Реклама
Статья

Основные инструменты правового воздействия на общественные отношения в целях предупреждения и раскрытия насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних

Рассматривается проблема противодействия преступным посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних, в частности предупреждение и раскрытие насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних.

УДК 343.541.4

Страницы в журнале: 90-95

 

А.В. Черкашин,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Дальневосточного юридического института МВД России Россия, Хабаровск xthrtcc@mail.ru

 

Рассматривается проблема противодействия преступным посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних, в частности предупреждение и раскрытие насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних. Данная проблема является комплексной, охватывающей общественные отношения, регулируемые как минимум тремя основными отраслями права — уголовным, уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным. Своеобразие правового регулирования в данной сфере заключается в том, что оно, в соответствии со своей социальной природой, является разновидностью социального регулирования, что должно отражаться в надлежащей правовой форме.

Ключевые слова: преступления сексуального характера в отношении малолетних, предупреждение и раскрытие насильственных преступлений, уголовный розыск, оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование, правовое воздействие.

 

Правовое регулирование является ключевым элементом системы правового воздействия, способного упорядочить общественные отношения с учетом существующей в рамках этой системы совокупности правовых методов и средств, обеспечивающих правовое регулирование.

Согласно теории права правовое регулирование представляет собой «специфическую деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и применения в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений» [20, c. 135]. Как следствие наличия правового регулирования возникновение правоотношений в рамках конкретной социальной динамики взаимодействий позволяет оценить значимость и эффективность реализации правового регулирования. 

Исходя из этого правовое регулирование правоохранительной деятельности подразделений уголовного розыска представляется процессом, в котором государство воздействует на специфические общественные отношения, возникающие в ходе деятельности данных подразделений, стабилизируя их и упорядочивая.

Особенностью сущности правоотношений выступает особый субъектный состав: совокупность субъектов права; наличие правовых норм как предпосылка возникновения правоотношений; реализация правоотношений через взаимные права и юридические обязанности; юридический факт как основа появления правоотношения; реализация и защита государством правоотношений, вытекающих из правовых норм. Именно поэтому в основе правоотношения лежит «объективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов» [9, c. 38].

Концептуально утвержденная Президентом РФ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года  [15] определяет, что повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб должно способствовать обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу. Подобный подход к определению стратегических целей и задач в этой области исходит из положений ст. 2 Конституции РФ, в которой провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Еще в 2008 году в Послании Федеральному Собранию Президент РФ указывал: «Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа — не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия, т. е. придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства, всем авторитетом самого Основного закона, формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей» [16].

В последнее время возникла необходимость выделить в отдельную задачу противодействие преступным посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних и иных лиц. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

— политическое руководство России, придавая особое значение данному вопросу, реализует комплекс организационно-правовых мер по усилению ответственности за данные преступления и обеспечению надзора за лицами, склонными к их совершению;

— принимаемые меры по противодействию данному виду преступных посягательств соответствуют принятым Российской Федерацией международным обязательствам, которые характеризуют нашу страну как демократическую и цивилизованную;

— именно на органы внутренних дел возложена функция противодействия преступности в отношении несовершеннолетних; с этой целью создано специальное нормативно-правовое, структурно-функциональное и организационно-тактическое обеспечение данной линии оперативно-служебной деятельности.

На сегодняшний день российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за следующие преступления сексуального характера в отношении детей:

1) торговля детьми, совершенная в целях сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего (п. «б» частей 2 и 3 ст. 127.1 Уголовного кодекса РФ);

2) использование рабского труда (услуг сексуального характера) несовершеннолетнего (п. «б» частей 2 и 3 ст. 127.2 УК РФ);

3) изнасилование несовершеннолетней (ч. 3 ст. 131 УК РФ);

4) изнасилование потерпевшей, не достигшей 14 лет (пп. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ);

5) изнасилование потерпевшей, не достигшей 14 лет, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (ч. 5 ст. 131 УК РФ);

6) насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (п. «а» ч. 3 ст. 132 УК РФ);

7) насильственные действия сексуального характера в  отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ);

8) насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (ч. 5 ст. 132 УК РФ);

9) понуждение несовершеннолетнего к действиям сексуального характера (ч. 2 ст. 133 УК РФ);

10) половое сношение, мужеложство или лесбиянство с лицом, не достигшим 16-летнего возраста и половой зрелости (части 1, 2, 4 и 5 ст. 134 УК РФ);

11) половое сношение, мужеложство или лесбиянство с лицом от 12 до 14 лет (части 3, 4, 5 и 6 ст. 134 УК РФ);

12) развратные действия в отношении лица, не достигшего 16 лет и половой зрелости (части 1, 3 и 4 ст. 135 УК РФ);

13) развратные действия в отношении лица от 12 до 14 лет (части 2, 3, 4 и 5 ст. 135 УК РФ);

14) вовлечение в занятие проституцией, совершенное в отношении несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 240 УК РФ);

15) организация занятия проституцией с использованием для занятия проституцией несовершеннолетнего (п. «в» ч. 2 ст. 241 УК РФ);

16) организация занятия проституцией с использованием для занятия проституцией лица, не достигшего 14-летнего возраста (ч. 3 ст. 241 УК РФ);

17) распространение порнографии среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетних в распространение порнографии (части 2 и 3 ст. 242 УК РФ);

18) изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ);

19) использование несовершеннолетних в целях изготовления детской порнографии (ст. 242.2 УК РФ).

Законодатель дифференцировал возраст несовершеннолетних потерпевших от половых преступлений. Так, части 3 статей 131 и 132 УК РФ указывают в качестве квалифицирующего признака несовершеннолетие потерпевшего, а части 4 данных статей — потерпевшего (потерпевшей), не достигшего 14-летнего возраста.

Следовательно, законодатель разграничивает понятие несовершеннолетнего и малолетнего; в частях 3 статей 131 и 132 УК РФ речь идет о лице во временном отрезке от 14 до 18 лет, а в частях 4 этих статей — лице, не достигшем 14 лет. Продиктовано такое разделение, как думается, повышенной социальной опасностью совершения полового насилия над малолетним ребенком. Вместе с тем законодатель исключил из данных статей существовавшее ранее указание на заведомое знание о несовершеннолетнем возрасте потерпевшей (потерпевшего).

Стоит отметить, что Конвенция о правах ребенка 1989 года, к которой присоединилась Российская Федерация, предписывает государствам-участникам обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (п. 2 ст. 3). В целях выполнения своих международных обязательств в этой сфере в 2013 году Российская Федерация ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка относительно детской проституции, торговли детьми и детской порнографии, а также Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений [14]. В течение последних нескольких лет внесен ряд изменений и дополнений в федеральное законодательство, которые направлены на предупреждение торговли детьми, их эксплуатации и детской проституции, а также усиление ответственности за подобные акты и преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних (федеральные законы от 27.12.2009 № 377-ФЗ [13], от 29.02.2012 № 14-ФЗ [11], от 05.04.2013 № 58-ФЗ [12], от 28.12.2013 № 432-ФЗ  [10] и ряд других).

Решение задач по предупреждению и раскрытию насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних в большей степени относится к компетенции подразделений уголовного розыска органов внутренних дел. Подразделения уголовного розыска в современном российском государстве выступают одним из ключевых элементов, осуществляющих функцию защиты прав и законных интересов людей, реализуя правоохранительную функцию в уголовной сфере. Как отмечает А.М. Артемьев, правоохранительная деятельность есть деятельность специальных органов, в данном случае подразделений уголовного розыска, в «компетенцию которых включены полномочия по обеспечению правопорядка в соответствующей сфере» [2, c. 65].

Указывая на существенные признаки правоохранительной деятельности, В.П. Божьев, в свою очередь, отмечает следующее: «Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия; во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта; в-третьих, реализацию правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур; в-четвертых, возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы» [17, c. 15].

Нормативно на подразделения уголовного розыска возложена обязанность по обеспечению раскрытия и оперативному сопровождению расследования уголовных дел по 178 статьям, предусмотренным Особенной частью УК РФ. Наряду с этим они раскрывают значительное количество преступлений, относящихся к компетенции и других оперативных подразделений органов Министерства внутренних дел РФ. Ежегодно ими устанавливается более 30% лиц, совершивших преступления (от общего количества выявленных), а по таким тяжким видам преступлений, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж и разбой этот показатель составляет более 90% [3, c. 44]. Именно поэтому, говоря об общественной значимости правоохранительной деятельности подразделений уголовного розыска, необходимо напомнить высказанную еще профессором Н.И. Селивановым позицию: «Чтобы судить о том, что розыск необходим в каждом преступном деле, что он — основа каждого предварительного следствия, не нужно никаких специальных знаний: это истина столь простая, что ее нельзя и доказывать» [19, c. 292].

Между тем анализ практики уголовного розыска свидетельствует, что в деятельности указанных подразделений имеется ряд недостатков, оказывающих негативное влияние на противодействие насильственным преступлениям сексуального характера в отношении малолетних. Так, в решениях коллегий МВД России неоднократно отмечалось, что органами внутренних дел не анализируется в должной мере состояние преступности несовершеннолетних и не учитываются изменения в характере совершаемых в отношении них преступлений. Не отвечает современным требованиям и уровень оперативной осведомленности подразделений уголовного розыска о лицах, склонных к совершению насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних. При этом, по мнению В.Ф. Луговика, существующие недостатки систематизации нормативного обеспечения «детально регламентирующих процедурные вопросы оперативно-розыскной деятельности и прокурорского надзора за ней, предопределяют достаточно большое количество спорных, с точки зрения оперативных сотрудников, представлений, вынесенных прокуратурой по фактам выявленных нарушений законодательства» [6, с. 78—81].

Указанная проблема является комплексной, охватывающей общественные отношения, регулируемые как минимум тремя основными отраслями права — уголовным, уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно, в соответствии со своей социальной природой, является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организационный, результативный характер; осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю права как нормативного институционного образования — регулятора [1, с. 145—146].

В 1992 году был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [8] и, как следствие, впервые введена законодательная регламентация такого специфического вида правоохранительной деятельности, как оперативно-розыскная деятельность. В 1995 году, в условиях становления новой российской государственности эта инициатива получила свое развитие в связи с принятием Федерального закона от  12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД).

В соответствии со ст. 1 Закона об ОРД «оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Появление Закона об ОРД в целом определило, по мнению Л.В. Мазалевой, следующие концептуальные положения: «Закрепление общих правил оперативно-розыскной деятельности на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного; выделение основных правил оперативно-розыскной деятельности из ранее имевшегося в подзаконных актах конгломерата правовых предписаний и их обособление в оперативно-розыскном законе, т. е. начало процесса кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности; повышение значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности; законодательное определение оперативно-розыскной деятельности; существенное законное расширение субъектов (государственных органов), наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной деятельности; необходимость обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ ведомственных оперативно-розыскных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, а также нормативных актов, которые носят межведомственный характер; правовая регламентация вневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в оперативно-розыскной деятельности; включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права» [7, с. 53—56].

В сущности оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из специальных видов правоохранительной деятельности строго определенных субъектов, ее предназначение состоит в решении ее функциональных задач. При этом она должна быть отражена в надлежащей правовой форме. Именно поэтому справедливо мнение Д.В. Гребельского о том, что «термин “государственно-правовая форма” в отношении ОРД применим, во-первых, по той причине, что названная деятельность имеет государственный характер, поскольку осуществляется по велению государства и специально уполномоченными на то государственными органами; во-вторых, имеет четко выраженную правовую основу и осуществляется в строгом соответствии с требованием законности» [4, с. 20].

В качестве вывода относительно структуры правовых норм стоит привести классификацию И.А. Климова и Г.К. Синилова, выделяющих в правовой основе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел три основных уровня: а) конституционный уровень правового регулирования, охватывающий институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления; б) законодательный уровень, включающий все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью как специальной сферы государственной деятельности; в) ведомственный уровень, непосредственно регулирующий компетенцию оперативных аппаратов органов внутренних дел, их систему, организационно-тактические приемы применения оперативно-розыскных методов и средств в борьбе с преступностью [5, с. 3].

Согласно ст. 2 Закона об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

«— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших».

Исходя из этого можно резюмировать, что существующие государственно-правовые меры, лежащие в основе оперативно-розыскной деятельности и применяемые в целях предупреждения и раскрытия насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних, прежде всего, должны быть направлены на достижение поставленных перед подразделениями уголовного розыска целей путем решения оперативно-розыскных и процессуальных задач. 

И.П. Напханенко особо подчеркивает, что социальная ценность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что посредством этой специфической формы борьбы c преступностью государство получает возможность незамедлительно и адекватно реагировать на новые криминальные угрозы, противодействовать которым с помощью только уголовных, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных средств практически невозможно [18, c. 10]. При этом для подразделений уголовного розыска среди государственно-правовых мер по предупреждению и раскрытию преступлений первостепенная роль принадлежит именно мерам оперативно-розыскного характера.

 

Список литературы

 

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. С. 145—146.

2. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 65. 

3. Галахов С.С., Горшков А.А. Некоторые направления организационно-функционального развития подразделений уголовного розыска // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. 2008. № 3 (7). С. 144. 

4. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977. С. 20.

5. Климов И.А., Синилов Г.К. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция. М.: ЮИ МВД России, 1995. С. 3.

6. Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: вопросы и ответы // Полицейское право. 2005. № 1. С. 78—81.

7. Мазалева Л.В. Генезис отечественного законодательства в сфере ОРД // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 4 (9). С. 53—56.

8. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 13.03.1992 № 2508-1 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 38.

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: федер. закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ  // Собрание законодательства РФ.  2013. № 52 (ч. I). Ст. 6997.

11. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: федер. закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1162.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних: федер. закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1666.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы: федер. закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009.  № 52 (ч.  I).  Ст. 6453.

14. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений: федер. закон от 07.05.2013 № 76-ФЗ // Российская газета. 2013. 13 мая.

15. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009  № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. №  20. Ст. 2444.

16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008  // Российская газета. 2008. 6 нояб.

17. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. / под ред. В.П. Божьева. М.: Норма, 2000. С. 15. 

18. Принципы и правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / под ред. А.К. Щербаченко. Ростов-н/Д.: РЮИ МВД России, 2015. С. 10.

19. Селиванов Н.И. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции // Юридический вестник. 1884. №  2. С. 292.

20. Фактуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: курс лекций. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.  С. 135.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена рассмотрению перспектив реализации положений Стратегии развития Российского научного фонда на период до 2030 года, утвержденной указом Президента РФ от 28.02.2024 № 146
Добавлено: 11 дней назад
В ходе исследования использована совокупность общенаучных (анализ, синтез, методы обоснования и систематизации научного знания) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительный) методов.
Добавлено: 26.05.2024
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 06.04.2024
В статье делается попытка анализа преобразований и юридически значимых решений в образовательной сфере, принимаемых уполномоченными органами власти Российской Федерации для обеспечения развития национальной системы образования вопреки вызовам и угрозам разного характера
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассмотрены особенности правового регулирования конституционных ценностей в Российской Федерации и таких зарубежных государствах, как Беларусь, Казахстан и ФРГ. Цель исследования состоит в сравнительно-правовом анализе особенностей правового регулирования конституционных ценностей в зарубежных государствах и разработке рекомендаций
Добавлено: 04.03.2024