Статья

Организация страхового надзора в зарубежных странах

О.В. КОНОНЕНКО, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры экономики и права Сургутского государственного педагогического университета e-mail: 0605alex@rambler.ru Исследуется вопрос осуществления надзора за деятельностью страховых компаний в зарубежных странах: Польше, Чешской Республике, США, Канаде, Японии, Франции. Анализируются основные положения страхового законодательства.

ББК 67.401(0)+67.401.061.4(0)

УДК 342.9(4/9)+35.072.6(4/9) 

Страницы в журнале: 152-157

 

О.В. КОНОНЕНКО,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры экономики и права Сургутского государственного педагогического университета e-mail: 0605alex@rambler.ru

 

Исследуется вопрос осуществления надзора за деятельностью страховых компаний в зарубежных странах: Польше, Чешской Республике, США, Канаде, Японии, Франции. Анализируются основные положения страхового законодательства.

Ключевые слова: финансовый рынок, страховой надзор, формы страхового надзора, страховое законодательство, страховая компания.

 

Organization of insurance supervision in the foreign countries

 

Kononenko O.

 

We investigate the question oversee the activities of insurance companies in foreign countries: Poland, Czech Republic, USA, Canada, Japan and France. Analyzes the main provisions of the insurance legislation.

Keywords: financial market, insurance supervision, a form of insurance supervision, insurance law, the insurance company.

 

Центральное место в системе регулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора, которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функционально обособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка[1]. Органы страхового надзора, обладая высокой степенью самостоятельности, тем не менее зачастую включаются в структуру различных ведомств.

За годы организации страхового дела и осуществления страхового надзора во всем мире создана огромная правовая база, закрепляющая порядок деятельности, полномочия, систему органов страхового надзора. И очевидно, что при совершенствовании российского законодательства по данному вопросу уместно было бы не только тщательно изучить опыт зарубежных стран, но и воспользоваться этими знаниями, адаптировав их к существующим сегодня в России условиям.

Вопрос о регулировании финансового рынка, в том числе и страхового, все больше интересует сегодня ученых юристов и экономистов. И особенно в свете подписания 4 марта 2011 г. Президентом РФ Указа № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»[2], которым Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, в результате чего создан мегарегулятор правоотношений, возникающих в финансовой сфере. Данный орган только начинает свою деятельность, в связи с чем целесообразно было бы использовать опыт иностранных государств в организации деятельности подобного надзорного органа.

Анализ системы страхового надзора в зарубежных странах будет проводиться нами по двум направлениям. Во-первых, рассмотрим ряд вопросов организации страхового надзора в странах, которые несколько раньше перешли к рыночной экономике, чем Российская Федерация (Польша и Чешская Республика). Во-вторых, проанализируем организацию надзорной деятельности в развитых странах (США, Канада, Япония, Франция).

Коренная реконструкция страхового рынка Польши началась в 1990 году. 28 июля 1990 г. был принят Закон о страховой деятельности. Данным нормативным актом была окончательно упразднена государственная монополия на страхование. Надзор за деятельностью страховых компаний был передан непосредственно Министерству финансов и входящему в его состав Департаменту по финансовым учреждениям. В 1993 году был создан Департамент по вопросам страхования[3].

Хотелось бы отметить, что первоначально Закон о страховой деятельности содержал лишь общие положения о выдаче лицензии страховым компаниям и отдельные нормы, касающиеся порядка предоставления финансовой отчетности.

Поправки, внесенные в Закон о страховой деятельности 8 июня 1995 г., привели к существенным изменениям как организационных, так и материальных ресурсов. В частности, была учреждена Государственная служба страхового надзора (PUNU), которая получила значительную часть надзорных функций Министерства финансов в сфере регулирования страхового дела.

Следующий этап реконструкции органа страхового надзора состоялся 1 марта 2002 г. Государственная служба страхового надзора была упразднена и ее функции переданы Комиссии по надзору за страхованием и пенсионными фондами (UNFE).

19 сентября 2006 г. Комиссия по надзору за страхованием и пенсионными фондами и Комитет по ценным бумагам и биржам были объединены в Комиссию по финансовому надзору (Komisja Nadzoru Finansowego (KNF))[4]. С 1 января 2008 г. в Комиссию вошли Комитет по банковскому надзору и Институт контроля электронных денег.

В соответствии с действующим законодательством Комиссия по финансовому надзору выполняет следующие основные задачи:

— принимает меры для правильного функционирования финансового рынка Польши;

— обеспечивает стабильность и конкурентоспособность рынка финансовых услуг;

— контролирует распространение полной и достоверной информации о состоянии дел на финансовом рынке;

— участвует в подготовке законопроектов;

— защищает интересы всех участников рынка и т. п.

На сегодняшний день польское законодательство о страховании включает в себя следующие нормативные правовые акты:

1) Закон от 21 июля 2006 г. «О надзоре на рынке финансовых услуг»;

2) Закон от 22 мая 2003 г. «О страховой деятельности»;

3) Закон от 22 мая 2003 г. «Об обязательном страховании»;

4) Закон от 22 мая 2003 г. «О страховых посредниках»;

5) Гражданский кодекс от 23 апреля 1964 г.;

6) Морской кодекс от 18 сентября 2001 г.;

7) постановление Министерства финансов от 23 декабря 2008 г. «Об определении правил бухгалтерской отчетности страховых компаний»[5].

В 1993 году в Чешской Республике Законом «О чешском национальном банке» сформирован Чешский банк (Ceske narodni banka (CNB)), основной целью деятельности которого была поддержка общей экономической политики государства, ведущей к его устойчивому экономическому росту. 31 марта 2006 г. завершили работу Государственное управление по надзору в области страхования, Комиссия по ценным бумагам и Управление по надзору за кредитными союзами. Все функции данных государственных органов были переданы соответствующим отделам Чешского национального банка[6].

CNB дает оценку финансового положения страховщиков, включая соблюдение пруденциальных норм, выдает лицензии на право заниматься страховой деятельностью на территории Чехии, проверяет эффективность системы внутреннего контроля страховщика, а также контролирует его платежеспособность. Каждая страховая компания закреплена за отдельным инспектором CNB, который консультирует страховщиков, получает и анализирует все отчетные данные.

Нормативную базу Чешской Республики в области страхования составляют следующие основные документы:

1) Закон «О страховании» 2009 года;

2) Закон «О договоре страхования» 2004 года;

3) Закон «О финансовых конгломератах» 2005 года;

4) Указ «Об отчетности в страховании» 2009 года[7].

9 марта 1945 г. в Соединенных Штатах Америки был принят McCarran-Ferguson Act[8], в соответствии с которым «регулирование страхового дела в Соединенных Штатах — самостоятельное дело для пятидесяти штатов, а не для федеральных властей»[9]. Это означает, что в США отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне и в каждом штате действует своя независимая система регулирования страхового дела. Между тем федеральные органы государственной власти вовлечены в некоторые аспекты страхования, связанные, например, с ядерным страхованием, с управлением федеральными программами страхования от наводнения, со страхованием зерновых культур[10]. Кроме того, страхование в США подчинено федеральному антимонопольному законодательству.

Такое положение дел связано с тем, что масштабность территории государства вызывает необходимость формирования финансово-экономических предпосылок развития штатов. «Являясь институциональным звеном экономики, страхование аккумулирует значительные финансовые ресурсы, сохранение которых в регионах обеспечивает их инвестиционный потенциал и соответствующее социально-экономическое развитие»[11].

В США сформулированы общие принципы регулирования страхования, которые распространяются на штат (внутренние меры), на все штаты (федеральные меры), за пределы США (внешние меры). При этом регулирующий орган штата несет ответственность за признание страховщиков в соответствии с их статусом; определение требований к размеру капитала и платежеспособности; установление требований относительно резервов, налогообложения; закрепление формы страхового полиса; регулирование норм; надзор и контроль за распределением прибыли.

Координирующим и надзорным органом на федеральном уровне является Национальная ассоциация уполномоченных по вопросам страхования (National Association of Insurance Commissioners (NAIC)), которая объединяет регуляторов отдельных штатов и не является органом федеральной власти государства.

В положениях Устава NAIC закреплены основные цели Национальной ассоциации уполномоченных по вопросам страхования: защита общественных интересов и интересов страхователей; поддержание здоровой конкуренции на рынке страховых услуг; содействие надежности, платежеспособности и финансовой стабильности страховых организаций; поддержка и совершенствование государственного регулирования страхования.

NAIC была создана инспекторами государственного страхования США в 1871 году в связи с необходимостью координации деятельности крупных страховщиков. Первым серьезным шагом в деятельности NAIC стала разработка единой финансовой отчетности страховых компаний.

Сегодня NAIC является форумом для разработки единой страховой политики государства. Деятельность NAIC направлена в первую очередь на гармонизацию законов государственного страхования. Для этого разработана принципиальная модель законопроектов, охватывающих различные стороны страхового дела, на основе которых законодательные органы штатов разрабатывают собственные законы[12]. Федеральных законов о страховании и страховом надзоре в США нет.

В Канаде ответственность за государственное регулирование и надзор в области страхования совместно несут федеральные власти и власти отдельных провинций. Это обусловлено в первую очередь неоднородностью гражданского законодательства (например, в провинции Квебек практически без изменений действует Гражданский кодекс Наполеона 1804 года).

К полномочиям федеральных органов власти в области страхования относятся следующие вопросы:

— лицензирование, установление требований платежеспособности и надзор за крупными (федерально уполномоченными) страховыми компаниями;

— регулирование страхования на федеральном уровне;

— определение минимальных требований к размеру капитала для федерально уполномоченных страховщиков (размер капитала и резервов в общей сложности должен составлять не менее 2 млн канадских долларов для страхования жизни и не менее 1,5 млн канадских долларов для иных видов страхования (провинции могут установить более высокие требования к объему капитала));

— регулирование деятельности иностранных страховщиков;

— обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

К компетенции местных органов власти относятся следующие вопросы:

— лицензирование, надзор за страховыми компаниями, действующими только на территории данной провинции, включая установление требований к капиталу и платежеспособности страховщиков;

— надзор за морским и ядерным страхованием, для которых не требуется федеральной лицензии;

— регистрация посредников (брокеров, агентов, продавцов и ликвидаторов убытков);

— обязательное страхование компенсаций рабочим[13].

Деятельность страховых компаний в Канаде регулируется Законом «О страховых компаниях», принятым 13 января 1991 г.[14], в котором освящены следующие основные положения: создание, ликвидация и реорганизация страховых компаний; структура уставного капитала; корпоративное управление; право собственности и его ограничение; регулирование деятельности иностранных предприятий; регулирование деятельности провинциальных страховщиков; надзор за деятельностью страховщиков; санкции.

Федеральным органом, осуществляющим надзор в области страхования, в Канаде является Департамент управления финансовых учреждений (Office of the Superintendent of Financial Institutions (OSFI)), который выступает единым регулирующим и надзорным органом над всеми финансовыми институтами Канады: банками, страховыми компаниями, инвестиционно-кредитными компаниями.

Сегодня к основным функциям OSFI в области страхования относятся:

— развитие и толкование действующего страхового законодательства;

— разработка и принятие основных принципов страхования;

— оценка безопасности и надежности страховых компаний;

— своевременная защита прав и законных интересов страхователей[15].

Государственное регулирование страхового дела в Японии началось с принятием в 1899 году Коммерческого кодекса, который содержал положения по надзору за деятельностью страховщиков.

В 1900 году для надзора за страховщиками в Бюро по бизнесу и промышленности при Министерстве сельского хозяйства и предпринимательства был учрежден отдел по страхованию. В 1941 году надзор за страховым бизнесом был передан в ведение Министерства финансов.

С 1996 года надзор за деятельностью страховых компаний осуществляет Агентство по финансовым услугам (Financial Services Agency (FSA)). FSA отвечает за управление всем финансовым сектором Японии, в том числе за планирование и координацию финансовой политики, финансовой системы государства, за организацию международных отношений, а также обеспечивает надзор и контроль над всеми финансовыми учреждениями: банками, страховыми и инвестиционными компаниями.

К полномочиям Министерства финансов Японии в области страхования относятся управление перестрахованием, стратегическое планирование и исследование финансовых кризисов, надзор за депозитным страхованием и т. п.[16]

Кроме того, в 1996 году в Японии была создана Корпорация в сфере страхования жизни, в 1998 году — Корпорация в сфере страхования «не жизни». Эти корпорации и сегодня выполняют функции фондов на случай банкротства страховых компаний, пополняемых за счет средств всех страховщиков, получивших лицензию на территории Японии. Основной целью  корпораций является защита интересов страхователей.

Основу нормативного регулирования страхового рынка Японии составляют следующие нормативные акты:

1) Коммерческий кодекс 1899 года — ядро правовой системы Японии. Закрепляет порядок создания и деятельности страховых компаний в различных организационно-правовых формах, регламент заключения договоров страхования, а также раскрывает содержание отдельных видов страхования: страхования от огня, автострахования, морского страхования и т. п.;

2) Закон «О страховых компаниях» 1995 года, предусматривающий порядок осуществления страхового надзора. Раскрывает содержание правового статуса страховых компаний, порядок лицензирования их деятельности, меры финансовой устойчивости и платежеспособности, бухгалтерский учет, порядок деятельности иностранных страховщиков;

3) Закон «О страховании “не жизни”» 1948 года, закрепляющий основы имущественного страхования и страхования от несчастных случаев;

4) Закон «О продаже финансовых продуктов» 2000 года. Устанавливает обязанность поставщиков финансовых услуг предоставлять потребителям всю информацию о состоянии дел предприятия, а также определяет меры и возможность ответственности финансовых компаний за потери, понесенные их клиентами[17].

Страховое законодательство Франции представлено Страховым кодексом, принятым 13 июля 1930 г., в котором объединены все правовые нормы, касающиеся страхования[18].

По мнению Е.И. Ивашкина, «наличие такого кодекса выстраивает все страховые правовые нормы в соответствии с общей философией и принципами, устраняет разночтения, дублирование и возможную противоречивость»[19].

Данный нормативный акт состоит из пяти книг:

I книга («Договора») закрепляет положения о договоре страхования: понятие страхового полиса, права и обязанности страховщика и страхователя, правила заключения договора по различным видам страхования, правила оформления договора и т. п.;

II книга («Обязательное страхование») содержит положения, раскрывающие основы обязательного страхования: автострахования, страхования гражданской ответственности, страхования ущерба и т. п.;

III книга («Страховые компании») определяет деятельность страховых компаний, устанавливает правила их создания и ликвидации, описывает процесс передачи страхового портфеля, страхового надзора, закрепляет меры наказания и т. п.;

IV книга («Индивидуальные планы страхования») закрепляет основные положения деятельности гарантийного фонда для обязательного страхования ущерба, гарантийного фонда для жертв террористических актов и других преступлений, специальные программы страхования и т. п.;

V книга («Страховые посредники») раскрывает содержание понятия «страховое посредничество», определяет порядок деятельности посредников и регламент осуществления государственного надзора за их деятельностью[20].

До недавнего времени надзор за страховой деятельностью прямых страховщиков Франции осуществляла Комиссия по контролю за страхованием, в обязанности которой входили проверка бухгалтерских операций, надзор за техническими резервами, анализ платежеспособности компаний и контроль за их инвестиционной деятельностью.

Однако 21 января 2010 г. постановлением «О создании контролирующего органа» министр экономики Франции установила новый надзорный орган, объединивший в себе банковские и страховые контрольные органы[21].

Реформа французской системы контроля имела три основные цели: повышение финансовой стабильности; защита интересов потребителей; повышение роли Франции в Европе и на мировом уровне.

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, можно сделать следующие выводы. Во-первых, сегодня во всех развитых странах мира уже существует мегарегулятор — единый орган финансового рынка государства. Во-вторых, регулирование страхования в разных странах связано с процессами унификации правил надзора во всемирном масштабе. Государства охотно идут на сотрудничество и согласование основных правил страхования и правил надзора за данной сферой.

 

Библиография

1 См.: Жилкина М.С. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах // Финансовый бизнес. 2001. № 1. С. 13—16.

2 Российская газета. 2011. 11 марта. № 51.

3 Официальный сайт Комиссии по финансовому надзору Польши. URL: http://www.knf.gov.pl

4 URL: http://www.knf.gov.pl

5 Там же.

6 Официальный сайт Чешского национального банка. URL: http://www.cnb.cz

7 Там же.

8 URL: http://www.en.wikisource.org

9 Там же.

10 Официальный сайт Национальной ассоциации уполномоченных по вопросам страхования США. URL: http://www.naic.org

11 См.: Ивашкин Е.И., Ионкин В.В. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2006. № 2. С. 26.

12 URL: http://www.naic.org

13 Официальный сайт Департамента управления финансовых учреждений Канады. URL: http://www.osfi-bsif.gc.ca

14 Официальный сайт Департамента юстиции Канады. URL: http://www.laws.justice.gc.ca

15 URL: http://www.osfi-bsif.gc.ca

16 Официальный сайт Агентства по финансовым услугам. URL: http://fsa.go.jp

17 Там же.

18 URL: http://www.fr.wikipedia.org

19 Ивашкин Е.И., Ионкин В.В. Указ. ст. С. 30.

20 Официальный сайт законодательства Франции. URL: http://www.legifrance.gouv.fr

 

21 URL: http://www.acam-france.fr

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
11 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются особенности правового статуса Федеральной службы по финансовым рынкам, обусловленные их специальной компетенцией в сфере финансового рынка Российской Федерации.
Добавлено: 13.01.2017