Статья

Организация исполнительного производства в Государстве Израиль

Н.С. ЗАХАРОВА, начальник отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления ФССП России Основным законом, регулирующим деятельность судебных исполнителей в Государстве Израиль, является Закон об исполнении судебных решений 1967 года (далее — Закон 1967 года). Законодательно-правовую базу составляют также Положение о судебных исполнителях 1979 года, Закон о судах 1984 года, Основы гражданского судопроизводства 1984 года и др.

Н.С. ЗАХАРОВА,
начальник отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления ФССП России
 
Основным законом, регулирующим деятельность судебных исполнителей в Государстве Израиль, является Закон об исполнении судебных решений 1967 года (далее — Закон 1967 года). Законодательно-правовую базу составляют также Положение о судебных исполнителях 1979 года, Закон о судах 1984 года, Основы гражданского судопроизводства 1984 года и др. 
 
Органы принудительного исполнения. Функции по принудительному исполнению в Государстве Израиль возложены на Управление по осуществлению судебных решений и взысканий. Управление руководит 26 бюро по осуществлению судебных решений и Центром по взысканию штрафов. Штат Управления состоит из 980 служащих, 125 агентов по осуществлению судебных решений и 51 регистратора.
Основная цель судебных исполнителей — оказание помощи кредитору по взысканию долга с должника в случае отсутствия со стороны последнего желания выплачивать долг добровольно. Основанием для привлечения судебного исполнителя к работе является соответствующее решение судебного органа, а также предоставление кредитором чеков и векселей, включая векселя на ипотечные ссуды.
В Бюро по осуществлению судебных решений открываются дела по исполнению судебных постановлений; взысканию алиментов и пособий на детей; взысканию долгов по ипотеке и закладам, чекам и векселям; исполнению по претензиям, связанным с контрактами; взысканию задолженности за проезд по платным автострадам.
В Центре по взысканию штрафов открываются дела по взысканию задолженностей, связанных с судебными решениями (уголовные штрафы; штрафы за нарушение правил дорожного движения; компенсации, присужденные в рамках решений по уголовным делам), а также административных штрафов. Кроме этого, полномочиями по осуществлению действий судебного исполнителя наделены некоторые ведомства (Налоговая инспекция, Служба национального страхования, муниципалитеты).
 
Кредитор и должник. Следует отметить, что по вопросам принудительного исполнения кредитор вправе обращаться в любое отделение судебного исполнителя.
Кредитор обязан подавать отдельные просьбы на производство каждого действия. В начале процесса кредитор подает просьбу о взыскании по чеку или векселю или об исполнении решения суда, а в рамках этого исполнения он вправе подавать отдельные просьбы по обеспечению исполнения (арест имущества должника, в том числе его заработной платы, банковских счетов; ограничение должника в праве на получение водительских прав, на пользование чеками, кредитными картами, средствами на банковских счетах, заграничным паспортом и т. д.)
При этом кредитор каждый раз оплачивает установленную Законом 1967 года госпошлину.
Должник, в свою очередь, имеет право опротестовать действительность чеков и векселей, просить провести исследование его финансовых возможностей по оплате долга, разбивать долг на отдельные платежи, объединять все долговые дела, объявлять себя банкротом полностью или частично.
Если по истечении 3 лет со дня ареста имущества кредитор не подал заявку на продажу арестованной недвижимости, то руководитель Управления по осуществлению судебных решений и взысканий имеет право после слушания сторон отменить арест недвижимости и удалить запись об аресте из кадастра недвижимости. При погашении присужденного долга руководитель Управления выдает постановление об отмене ареста имущества должника и об удалении записи об аресте имущества из кадастра недвижимости.
 
Изменения в Закон 1967 года. 4 ноября 2008 г. кнессетом была утверждена основная поправка № 29 к Закону 1967 года, которая, по сути, внесла в него значительные изменения.
С 1 января 2009 г. судебные исполнители перешли в непосредственное подчинение Министерства юстиции Государства Израиль (до 2009 года судебные исполнители находились при судах). Если ранее судебных исполнителей назначал председатель мирового суда, то теперь этот вопрос относится к компетенции министра юстиции.
Кроме того, изменения затронули следующие вопросы исполнительного производства: доступ к информационным ресурсам; введение процедуры ускоренного взыскания; наложение ограничений на должника.
Доступ к информационным ресурсам. Судья исполнительного производства может издать приказ о передаче третьим лицом информации о должнике. При этом нет необходимости в подписании отказа от конфиденциальности. Этот приказ обеспечивает доступ к информации о должнике, включая его адрес, активы, источники и размер дохода, банковские счета.
В Законе 1967 года определен перечень организаций, которым предписывается раскрытие данных о должнике и его активах. В их число входят Служба регистрации актов гражданского состояния, Служба социального страхования, телекоммуникационные компании, регистраторы компаний, земельные управления, Электрическая корпорация, компании кредитных карточек, банки, резервные фонды, Регистр воздушных судов, Судовой регистр, Регистр тяжелой техники, Министерство транспорта Израиля.
Следует отметить, что в 2011 году было зафиксировано 440 497 обращений к базам данных[1].
Процедура ускоренного взыскания. Исполнение взыскания осуществляется самими чиновниками-исполнителями (без обращения к адвокату). Бюро по ускоренным процедурам действует независимо и активно, начиная с телефонных звонков и отправки SMS с предложением рассчитаться по задолженности. Взыскание является добровольным и ограничено 8 месяцами со дня регистрации требования об исполнении.
В случае непогашения задолженности принимаются меры по принудительному исполнению в виде наложения ареста на активы должника — банковские счета, заработную плату и т. д.
Однако данная процедура ограничена суммой, причитающейся к выплате (не более 2000 евро).
Наложение ограничений на должника. Судья исполнительного производства может оформить приказ о наложении следующих ограничений:
—на выдачу заграничного паспорта или на его продление. Данная мера применяется в случае отказа должника от сдачи своего загранпаспорта или иных проездных документов. При этом руководитель Управления по осуществлению судебных решений и взысканий вправе выдать ордер на задержание должника до сдачи этих документов (на срок до 7 дней). Данное ограничение не будет наложено, если руководитель Управления по осуществлению судебных решений и взысканий будет убежден, что выезд из Израиля требуется для лечения должника или членов его семьи. При снятии ограничения должника незамедлительно выпускают из страны, и не позднее 24 часов с момента снятия ограничения соответствующее сообщение направляется всем задействованным лицам, должнику и кредитору (взыскателю);
—на выезд из страны. Если у руководителя Управления по осуществлению судебных решений и взысканий есть основания полагать, что должник планирует выезд из страны, не погасив присужденный долг или не обеспечив его погашение, он имеет право наложить запрет на выезд должника из страны, выдачу ему загранпаспорта или других проездных документов. Если руководитель Управления уже выдал платежное поручение и должник его исполняет, то основания для запрета на выезд из страны отсутствуют, если только это не будет являться препятствием для осуществления исполнительного производства по делу;
—на пользование средствами на банковских счетах (клиент со специальными ограничениями);
—на пользование кредитными карточками. В соответствии с положениями Закона о платежных картах 1986 года должник уведомляется об окончании договора пользования платежной картой. Сообщение об этом посылается эмитенту установленным способом, и срок получения данного сообщения будет считаться сроком окончания договора;
—на организацию корпорации или на право являться заинтересованной стороной;
—на право пользования водительскими правами. Должник также может быть ограничен в праве получения или обновления водительских прав. Однако данная мера не может быть применена, если для должника использование водительских прав является средством получения дохода, а также необходимостью (если должник является инвалидом либо в его семье есть инвалид, зависящий от него).
В 2011 году было наложено 22 874 174  ограничений прав в отношении третьей стороны, из них:
— прав на выезд из страны — 244 307 (17%);
— прав пользования водительскими правами — 263 527 (18%);
— прав на получение загранпаспорта — 243 994 (17%);
— прав на регистрирование компаний — 186 376 (13%);
— прав, связанных с деятельностью банков — 238 621 (17%),
— прав, связанных с деятельностью кредитных компаний — 249 471 (18%).
Библиография
1 Здесь и далее приводятся статистические данные, отраженные в докладе руководителя Службы по исполнению судебных постановлений и взысканию штрафов Государства Израиль Д. Медиони на российско-израильском семинаре (ноябрь 2011 года).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024