-СПИД;
· предусмотреть в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации информацию о состоянии защиты прав граждан в связи с ВИЧ-СПИД;
· сформировать единый государственный центр по борьбе с ВИЧ-СПИД и предусмотреть финансирование его программ,
прошедших экспертизу с участием общественности;
· организовать регулярный мониторинг
исполнения норм законодательства, касающихся прав человека и безопасности здоровья общества, в связи с ВИЧ-СПИД, приведение его в соответствие с Конституцией РФ;
· интенсифицировать проведение научных исследований, подготовку методик с использованием передового отечественного и зарубежного опыта для обеспечения результативности борьбы с ВИЧ-СПИД;
· ввести в программы обучения в высших и средних медицинских образовательных учреждениях современные научные данные о ВИЧ-СПИД;
· развивать международное сотрудничество по предупреждению распространения ВИЧ-СПИД как комплекс мероприятий экономического, социального, медицинского и правового характера при соблюдении обязательств в области прав человека.
Библиография
Источник: Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М., 2006.