Статья

Организационные и правовые аспекты противодействия распространению ВИЧ-СПИД как угрозе национальной безопасности

П.И. МЕЛЬНИЧЕНКО, доктор медицинских наук, профессор, главный государственный санитарный врач Минобороны России О.В. ДАМАСКИН, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ Генпрокуратуры РФ Нарастающая сейчас в мире эпидемия ВИЧ-СПИД имеет скрытый характер, не позволяющий по внешним признакам определять наличие заражения, а поэтому представляет повышенную опасность.

П.И. МЕЛЬНИЧЕНКО,

доктор медицинских наук, профессор, главный государственный санитарный врач Минобороны России

 

О.В. ДАМАСКИН,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ Генпрокуратуры РФ

 

Нарастающая сейчас в мире эпидемия ВИЧ-СПИД имеет скрытый характер, не позволяющий по внешним признакам определять наличие заражения, а поэтому представляет повышенную опасность.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает определенные клетки иммунной системы, защищающей организм от различных заболеваний, и может привести к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) как клинического состояния, которое характеризуется критическим изменением функций иммунной системы и часто сопровождается развитием таких симптомов ее угнетения, как тяжелые инфекционные и паразитарные поражения различных органов, ведущие к летальному исходу.

Эпидемия ВИЧ-СПИД распространяется в мире быстрыми темпами. За последние 20 лет от СПИДа умерло более 20 млн человек, около 50 млн человек являются инфицированными. В условиях глобализации и расширения миграции опасность дальнейшего распространения заболеваний возрастает. В настоящее время около 150 млн мигрантов живут и работают вне стран, гражданами которых они являются, около половины из них — женщины.

Очевидно воздействие ВИЧ-СПИД на международную и национальную безопасность, поскольку от СПИДа умирает намного больше людей, чем в результате локальных войн или вооруженных конфликтов.

Признавая глобальное значение последствий ВИЧ-СПИД для человечества, Совет Безопасности ООН в январе 2000 года впервые в истории включил в повестку дня заседания медицинскую проблему. Он обратил внимание на потенциальную угрозу, которую представляет эпидемия для международной безопасности, особенно в условиях военных конфликтов и миротворческих операций. ВИЧ-СПИД следует рассматривать как кризис безопасности, представляющий потенциальную угрозу для народов, государств и международного сообщества, сопоставимую с крупной войной.

Социальные, военные конфликты и стихийные бедствия способствуют распространению ВИЧ-СПИД, поскольку гражданские лица в этих условиях чаще подвергаются массовому перемещению; нарушаются права человека, включая совершение сексуального насилия; люди оказываются в обстановке нищеты, побуждающей их использовать коммерческий секс для выживания.

В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ-СПИД, принятой 27 июня 2001 г., Генеральная Ассамблея ООН призывает все учреждения ООН, региональные и международные организации, а также неправительственные организации, занимающиеся оказанием международной помощи странам и регионам, подверженным конфликтам, гуманитарным кризисам или стихийным бедствиям, в срочном порядке включить в свои планы и программы элементы профилактики ВИЧ-СПИД.

Лица, проходящие военную службу, являются группой с высокой степенью уязвимости для инфекций, что обусловлено особенностями работы, мобильностью, возрастом и другими факторами, способствующими повышению риска инфицирования ВИЧ-СПИД.

Угроза распространения ВИЧ-СПИД актуальна и в России, где, по официальным данным Минздравсоцразвития России на 1 августа 2006 г., зарегистрирован 351 971 человек, инфицированных ВИЧ, из которых около 70% в возрасте от 15 до 40 лет. Следует учесть, что в действительности число инфицированных значительно выше и составляет, по экспертным оценкам, около 1 млн человек. Это представляет реальную угрозу здоровью всего населения и национальной безопасности.

Основными способами распространения ВИЧ-СПИД являются инъекционное употребление наркотиков, незащищенный секс, передача вируса от матери ребенку во время беременности, выход инфекции за пределы групп риска в широкие слои населения.

Среди факторов, способствующих риску инфицирования, — низкая культура и социальные пороки общества, распространенность употребления наркотиков и алкоголя, бедность как путь к проституции, насилию и эксплуатации, ограниченность доступа к услугам здравоохранения, боязнь дискриминации. Поэтому в России к 2010 году возможен рост ВИЧ-инфекции: количество ВИЧ-инфицированных может достигнуть нескольких миллионов человек.

Перечислим основные направления противодействия распространению ВИЧ-СПИД:

· улучшение и увеличение доступности тестирования на ВИЧ и консультирования;

· совершенствование методик и повышение качества их применения при диагностике и лечении;

· повышение масштабов качества информирования людей об угрозе ВИЧ и статусе ВИЧ-инфицированных;

· исследование эпидемии как вирусного заболевания с учетом комплексного влияния социальных факторов;

· соотнесение правил этики и конфиденциальности с потребностью выявления и сокращения контактов, представляющих угрозу здоровью;

· обеспечение доступности тестирования для групп повышенного риска;

· правовое обеспечение системы противодействия распространению ВИЧ-СПИД.

Подход к проблеме ВИЧ-СПИД с позиции защиты прав человека предполагает создание благоприятной правовой и социальной среды, в которой люди, живущие с ВИЧ, рассматриваются как полноправные граждане, а не изгои общества. Когда у людей отсутствует доступ к информации, диагностике и лечению, увеличивается риск дальнейшего распространения ВИЧ, что делает уязвимым общество в целом.

Вместе с тем эпидемия ВИЧ-СПИД в России актуализирует проблему соотношения личных прав человека и интересов безопасности общества. Безответственность людей по отношению к своему здоровью, умышленное нарушение правовых норм поведения в жизненно важных и опасных ситуациях, ведущее к ВИЧ-инфицированию, нарушает законные права других людей на обеспечение своей безопасности и здоровья.

Статья 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией» Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией; заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни; заражение, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего; заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Динамика регистрации преступлений, выявления лиц и осуждения по ст. 122 УК РФ позволяет констатировать низкую эффективность следственной и судебной практики в рассматриваемой сфере (см. таблицу).

Однако отдельные активисты правозащитного движения утверждают, что эти нормы ограничивают конституционные права каждого индивидуума на свободу, частную жизнь и создание семьи, а также вызывают нежелание проходить тестирование.

В связи с этим следует отметить, что согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Следовательно, это дает возможность для принятия законодателем федеральных законов, ориентированных на обеспечение противодействия распространению ВИЧ-СПИД. При этом целесообразно учитывать Международные руководящие принципы по ВИЧ-СПИД и правам человека, которые были приняты на Второй международной конференции по вопросам ВИЧ-СПИД и правам человека, проходившей в сентябре 1996 года в Женеве, поскольку в 1997 году Комиссия ООН по правам человека одобрила эти руководящие принципы и они используются при подготовке резолюций ООН по ВИЧ-СПИД. Это обусловливается потребностью обеспечения прав человека в сфере защиты здоровья; соотнесения личных прав людей с безопасностью здоровья общества; использования зарубежного опыта и возможностей международного сотрудничества в организации противодействия распространению ВИЧ-СПИД.

В современных условиях силовые структуры, обладающие традициями организованности и дисциплины, представляют собой плацдарм для противодействия распространению ВИЧ-СПИД в обществе.

Главное военно-медицинское управление Минобороны России совместно с руководством Программы профилактики ВИЧ-СПИД в Научно-исследовательском медицинском центре ВМС США (Сан-Диего, штат Калифорния) организовало проведение в 2004 году американско-российской военной конференции по профилактике ВИЧ-СПИД, в которой приняли участие около 140 военных специалистов в области медицины из 17 стран. Основным результатом конференции стало определение возможностей расширения сферы прилагаемых усилий и стратегии заполнения установленных пробелов в профилактике ВИЧ-СПИД, различных подходов к диагностике и лечению ВИЧ и СПИДа, разработки проекта стратегического плана по повышению эффективности мероприятий по профилактике ВИЧ-СПИД среди военнослужащих России и СНГ.

Продолжением конструктивного сотрудничества стали российско-американские военные конференции по профилактике ВИЧ-СПИД «Прикладная стратегия по прекращению распространения ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах» и «Психологические и медицинские проблемы профилактики распространения ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах», организованные министерствами обороны России и США в 2005 и 2006 году соответственно.

Актуальность конференций определяется общей тенденцией роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в мире и Российской Федерации, объективной необходимостью совершенствования мер по противодействию распространению эпидемии инфекции. Масштабы и скорость распространения инфекции, ее последствия привели к тому, что в начале третьего тысячелетия она представляет собой одну из главных угроз безопасности человечества.

Характер и закономерности распространения ВИЧ-инфекции среди военнослужащих в основном повторяют ситуацию, сложившуюся в стране. Динамика выявления ВИЧ-СПИД в Вооруженных Силах РФ свидетельствует, что за весь период эпидемии в стране показатели выявления ВИЧ-инфицированных составили около 0,5—0,7% от числа ВИЧ-инфицированных, выявленных в России. В текущем году этот показатель составил 0,2%. Снижение числа инфицированных в последние годы связано преимущественно с реализацией мер по их недопущению в войска.

Федеральным законодательством России не предусмотрено обязательное тестирование на ВИЧ при призыве на военную службу, поэтому существует угроза заноса инфекции в воинские коллективы. В течение последних лет наметилась тенденция к уменьшению числа выявления инфицированных среди военнослужащих, однако не вызывает сомнения наличие латентности реального уровня инфекции. Наиболее поражаемой категорией стали военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в возрасте 18—21 года.

Основные пути заражения ВИЧ военнослужащих менялись в зависимости от этапа эпидемии. Если до 1996 года преобладающим был половой путь заражения, то с 1996 по 2001 год основным путем заражения стала передача вируса при внутривенном введении наркотических препаратов, в основном до призыва на военную службу. С 2003 года основным путем заражения военнослужащих снова стал половой путь.

Основными направлениями деятельности в Вооруженных Силах РФ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции являются:

· разработка стратегии и тактики борьбы с ВИЧ-инфекцией в Вооруженных Силах, совершенствование нормативно-правовой базы;

· эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции, совершенствование диагностики и лечения;

· развитие системы информирования военнослужащих о ВИЧ-инфекции и доступных мерах ее профилактики; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекции;

· социальная защита лиц, подвергшихся риску заражения ВИЧ при исполнении служебных обязанностей, и инфицированных военнослужащих.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди военнослужащих и развитию навыков, позволяющих молодым людям сохранить здоровье в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции в стране, Главным военно-медицинским управлением Минобороны России внедряются новые формы работы совместно с общественными организациями в регионах с высоким риском заражения ВИЧ.

Мероприятия сопровождались проведением социологических исследований, которые показали их эффективность: значительное (40%) повышение уровня информированности участников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Это позволяет сделать вывод об эффективности партнерства с общественными организациями и определить основные его направления:

· выявление уровня информированности молодежи призывного возраста и военнослужащих по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и уяснение их мнения о предпочтительной форме и способах получения данной информации;

· изучение динамики социально-поведенческих характеристик молодежи призывного возраста, определение уровня их рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией;

· проведение информационно-обучающих профилактических мероприятий среди призывников и военнослужащих с использованием новых прогрессивных методик;

· оказание помощи командованию и медицинской службе в организации и проведении профилактических мероприятий;

· подготовка и распространение санитарно-просветительских материалов по тематике.

Профилактика ВИЧ-инфекции среди военнослужащих имеет важное значение, так как рост заболеваемости среди личного состава влияет на боеспособность воинских частей, требует значительных затрат на диагностику и лечение, влечет негативные социальные последствия. С целью предупреждения инфекции медицинскому обследованию на ВИЧ подлежат:

· военнослужащие иностранных государств, прибывающие в воинские части и учреждения Минобороны России на срок свыше 3 месяцев без сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции;

· граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, в военно-учебные заведения — в обязательном порядке; призывники, а также лица из молодого пополнения, склонные к употреблению наркотиков, — с их согласия и учетом показаний;

· лица, поступающие на работу, связанную с обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с инфицированными лицами или соответствующим материалом.

Эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции в войсках осуществляется в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава и является основой управленческих решений при планировании и осуществлении мероприятий по противодействию распространению инфекции.

Обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфицированность проводится с предварительным и последующим консультированием. Любое обследование крови на ВИЧ не является законным, если оно проведено без согласия пациента (кроме случаев, установленных федеральным законодательством) и без предварительного и последующего консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Юридические нормы о добровольности и необходимости консультирования закреплены в ст. 7 Федерального закона от 24.02.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее — Закон).

В настоящее время на первый план выходит проблема разрешения противоречия между возрастающими практическими потребностями и ограниченными правовыми возможностями защиты интересов военнослужащих и общества в целом в условиях распространения СПИДа. При этом следует иметь в виду права и интересы как инфицированных лиц, так и лиц, состоящих с ними в служебных и иных отношениях.

Наиболее актуальными представляются проблемы:

· оснований обязательности обследования на выявление ВИЧ-инфекции;

· своевременности определения времени инфицирования (до или во время несения военной службы);

· возможности несения лицом военной службы после выявления ВИЧ-инфекции;

· оснований, условий и продолжительности обеспечения военно-медицинской службой лечения инфицированных лиц;

· осведомленности командования и других лиц об инфицированности сослуживца;

· регламентации служебных и бытовых отношений военнослужащих с инфицированными сослуживцами.

Названные и другие проблемы нуждаются в правовом урегулировании для создания легальных основ обеспечения прав и интересов всех военнослужащих. К указанным проблемам имеются два противоположных подхода. Приверженцы первого настаивают на недопущении и немедленном увольнении с военной службы инфицированных лиц; сторонники второго допускают возможность состояния инфицированных лиц на военной службе до возникновения условий, препятствующих этому. Такими условиями становятся ухудшение здоровья инфицированного лица, мешающее исполнению им служебных обязанностей; изменение характера содержания и условий военной службы, неблагоприятно влияющих на здоровье инфицированного лица; конфликтные ситуации вследствие реакции отторжения инфицированного лица сослуживцами, влияющие на качество несения военной службы, и др.

Проблемы прекращения военно-служебных отношений инфицированным лицом сопряжены со сложностью установления времени и обстоятельств инфицирования ВИЧ. Однако эти обстоятельства, очевидно, должны подлежать учету при определении правовых последствий в части, касающейся компенсаций в связи с утратой здоровья (пособий, пенсий), а также подведомственности и источника финансирования продолжительного медицинского обеспечения. Кроме того, необходим учет естественных интересов всех военнослужащих, находящихся в служебном контакте с инфицированным, в сохранении своего здоровья. Необходим также больший учет прав и интересов персонала военно-медицинской службы.

Разумеется, в основе содержательной стороны вопросов, касающихся противодействия распространению СПИДа, должны находиться достоверные медицинские показатели и надежные рекомендации по содержанию и условиям служебных контактов военнослужащих с инфицированными лицами. Необходимо упорядочить в военно-служебных отношениях это специфическое направление правовыми нормами, обязательными для исполнения. Представляется, что такие нормы должны стать составной частью военного законодательства, включающего в себя правила служебных отношений, быта и гигиены военнослужащих.

Этим целям может служить предварительное изучение сложившейся и развивающейся практики в армиях различных стран в интересах выработки правового статуса инфицированных и регламентации отношений с ними в сфере военной службы. В эпоху глобализации необходимым условием выполнения такой задачи может и должно стать международное сотрудничество в области военной медицины и здравоохранения по противодействию распространению ВИЧ-СПИД в рамках соответствующих международных программ. Основными направлениями сотрудничества могут быть:

· обмен опытом в области профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и других социальных инфекций в среде военнослужащих;

· взаимопомощь в обучении военных специалистов современным достижениям науки и практики в данной области;

· оказание помощи в изучении, адаптации и внедрении в жизнь профилактических программ, доказавших свою эффективность в среде военнослужащих и резервистов или призывников;

· взаимодействие по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции среди миротворцев многонациональных сил, а также по лечению ВИЧ-инфицированных военнослужащих;

· использование средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни среди различных категорий военнослужащих и молодежи;

· унификация нормативных правовых актов с учетом перспектив совместной деятельности при осуществлении миротворческих и антитеррористических операций в интересах национальной и международной безопасности.

Мировой опыт свидетельствует, что цена бездействия намного выше стоимости финансовых вложений в программы профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Необходимость разработки и реализации прикладной стратегии по прекращению распространения ВИЧ-СПИД обусловливается потребностью противодействия нарастающим угрозам национальной безопасности, а именно:

· сокращению населения трудоспособного возраста, снижению производительного потенциала и конкурентоспособности экономики страны;

· усугублению проблем бедности, демографического кризиса, обороноспособности и без-

опасности страны;

· росту социальной напряженности в результате дискриминации людей, инфицированных ВИЧ.

Таким образом, распространение ВИЧ-СПИД является очевидной угрозой национальной безопасности, экономическому росту и развитию международных отношений, обусловливающей потребность адекватного противодействия.

Действующий Закон установил гарантии государства по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, в частности:

· регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации;

· эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории России;

· производство средств профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции;

· доступность медицинского освидетельствования для выявления инфицирования, в том числе и анонимно, с предварительным и последующим консультированием;

· бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи лицам, живущим с ВИЧ-СПИД, медикаментов при амбулаторном и стационарном лечении;

· социально-бытовая помощь, содействие в получении образования, переподготовке, трудоустройстве.

При этом в Законе существенно сокращен круг лиц, освидетельствование которых может быть проведено в обязательном порядке. Практика реализации ряда норм Закона является неудовлетворительной, поскольку с момента его принятия состояние проблемы существенно изменилось.

Считаем необходимым, исходя из тенденций развития эпидемии ВИЧ-СПИД, ее угроз и потребности практики защиты прав человека и интересов общества, внести предложения по совершенствованию законодательства и соответствующих подзаконных актов:

· признать борьбу с ВИЧ-инфекцией одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности;

· увеличить финансирование из федеральных и иных источников на борьбу с ВИЧ-СПИД;

· добиться списания государственных долгов России в обмен на увеличение государственного финансирования программ борьбы с ВИЧ-СПИД;

· предусмотреть в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации информацию о состоянии защиты прав граждан в связи с ВИЧ-СПИД;

· сформировать единый государственный центр по борьбе с ВИЧ-СПИД и предусмотреть финансирование его программ,

прошедших экспертизу с участием общественности;

· организовать регулярный мониторинг

исполнения норм законодательства, касающихся прав человека и безопасности здоровья общества, в связи с ВИЧ-СПИД, приведение его в соответствие с Конституцией РФ;

· интенсифицировать проведение научных исследований, подготовку методик с использованием передового отечественного и зарубежного опыта для обеспечения результативности борьбы с ВИЧ-СПИД;

· ввести в программы обучения в высших и средних медицинских образовательных учреждениях современные научные данные о ВИЧ-СПИД;

· развивать международное сотрудничество по предупреждению распространения ВИЧ-СПИД как комплекс мероприятий экономического, социального, медицинского и правового характера при соблюдении обязательств в области прав человека.

 

Библиография

Источник: Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М., 2006.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024