Ю.Н. СИБИЛЁВ,
помощник директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации
Функция организации заключается в формировании ее структуры и обеспечении ее всем необходимым для работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Любой план, разрабатываемый Федеральной службой судебных приставов, содержит мероприятия, создающие реальные условия для достижения поставленных целей. Реализация такого плана часто требует перестройки организационно-штатной структуры территориальных органов, структуры управления, с тем чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к современным требованиям.
Перед центральным аппаратом ФССП России стоят, в частности, такие задачи, как создание единой управленческой вертикали, разработка и апробирование основных ориентиров деятельности. В целях оптимизации работы структурных подразделений и сокращения документооборота приказом ФССП России от 19.05.2014 № 221 «О категорировании структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»[1] в зависимости от штатной численности судебных приставов-исполнителей определено пять категорий структурных подразделений.
Районные, городские и межрайонные структурные подразделения образуют три категории: первая — при штатной численности судебных приставов-исполнителей 11 и более единиц; вторая — при штатной численности от 4 до 10 единиц и третья — при штатной численности менее 4 единиц; к четвертой категории относятся межрайонные отделы судебных приставов по исполнению исполнительных производств, к пятой — межрайонные отделы судебных приставов по розыску должников, их имущества и розыску детей.
В соответствии с приказом Минюста России от 21.05.2013 № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов»[2] и введением категорий структурных подразделений подготовлено Примерное положение о структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (утв. приказом ФССП России от 26.06.2014 № 369)[3]. В нем определены полномочия судебных приставов-исполнителей и организация деятельности отдела судебных приставов — структурного подразделения соответствующего Управления ФССП России. Возглавляет отдел судебных приставов начальник отдела — старший судебный пристав, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя Управления ФССП России — главного судебного пристава по соответствующему субъекту Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Начальник отдела осуществляет организацию, непосредственное руководство и контроль за работой отдела.
По решению руководителя территориального органа ФССП России могут создаваться межрайонные структурные подразделения по предметному, территориальному принципу или особо сложной категории исполнительных производств[4].
Начальник отдела имеет заместителей начальника отдела — заместителей старшего судебного пристава, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом руководителя Управления ФССП России — главного судебного пристава по соответствующему субъекту Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Начальник отдела выполняет обязанности в соответствии с должностным регламентом, осуществляя полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Начальник отдела распределяет обязанности между своими заместителями и судебными приставами-исполнителями, назначает в пределах своей компетенции ответственных из числа должностных лиц структурного подразделения по решению оперативных, организационных и иных вопросов.
Начальник отдела издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности структурного подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач.
Структурное подразделение имеет печать с изображением Государственного герба РФ и его наименованием, штампы и бланки установленного образца, депозитный счет, открываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью структурного подразделения осуществляет аппарат Управления ФССП России по соответствующему субъекту (субъектам) Российской Федерации.
Для осуществления контроля и установления единых требований к подготовке информации об исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, представляемой в ФССП России, должностные лица руководствуются императивными указаниями ФССП России[5].
В целях упорядочения работы по рассмотрению актов прокурорского реагирования начальники отделов — старшие судебные приставы территориальных органов ФССП России обязаны обеспечить незамедлительное направление представлений, внесенных непосредственно в их адрес, руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставам субъектов Российской Федерации без рассмотрения в структурном подразделении с одновременным уведомлением об этом прокуроров, направивших данные документы[6].
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 22.10.2014 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»[7] утвержден Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения[8]. Перечень используется при организации работы по формированию дел, подготовке номенклатурных дел структурного подразделения, упорядочении документов, а также в работе экспертных комиссий территориальных органов. Сроки хранения, указанные в Перечне, не могут быть снижены.
Показательным примером организации работы стала деятельность центрального аппарата ФССП России по формированию управлений ФССП России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю. В работе использовался план организационно-штатных мероприятий по созданию в Республике Крым и городе Севастополе территориальных органов ФССП России, утвержденный директором ФССП России. Особое внимание уделялось созданию нормативно-правовой составляющей и обучению новых работников. К примеру, вновь созданный аппарат Управления ФССП России по Республике Крым был доукомплектован с 28 человек до 96, а численность всего территориального органа достигла 818 человек вместо 246, работавших в Службе государственных исполнителей Украины (по состоянию на 15 августа 2014 г.). При организации новой Службы в Республике Крым основные усилия были сосредоточены на создании для специалистов полноценных рабочих мест и их обучении.
Под индивидуальным рабочим местом работника ФССП России надо рассматривать не просто наличие физически осязаемых и видимых материальных предметов (стол, стул, шкаф, сейф, рабочая станция и т. д.), а осуществление комплекса организационно-правовых мероприятий и создание материально-технических средств в каждом территориальном органе.
Заслуживает внимания трактовка понятия «рабочее место», которое предлагает Н.И. Глазунова. По ее мнению, суть рабочего места заключается в определении для каждой должности задач и обязанностей, для решения которых создано данное рабочее место, прав и полномочий, обеспечивающих их выполнение, а также выявление необходимого оснащения (оборудования, средств и т. п.). Обязательным атрибутом рабочего места является определение ответственности[9]. Все элементы должности должны составлять гармоничное целое. От правильной организации и рационального определения всех этих компонентов для каждого работника в огромной степени зависит эффективность деятельности органа управления.
В качестве одного из компонентов рабочего места предлагается на практике использовать настольный инструментарий судебного пристава-исполнителя, представляющий собой перечень документов и информации для выполнения функциональных обязанностей должностным лицом. Он состоит из технического, организационно-правового и рабочего инструментария.
Технический инструментарий определен приказами ФССП России от 28.03.2007 № 102 «Об утверждении норм положенности оснащения мебелью кабинетов работников территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»[10] и от 12.10.2007 № 542 «Об утверждении норм обеспечения компьютерной, организационной техникой и средствами связи территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» (в ред. от 29.09.2011)[11] и предусматривает, помимо прочего, наличие электронного носителя подписи, информации о работнике на рабочем столе (фамилия, имя, отчество), календаря и актуализированного телефонного справочника структурного подразделения.
Организационно-правовой инструментарий составляют федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»; должностной регламент; положения о проведении конкурсов и смотров в ФССП России[12]; индивидуальные правовые акты ФССП России, регламентирующие служебный распорядок, нормы поведения и порядок взаимоотношений[13], индивидуальные правовые акты, связанные со спецификой деятельности и организацией труда судебных приставов-исполнителей[14], и т. д.; акт приема-передачи должности; копия должностного регламента; список населенных пунктов и улиц (домов) обслуживания.
Рабочий (повседневный) инструментарий, как правило, может содержать выписки из распоряжений (указаний) начальника отдела — старшего судебного пристава о закреплении зон и предметов исполнения за работниками, график предоставления отпусков, график аттестации работников отдела, сводную номенклатуру дел, утвержденных приказом управления на год, а также график дежурства в отделе, план оповещения, базу данных индивидуальных поручений с конкретными сроками исполнения (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.), таблицу выполнения планов и показателей и пр.
В контексте сказанного в целях обеспечения систематизации и порядка хранения и учета исполнительных производств, находящихся на исполнении, начальникам структурных подразделений и судебным приставам-исполнителям следует руководствоваться указанием ФССП России от 29.04.2011 № 12/01-10163-АП «Об организации рабочего места судебного пристава-исполнителя». Согласно требованиям директора ФССП России, неоконченные исполнительные производства на рабочем месте судебного пристава-исполнителя должны размещаться следующим образом. Исполнительные производства о взыскании алиментных платежей должны быть разложены на рабочем месте судебного пристава-исполнителя по отдельным группам:
1) исполнительные производства, находящиеся на исполнении менее 6 месяцев (по которым принимаются меры по сбору информации о должнике и его имущественном положении, а также по обращению взыскания на его имущество);
2) исполнительные производства, находящиеся на исполнении свыше 6 месяцев, по следующим категориям:
— исполнительные производства, по которым должники объявлены в розыск в соответствии со ст. 65 Закона об исполнительном производстве;
— исполнительные производства, по которым должники привлечены к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ или проводятся мероприятия, направленные на привлечение должников к уголовной ответственности;
— исполнительные производства, по которым осуществляется оплата алиментов в добровольном порядке;
— исполнительные производства, по которым копии исполнительных документов направлены по месту работы должника для периодических удержаний из его заработной платы;
— исполнительные производства, не оконченные по иным основаниям.
Исполнительные производства иных категорий должны быть размещены на рабочем месте судебного пристава-исполнителя в соответствии с годом возбуждения исполнительного производства; при этом допускается дополнительное разделение исполнительных производств по алфавиту, по предмету исполнения либо по зональному признаку.
Перечень, представленный в настольном инструментарии судебного пристава-исполнителя, не является окончательным. Каждый специалист в ФССП России самостоятельно определяет его содержание исходя из своих взглядов, опыта и личностных установок. Инструментарий формируется в папках с файловыми вкладками и должен лежать на рабочем столе. Расположение его должно быть удобным для использования. Конечно, обязательными атрибутами организации труда должны быть рабочие тетради, ежедневники, блокноты, перекидные календари.
Основным исполнителем и организатором в выполнении поставленных задач и целей является начальник отдела — старший судебный пристав. Эта должность многофункциональна, она подразумевает большие полномочия и много обязанностей. Начальнику необходимо не только знать процессуальные вопросы исполнительного производства, но и быть организатором всей работы отдела. «Работа организатора в значительной части своей есть работа педагога»[15] — это уже давно подмечено отечественными исследователями.
Список литературы
1. Перечень единых требований к информации, размещаемой на стендах в административных зданиях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в структурных подразделениях судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 23.10.2013 № 492 (в ред. от 27.08.2014) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. № 12.
2. Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: утв. приказом ФССП России от 15.09.2015 № 437. Офиц. сайт ФССП России. URL: http://fssprus.ru/docs/
3. Положение об организации контроля за ведением исполнительных производств, осуществляемого главным судебным приставом Российской Федерации и главными судебными приставами субъектов Российской Федерации: утв. приказом ФССП России от 23.01.2014 № 17 (в ред. от 16.06.2014) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2014. № 3.
4. Положение об организации по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств: утв. приказом ФССП России от 28.09.2015 № 455 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2015. № 11.
5. Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде: утв. приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248 (в ред. от 10.10.2014) // Российская газета. 2012. № 203. 5 сент.
6. Приказ ФССП России от 30.07.2013 № 251 «Об утверждении ведомственных наград Федеральной службы судебных приставов» (в ред. от 12.08.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 43. 28 окт. (прило-жения 5, 7, 9, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 36, 38, 41— 43, 45—47, 50, 52, 54, 56, 59, 61, 62, 65, 67, 68, 71, 73, 74, 77).
7. Приказ ФССП России от 29.11.2013 № 577 «О размерах единовременного поощрения при награждении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов ведомственными наградами Министерства юстиции Российской Федерации и объявлении благодарности Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 27. 7 февр.
8. Приказ ФССП России от 06.03.2015 № 177 «Об определении служебных целей, для выполнения которых судебные приставы ФССП России обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2015. № 5.
9. Приказ ФССП России от 17.07.2015 № 354 «Об обработке персональных данных в Федеральной службе судебных приставов». Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
Библиография
1 Документ опубликован не был.
2 Российская газета. 2013. № 133. 21 июня.
3 Документ опубликован не был.
4 См. приказ ФССП России от 15.08.2014 № 454 «Об утверждении Примерного положения о межрайонном структурном подразделении территориального органа (для категории № 4)». Документ опубликован не был.
5 См. приказ ФССП России от 15.09.2014 № 529 «Об утверждении Положения о порядке представления информации по исполнительному производству в Федеральную службу судебных приставов» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2014. № 11.
6 См. приказ ФССП России от 27.05.2011 № 249 «О рассмотрении актов прокурорского реагирования в Федеральной службе судебных приставов» (в ред. от 29.04.2015) // Там же. 2011. № 7.
7 Собрание законодательства РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.
8 Утвержден приказом ФССП России от 30.01.2015 № 37. URL: http://rulaws.ru/goverment/
9 См.: Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: учеб. — М.: Велби; Проспект, 2006. С. 106.
10 Документ опубликован не был. В соответствии с приказом рабочее место судебного пристава-исполнителя состоит из стола рабочего однотумбового, стола компьютерного, кресла рабочего, стула мягкого, шкафа для документов, шкафа для одежды, шкафа металлического (по потребности).
11 Документ опубликован не был. В соответствии с приказом рабочее место судебного пристава-исполнителя обеспечивается рабочей станцией (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), принтерами (по одному на 2 рабочие станции); источниками бесперебойного питания для рабочих станций, включенных в ЛВС, — по одному на 4 рабочие станции (типа UPS-1500 VA) или по одному на рабочую станцию (типа UPS-500 VА); системными фильтрами (по одному на рабочую станцию). Организационная техника: аналоговый копировальный аппарат формата А3 (включая податчик оригинала) — по одному на 20—30 работников; копировальный аппарат формата А4 — по одному на 10 работников (не исключая подразделения со штатной численностью менее 10 работников); машина франкировальная — одна на отдел; уничтожитель бумаги — один на отдел; калькуляторы в количестве 5% от штатной численности работников.
12 См.: Положение о Всероссийском конкурсе на звания «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России», «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий розыск», «Лучший судебный пристав-исполнитель по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России», «Лучший дознаватель ФССП России»: утв. приказом ФССП России от 08.02.2013 № 40 (в ред. от 26.06.2015) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. № 3; Положение о Всероссийском конкурсе «Судебные приставы — детям»: утв. приказом ФССП России от 14.01.2014 № 3 // Там же.
13 См.: Служебный распорядок Федеральной службы судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 03.08.2006 № 96 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 40; Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного служащего Федеральной службы судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 12.04.2011 № 124; Положение о Книге отзывов и предложений: утв. приказом ФССП России от 24.11.2011 № 605; Порядок ношения форменной одежды судебными приставами и иными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 30.05.2011 № 255; Порядок служебных взаимоотношений и служебной дисциплины судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 19.11.2015 № 542 // Офиц. сайт ФССП России. URL: http://fssprus.ru/docs/; Положение о наставничестве в Федеральной службе судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 30.01.2015 № 35 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2015. № 3.
14 См.: Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов: утв. приказом ФССП России от 08.12.2006 № 157 (в ред. от 09.03.2016) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; приказ ФССП России от 25.04.2008 № 243 «Об учреждении нагрудного служебного знака судебного пристава». Офиц. сайт ФССП России: URL: http://fssprus.ru/docs/; приказ ФССП России от 18.06.2009 № 235 «Об организации работы по оформлению завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств и их оперативному хранению» (документ опубликован не был) и др. (см.: Список литературы, с. 18).
15 Керженцев П.М. Принципы организации // Избранные произведения. — М.: Экономика, 1968. С. 141.