УДК 343.9
Д.В. ВОРОБЬЕВ,
слушатель Российской академии Государственной службы при Президенте РФ
Статья посвящена проблеме криминального автобизнеса в России, освещаются и анализируются способы совершения преступлений в данной сфере, а также способы легализации похищенного автотранспорта, пути перемещения и каналы сбыта уже легализованных транспортных средств.
Article narrates about a problem of a criminal car business in Russia, illustrates ways of fulfilment of crimes in the given sphere, and also ways of legalisation of stolen motor transport, a way of moving and trade channels of already legalised vehicles.
Ключевые слова (keywords): криминальный автобизнес (criminal car business), хищение (plunder), кража (steal), автотранспорт (motor transport), организованная преступная группа (organised criminal group), преступление (crime), легализация (legalisation), незаконный оборот транспортных средств (illegal circulation means of transport).
В течение нескольких последних лет проблема краж и незаконного оборота автотранспортных средств во многих странах мира чрезвычайно обострилась. Хищения и иные неправомерные способы завладения автомобилями относятся к категории преступлений против собственности, пресечение, раскрытие и предупреждение которых является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Общественная опасность таких преступлений усугубляется тем, что, кроме причиняемого материального ущерба, они зачастую становятся подготовительным этапом для совершения более тяжких преступлений.
Среди причин, способствующих совершению краж автотранспортных средств, следует назвать, на наш взгляд, высокую прибыльность криминального автобизнеса и минимальный риск задержания и привлечения к уголовной ответственности. Ключевыми факторами, облегчающими сокрытие и реализацию краденых автомашин, считаются «обособленность» государств при прозрачности границ, отсутствие заинтересованности зарубежных стран в розыске «чужих» автомашин, а также высокий уровень находящихся на вооружении у преступников технических средств блокирования и отключения систем безопасности автотранспортных средств.
Незаконный автобизнес, основанный на легализации «криминальных» автомобилей, все чаще приобретает транснациональный характер. Во всех странах наиболее распространенными признаны следующие способы хищения и сбыта автотранспорта:
— инсценировка кражи с последующим получением страховой выплаты (владелец оформляет страховку автомобиля на максимальную сумму, договаривается с сообщниками о его «краже», а нередко и сам транспортирует его в то место, откуда автомобиль удобнее переправить в другую страну; через определенное время после кражи владелец заявляет о случившемся в правоохранительные органы);
— хищение и сбыт автомашин по подложным документам (часто в подделке документов участвуют лица, работающие в регистрационных подразделениях, правоохранительных органах, преступные группы разных стран, что затрудняет их своевременное выявление);
— изменение регистрационных знаков автомобиля. Иногда автомобиль переправляется через границу с измененными знаками первичной маркировки («криминальный» автомобиль снабжается поддельными документами или документами аварийного автомобиля, и номера номерных агрегатов похищенного автомобиля перебиваются под готовые документы);
— фальсификация кредитно-денежных документов (покупка транспортного средства путем предъявления чека, не имеющего покрытия; покупка автотранспорта в кредит с последующим вывозом автомашины из страны и др.).
В целом же по стране раскрываемость рассматриваемого вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем 20%.
Проблема борьбы с кражами и угонами транспортных средств приобрела особую значимость в конце 1980-х годов. Меры, осуществляемые ОВД и направленные на активизацию работы по предупреждению и пресечению преступных посягательств на транспортные средства, способствовали значительному сокращению их количества. Однако проблема остается острой, как в социальном, так и в экономическом смысле. В сфере криминального автобизнеса действует более 1000 преступных группировок, в которые активно вовлекаются несовершеннолетние. Устойчивый характер имеют и межнациональные криминальные связи.
Виды и способы перемещения похищенных автомашин весьма разнообразны. Основной способ транспортировки — перегон автомобилей. В некоторых случаях для перевозки используются грузовые автомашины, а также железнодорожный и морской транспорт (например, контейнеры на кораблях). Известны случаи фрахтовых перебросок автотранспортных средств по воздуху.
Перед транспортировкой автотранспорт обычно не разукомплектовывается.
Для организованных преступных групп наибольший интерес представляют (в качестве рынков сбыта похищенного автотранспорта) бывшие социалистические страны, и в первую очередь страны СНГ, не имеющие в настоящее время обширного парка высококачественных автомобилей престижных марок и моделей. Можно предположить, что по мере качественного улучшения и количественного роста парка автомобилей в странах СНГ преступная деятельность, связанная с незаконным оборотом автотранспортных средств, частично переместится в страны Восточной Европы.
Исследования практики борьбы правоохранительных органов с незаконным оборотом автотранспортных средств позволяют выделить следующие типичные методы переправки (перегона) похищенного автотранспорта для последующей реализации (сбыта):
— переправка автотранспортного средства за границу с изменением идентификационных номеров. Возможны два варианта легального прикрытия похищенного автомобиля.
Первый вариант: покупается на законном основании автомобиль в аварийном состоянии (либо утильный). Маркировка похищенной автомашины такого же типа «перебивается» (подделывается) под документы приобретенной.
Второй вариант: настоящие документы на ранее приобретенный преступником автомобиль, оформленные на его фамилию, используются для изменения номеров на похищенной автомашине такого же типа.
В подобных случаях при проверке автомашин, пересекающих границу на погранично-контрольных пунктах, сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке мест возможной перебивки идентификационных номеров;
— переправка автотранспортного средства за границу с использованием фальшивых документов. Для легального прикрытия похищенный автомобиль обеспечивается фальшивыми документами, в которых преступник представляется владельцем. Этот метод организованные преступные группы используют очень часто. На погранично-контрольных пунктах сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке документов на автотранспортное средство;
— переправка автотранспортного средства за границу с использованием транзитных номеров. В месте выдачи водительских прав преступник оформляет на себя международные водительские права и по предъявлении этих прав получает транзитные номера. Автомашина соответствующим образом маскируется. Документы в данном случае используются подлинные. При проверке автомашин, пересекающих границу на погранично-контрольных пунктах, сотрудникам милиции, таможенной службе особое внимание необходимо уделять тщательной проверке документов на автотранспортное средство и факту получения транзитных номеров;
— немедленная переправка автомобиля за границу без легального прикрытия. Преступник рассчитывает на то, что к моменту пересечения границы на контрольно-пропускном пункте факт хищения автотранспортного средства еще не будет известен сотрудникам милиции и таможенной службе, он надеется на их ослабленную бдительность при несении службы и на выборочную проверку документов. В таких случаях необходимо тщательно проверять саму автомашину, ее водителя; всех водителей, которые заявляют, что взяли автотранспортное средство во временное пользование или на прокат. Такой метод применяется наиболее часто.
Маршруты перемещения похищенных автомашин проходят главным образом с запада на восток, можно выделить следующие пути:
— балканский маршрут: похищенные автотранспортные средства перегоняются из западноевропейских стран в Балканские страны или через них далее на Ближний Восток;
— итальянский маршрут: похищенные автомашины либо перегоняются из западноевропейских стран через Словению и Италию в Восточную Европу (на балканский маршрут), либо перевозятся из Италии в Албанию и Грецию и далее на балканский маршрут;
— центрально-европейский маршрут: похищенные автомобили перегоняются из стран Западной Европы через Польшу, Чехию или Венгрию в страны СНГ;
— испанский маршрут: похищенный транспорт перегоняют из западноевропейских стран в Северную Африку через Испанию;
—северный маршрут: похищенные автомобили либо перегоняются, либо перевозятся на пароме в основном из Скандинавских стран и Германии в Прибалтийские страны и Россию (напрямую или через Финляндию);
— морской путь: похищенные автомашины перевозятся из Западной Европы по Средиземному морю на Ближний Восток или по Атлантическому океану в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию.
Значительное количество похищенных автомобилей легализуется в странах СНГ, что обусловлено отсутствием межправительственных соглашений об их бесспорной выдаче. Существующая практика большинства стран СНГ основана на принятии решения о возврате похищенной автомашины жителю другого государства только по решению суда, а суд, как правило, отстаивает интересы граждан своего государства. Такое положение усугубляется низкой результативностью раскрытия и расследования рассматриваемых преступлений. За последние годы ни в одном из государств СНГ показатель раскрываемости не превысил 30%. Из года в год растет количество уголовных дел, не закрытых за неустановлением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, или за нерозыском скрывшихся преступников. Все это, по нашему мнению, обусловлено следующими причинами.
Во-первых, слишком велика доля латентных преступлений этой категории. Общеизвестны случаи обращения граждан по поводу розыска похищенного автотранспорта не в ОВД, а к криминальным структурам, превратившим похищение автомобиля с последующим выкупом в разновидность преступного авто-бизнеса.
Во-вторых, реальностью, усугубляющей оперативную обстановку по линии преступного автобизнеса, является стремительный поток в Россию похищенного автотранспорта из стран дальнего зарубежья.