УДК 340:347
М.П. РОМАНЮТА,
соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского социального института
В статье проанализированы позиции ученых по определению сущности принципов права в целом и принципов гражданского права в частности; представлена система основных принципов гражданского права.
Ключевые слова: принцип права, юридическое равенство, диспозитивность, восстановление прав.
The author analyzes positions of scientists by definition of essence of principles of the law as a whole and principles of civil law in particular. The system of main principles of civil law is given.
Keywords: a principle of the right, legal equality, disposition, restoration of the rights.
Гражданское право как часть правовой системы обладает особыми функциями[]1 и строится на основе как общеправовых, так и специальных принципов (начал).
Принцип (от лат. начало, основа) в философии означает то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний[2]. Принцип рассматривается как выражение необходимости или закона явлений. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее собой обобщение и распространение каких-либо положений той области, из которой данный принцип абстрагирован[3]. В лингвистике под принципом понимается исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы, убеждения, взгляда на вещи либо основной особенности в устройстве чего-нибудь[4].
В юриспруденции, к сожалению, до сих пор не сложилось единого мнения относительно дефиниции правового принципа. Большинство ученых-правоведов считают, что принципы права — основополагающие положения, начала права. Так, С.С. Алексеев под принципами права понимает «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни»[5]. В.П. Грибанов также полагал, что «правовые принципы — это руководящие положения… права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение»[6]. Аналогичная позиция высказывается А.Л. Вязовым: «Принципы — руководящие идеи, составляющие основу, определяющие содержание и внутреннюю согласованность норм и институтов, отражаясь в конкретных нормах, превращаются в регуляторы общественных отношений»[7].
Также в юриспруденции принцип рассматривается как закон. С.Н. Братусь дал следующее определение принципа права: «Принцип — это ведущее начало, закон данного движения материи или общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения»[8]. При этом он подчеркивал, что принцип как закон явления можно познать и с его помощью совершенствовать те или иные общественные отношения[9]. Похожую точку зрения высказывал B.C. Толстой[10]. Думается, что, несмотря на различия в терминологии («начало» или «закон»), авторы понимают под принципами права нечто общее: основу объективного права.
С других позиций рассматривает принципы права М.Н. Марченко: «Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права»[11]. Автор делает попытку показать диалектику «принципа права». Хотя, на наш взгляд, это не вполне верно, так как вбирая в себя тенденции и потребности общества, правовые принципы в определенный, конкретный момент отражают статику общественных отношений и, следовательно, не могут показывать процесс формирования и развития права. В этой связи совершенно прав A.M. Васильев, который указывал, что принципы права не являются по своему характеру произвольными началами или исходными положениями, пронизывающими нормы, институты и отрасли права. Они объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режима, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества[12].
A.M. Васильев раскрыл основную суть принципов права. Увязка правовых принципов с закономерностями общественного развития дает возможность объяснить, почему правовой принцип — это не какое-либо частное правило, а основное, ведущее начало в праве; позволяет обосновать известную стабильность правовых принципов в сравнении с относительной изменчивостью правовых норм; и, наконец, эта идея дает объективный критерий для выявления и объяснения правовых принципов данной системы, отрасли или института права[13].
Проанализировав различные точки зрения об определении понятия и сущности принципов права, можно отметить, что, главным образом, авторы выделяют ряд основных признаков принципов права:
— принципы права — это всегда руководящие положения либо основные начала права;
— закреплены в действующих нормах права и имеют общеобязательное значение;
— объективны, выражают закономерности, устои, тенденции развития и связи правовых явлений, потребности общества.
Следовательно, гражданско-правовые принципы должны определять сущность и отражать тенденции развития всей гражданско-правовой системы, а также получить свое закрепление в гражданском законодательстве.
В учебной и научной литературе правовые принципы подразделяют на принципы права в целом (общеправовые), отдельных отраслей (отраслевые), подотраслей (подотраслевые), и наконец, институтов (институциональные). Данная дифференциация находится в зависимости от того, на какую область правовых отношений распространяются принципы[14]. Эта иерархия должна исключить повторения, так как предполагается, что более общие принципы пронизывают всю нижележащую систему и не требуют дублирования. В свою очередь, чем мельче элемент правовой материи, тем конкретнее должны быть правовые постулаты, поскольку они подчеркивают своеобразие этого элемента, его отличие от остальных. «Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права»[15].
Требования систематизации правовых принципов известны давно и поддерживаются современными теоретиками права: взаимообусловленность единых правовых начал общими целями; отсутствие внутреннего противоречия между основными принципами правовой системы; содержание одного принципа не должно полностью охватываться содержанием другого положения, принимаемого за принцип[16].
Однако четко соблюсти системную субординацию принципов, в частности, гражданского права, ученым-цивилистам и тем более законодателю не удается.
Для отыскания гражданско-правовых принципов большинство ученых обращаются к ст. 1 ГК РФ[17], где законодатель выделил следующие принципы:
— признание равенства участников гражданско-правовых отношений;
— неприкосновенность собственности;
— свобода договора;
— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
— необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;
— обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
— необходимость беспрепятственного перемещения товаров, услуг, финансовых средств. Например, Е.А. Суханов приводит практически идентичный состав отраслевых принципов гражданского права[18].
Н.Д. Егоров выделяет шесть основных принципов гражданского права:
— дозволительной направленности гражданско-правового регулирования;
— равенства правового режима для всех субъектов гражданского права;
— недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
— неприкосновенности собственности;
— принцип свободы договора;
— свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации[19].
Т.И. Илларионова отстаивала наличие девяти гражданско-правовых принципов (дополнив список Н.Д. Егорова принципами равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства, неприкосновенности интеллектуальной собственности и неприкосновенности личности, личных прав и свобод)[20]. Примерно такой же перечень принципов дается в работах других известных цивилистов[21].
При этом как в ст. 1 ГК РФ, так и в трудах ученых принципы определяются как основные начала гражданского права, т. е. рассматриваются в качестве отраслевых принципов. Однако из приведенного перечня принципов только несколько можно действительно назвать отраслевыми: принцип равенства участников гражданских правоотношений, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и охраны, в том числе восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. В отношении остальных перечисленных принципов гражданского законодательства ситуация неоднозначна. Так, принцип свободы договора является основным началом подотрасли «Обязательственное право», принцип неприкосновенности собственности — основой подотрасли «Вещные права», а оставшиеся следует отнести к принципам института осуществления гражданских прав. В противном случае эти основополагающие идеи будут повторяться от отрасли к подотрасли и т. д. Следует согласиться с О.А. Поротиковой, что такое дублирование сбивает с толку правоприменителя, поскольку нарушает субординацию принципов. Перед судьей неизбежно встанет вопрос: можно ли для толкования норм о вещных отношениях, к примеру, применить принцип свободы договора? Если он является общеотраслевым, то даже нужно, а если характерен только для обязательств, то это недопустимо[22].
Л.В. Щенникова постаралась избежать указанного смешения в иерархии принципов и отметила существование пяти основных принципов, которые она расположила в определенной последовательности[23]. Так, на первое место она поставила принцип автономии воли участников гражданских правоотношений, который, на наш взгляд, представляет собой принцип равенства участников гражданских правоотношений в иной формулировке, так как равенство проявляется в независимости, неподчиненности воль субъектов гражданского права. На втором месте находится принцип свободы усмотрения в реализации гражданских прав, поглощающий принцип свободы договора, т. е. здесь речь идет об упоминаемой другими авторами диспозитивности. Третьим признается принцип сочетания частных и публичных интересов, который, по мнению Л.В. Щенниковой, исключает необходимость выделения принципов неприкосновенности собственности и всемерной защиты субъективных прав. Четвертым следует считать принцип невмешательства государства в частные дела. Однако мы полагаем, что данный принцип более полно охватывается принципом сочетания частных и публичных интересов, нежели принципом защиты субъективных прав. Пятый принцип — правило о восстановительном характере гражданско-правовой ответственности. Но здесь уже налицо не отраслевой, а институциональный принцип.
Проанализировав различные точки зрения относительно принципов гражданского права, мы предлагаем свой взгляд на то, какие из них являются действительно основными началами (отраслевыми принципами) гражданского права.
В основе гражданского права лежат три основных начала. Во-первых, принцип юридического равенства участников гражданских правоотношений (автономии воли), который проявляется в независимости, неподчиненности воли субъектов гражданского права, а также в «координированности своего поведения в соответствии с правами равных тебе субъектов», то есть в недопущении злоупотребления правом[24].
Во-вторых, принцип диспозитивности, предполагающий широкую по сравнению с другими отраслями права свободу усмотрения для участников гражданских правоотношений и включает в себя такие подотраслевые и институциональные начала, как свобода договора, свобода предпринимательства, самостоятельность в осуществлении гражданских прав.
В-третьих, принцип компенсационности гражданского права, в котором заложено сочетание частных и публичных интересов, восстановление нарушенных гражданских прав и их судебная защита. Также данный принцип включает в себя такие подотраслевые и институциональные принципы, как неприкосновенность личности, собственности, компенсационно-восстановительный характер гражданско-правовой ответственности и др.
Библиография
1 См.: Рыженков А.Я. Компенсационная функция советского гражданского права. — Саратов, 1983.
2 См.: Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. — М., 1972. С. 329.
3 См.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1975. С. 477.
4 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1998. С. 597.
5 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. — Свердловск, 1972. С. 102.
6 Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав // Осуществление и защита гражданских прав. — М., 2000. С. 223.
7 Вязов А.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.… канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 12.
8 Братусь С.Н. Принципы советского гражданского права // Советское государство и право. 1960. № 1. С. 48.
9 Там же.
10 См.: Толстой В.С. Исполнение обязательства. — М., 1973. С. 44—45.
11 Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 2004. С. 294.
12 См.: Васильев A.M. Правовые категории. — М., 1976. С. 216—225.
13 См.: Грибанов В.П. Указ соч. С. 223.
14 См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 43.
15 Теория государства и права. С. 295.
16 См: Панченко В.Ю. К проблеме систематизации общих принципов современного российского права // Ученые записки Юридического института Красноярского государственного университета. Вып. 2 / Отв. ред. Т.В. Сахнова. — Красноярск, 2003. С. 80.
17 См.: Волков А.Н. Теория концепции «Злоупотребление гражданскими правами». — Волгоград, 2007. С. 180.
18 См.: Гражданское право: Учеб.: В 4 т. Т.1. Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 2004. С. 50.
19 См.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т.1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М., 2004. С. 26.
20 См.: Гражданское право: Учеб. для ВУЗов / Под ред. Т.Н. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. — М., 1998.
С. 12—14.
21 См., например: Садиков О.Н. Принципы нового гражданского законодательства СССР // Советское государство и право. 1991. № 10. С. 20—29; Толстой Ю.К. Принципы гражданского права // Правоведение. 1992. № 2. С. 49—53; Яковлев В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 1995. № 5. С. 92—100.
22 См.: Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. — М., 2007. С. 14.
23 См.: Щенникова Л.В. Принципы гражданского права: достижения цивилистики и законодательный эффект // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. — М., 2002. С. 50.
24 См.: Волков А.В. Указ. соч. С. 184.