Статья

Основания конституционно-правовой ответственности депутатов

Рассматривается конституционно-правовая ответственность народных избранников.

УДК 342.531.4

Страницы в журнале: 32-36

  

Г.А. Трофимова,

старший преподаватель кафедры Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия Россия, Иркутск trofimova_galy@mail.ru

 

Рассматривается конституционно-правовая ответственность народных избранников. Автором определяются основания ответственности депутатов, перед кем, за какое правонарушение и какой вид ответственности несут депутаты, а также каким образом должна определяться их вина за совершение противоправного поступка.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, депутат, вина, основания конституционно-правовой ответственности, конституционный деликт, злоупотребление полномочиями, внутрипарламентская ответственность, политическая ответственность.

 

Определение оснований ответственности (главного элемента конституционно-правовой ответственности) должностных лиц государства, входящих в состав представительного органа власти, имеет важное значение, так как именно народные избранники осуществляют волю населения страны или соответствующего территориального образования, и от их деятельности во многом зависит как уровень благосостояния граждан в целом, так и реализация тех идей и принципов организации правопорядка, которые доминируют в обществе.

За рубежом, как указывает В.Е. Чиркин, лишение депутата парламента мандата в качестве меры конституционной ответственности может быть осуществлено по разным основаниям: совершение парламентарием преступления, систематическое непосещение пленарных заседаний палаты, неучастие в работе парламента, предпринимательская деятельность, и во всех перечисленных случаях имеют место виновность и нарушение законов и регламента палаты, и, следовательно, конституционный деликт [7, c. 328]. В российской юридической науке имеются различные точки зрения по поводу определения того, какие деяния депутата влекут или должны влечь конституционно-правовую ответственность, Так, по мнению Л.А. Нудненко, «конституционно-правовая ответственность депутата наступает в связи с ненадлежащим осуществлением полномочий народного представителя в сфере публичной власти» [5, c. 365].

М.В. Штурнева полагает, что основанием ответственности депутата является неосуществление либо ненадлежащее осуществление им депутатских полномочий [8, c. 16].

«Представительная природа конституционно-правового статуса, — в свою очередь поясняет А.Т. Карасев, — предполагает не столько формально должное исполнение депутатских полномочий, сколько достижение конечного результата депутатской деятельности» [2, c. 79].

Следует согласиться с тем, что перед населением народный избранник, действительно, несет ответственность за эффективность собственной деятельности, за ее последствия, а за нарушение норм закона ответственность может быть ограничена неисполнением императивных требований.

Парламентарии в силу своего конституционно-правового статуса наделены рядом прав, обязанностей и подлежат мерам конституционной ответственности в случае злоупотребления предоставленными правами либо неисполнения возложенных обязанностей, т.е. при совершении конституционного правонарушения. Однако, в научной литературе имеется и точка зрения о том, что основанием конституционно-правовой ответственности может выступать не только правонарушение, так как оно не включает в себя моральные и нравственные аспекты, например, в том случае, когда субъект совершает порочащие его статус действия [4, c. 43]. С этим высказыванием нельзя согласиться, так как установление законодательного запрета на совершение каких-либо действий уже формализует деяние, и оно становится правовым.

Обязанности парламентариев имеют сложную структуру. Во-первых, к ним относится осуществление действий, направленных на выполнение функций того органа власти, в состав которого они входят. Это могут быть законодательные (применительно к представительному органу местного самоуправления — правотворческие) и контрольные полномочия. Так как в своей деятельности народные представители должны строго следовать закону и иным правовым актам, то их действия не могут идти вразрез с предъявляемыми требованиями.

Во-вторых, в обязанности депутата входит воздержание от совершения действий, которые служат ограничителем неправомерной деятельности депутата, указывающей на неуважительное отношение к своей стране (иной территории, которую он представляет) и к выполняемому делу. В данном случае имеется в виду запрет на занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, приобретения гражданства иного государства и ряд других.

В-третьих, к числу обязанностей депутата относится осуществление им функции представительства в той мере, какая обеспечена закрепленными за ним полномочиями. В частности, депутаты и члены иных выборных органов государства или местного самоуправления должны руководствоваться интересами населения, которое они представляют при осуществлении законодательной (правотворческой) или контролирующей исполнение законов (актов представительного органа местного самоуправления) деятельности. В случае представления интересов не только населения, но и избравшей их партии, парламентарии должны подчиняться и положениям устава, иных внутренних источников партийной организации.

Злоупотребление депутатскими полномочиями заключается в использовании своих прав не по назначению, в частности, в нарушение прав тех лиц, которых народный избранник представляет. Это возможно в случае, например, участия депутата в акциях, не направленных на исполнение ранее провозглашенных им программных действий, использования своих прав для реализации исключительно личных потребностей и желаний, в целях саморекламы либо продвижения какой-либо коммерческой организации. Злоупотребление может выражаться также в нарушении прав других лиц при реализации депутатом непосредственных полномочий, например, в случае оскорбления или сообщения порочащей информации, разглашения личной или семейной тайны, унижения иным образом достоинства гражданина страны.

Так, в Великобритании предусмотрены ограничения в целях исключения злоупотребления депутатом свободой слова. В частности, член парламента не вправе своим выступлением «бросать тень» на решение палаты, произносить слова, призывающие к государственной измене или мятежу, употреблять оскорбительные выражения в отношении королевы, лиц, находящихся у власти, а также мешать своими речами нормальной работе палаты [1, c. 33].

При нарушении всех трех групп обязанностей и злоупотреблении правами возможно наступление конституционно-правовой и одновременно политической ответственности народного избранника, проявляющейся в неподтверждении на очередных выборах мандата представителя, а в случаях, установленных законом — также посредством процедуры отзыва.

Неисполнение имеющихся полномочий в соответствии с законом, нарушение запретов, установленных в качестве обязательных требований к парламентарию, и невыполнение задач и функций, возложенных на избранное лицо политической партией, выражается в двух разновидностях ответственности депутата — конституционно-правовой перед государством (точнее, обществом в лице представляющего его государства со своей структурой органов) и внутрикорпоративной перед партией. Однако, стоит отметить, что ответственность перед партией может быть основана на внутренних источниках соответствующей организации, а также поддерживаться принудительной силой государства. В частности, депутат Государственной Думы РФ, входящий во фракцию (объединение депутатов, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов), может быть членом только той политической партии, в составе которой он был избран депутатом Государственной Думы (части 1, 2 ст. 7.1 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). В случае несоблюдения этого требования полномочия депутата подлежат досрочному прекращению, т.е. при наличии законом утвержденных санкций внутрикорпоративная ответственность перед партией становится конституционно-правовой.

Особого внимания заслуживает конституционно-правовая ответственность парламентария за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей, а также злоупотребление имеющимися правами, если его действия либо бездействие выражаются в нарушении порядка деятельности представительного органа, в состав которого он входит. С одной стороны, пропуск по неуважительным причинам заседаний, неучастие в работе комитета или комиссии, куда он избран, нанесение оскорблений с публичной трибуны во время своих выступлений и т.д. следует рассматривать в качестве дисциплинарных проступков, за совершение которых к народному избраннику применяется наказание представительным органом, что представляет собой внутрипарламентскую ответственность. С другой стороны, все эти действия в совокупности дают возможность констатировать факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения возложенных на депутата обязанностей, имеющихся перед избравшим его населением и партией, и необходимость применения к нему в связи с этим мер конституционной и внутрикорпоративной партийной (дисциплинарной) ответственности.

Спорным в определении факта совершения конституционного правонарушения депутатом либо иным членом выборного органа государственной власти или органа местного самоуправления является вопрос о виновности.

Так, Л.А. Нудненко и С.С. Федюнин полагают, что конституционно-правовая ответственность депутата возможна как при наличии, так и при отсутствии вины в его действиях (бездействии) [5, c. 369; 6, c. 84], что представляется, однако, неверным. Действительно, депутат несет ответственность и как самостоятельное должностное лицо, и как представитель коллективного органа власти, но во втором случае, когда предполагается возможность невиновной ответственности, в частности, в случае роспуска представительного органа [5, c. 368—369; 6, c. 83—84], депутат выступает как часть уже другого субъекта права. Потому его ответственность в рамках претерпевания негативных последствий, относящихся к коллективному субъекту, следует, как справедливо полагает А.А. Кондрашев, рассматривать в качестве ответственности именно этого органа власти [3, c. 128—129]. В этом случае форма вины уже слагается из коллективного большинства.

Так как характерной чертой конституционно-правовой ответственности является ущемление (нанесение урона) репутации субъекта ответственности, то у депутата как представителя коллектива должны иметься гарантии защиты и восстановления собственного имени, не запятнанного принятием незаконного или не соответствующего воле избирателей правового акта. Для депутата, не согласного с той или иной позицией членов органа, в состав которого он входит или входил до момента досрочного прекращения полномочий этого органа власти, такими гарантиями, как представляется, являются право на публичное выражение собственного мнения через средства массовой информации, а если голосование носит персональный характер и не обезличено, — право на использование этой процедуры.

В заключение можно констатировать следующее:

1) к числу обязанностей депутата относятся такие обязанности, которые вытекают из функционального предназначения органа, в состав которого он входит, выступают в качестве ограничителя его правового статуса и являются элементом его деятельности как представителя определенной части населения страны;

2) основанием конституционно-правовой ответственности депутата представительного органа власти может выступать как неисполнение (ненадлежащее исполнение) имеющихся обязанностей, так и злоупотребление правами. В любом случае основанием ответственности является правонарушение;

3) неисполнение (ненадлежащее исполнение обязанностей) или злоупотребление статусными правами может являться основанием внутрикорпоративной партийной ответственности (носящей дисциплинарный характер) и внутрипарламентской (дисциплинарной) ответственности, а также политической ответственности;

4) обязательным признаком конституционно-правовой ответственности является наличие вины депутата;

5) несмотря на коллективность в принятии решений, у депутата есть возможность для представления своей индивидуальной позиции с целью защиты и восстановления собственной репутации и выражения следования принципам законности и справедливости, а также верности интересам той части населения, которую он представляет.

 

Список литературы

 

1. Депутат парламента в зарубежных государствах / отв. ред. Д.А. Ковачев. — М., 1995.

2. Карасев А.Т. Ответственность депутатов представительных органов власти // Российский юридический журнал. 2008. № 6.

3. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность депутата законодательного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления в РФ: основания классификации и проблемы реализации // Российский юридический журнал. 2011. № 1.

4. Малько А.В., Маркунин Р.С. Ответственность и наказание депутатов в современной России // Современное право. 2013. № 2.

5. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. — Спб., 2004.

6. Федюнин С.С. Конституционный деликт как основание конституционной ответственности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Право». 2011. № 1.

7. Чиркин В.Е. Законодательная власть: моногр. — М., 2008.

 

8. Штурнева М.В. Правовые основы статуса депутата представительного органа муниципального образования: метод. рекомендации. Модельные правовые акты.  — Иркутск, 2006. 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются ключевые условия, при которых наступает гражданско-правовая ответственность медицинских организаций при причинении вреда здоровью вследствие применения лекарственных препаратов
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются содержание и соотношение категорий «административное наказание» и «административная ответственность»: данный вопрос важен с точки зрения применения административного принуждения в целом
Добавлено: 03.12.2023
В статье рассматривается такая правовая категория, как «административное правонарушение». Этот вопрос важен с точки зрения применения административной ответственности, поскольку именно данное противоправное деяние может являться основанием соответствующего вида юридической ответственности
Добавлено: 12.11.2023
Статья посвящена рассмотрению современных законодательных, теоретических и практических проблем уголовной ответственности за преступления, совершаемые должностными и иными лицами с использованием своего служебного положения.
Добавлено: 08.01.2023
В статье анализируется проблемные аспекты категорий «вина» и «исполнимость судебных решений» в условиях цифровой трансформации общества.
Добавлено: 06.07.2022