Статья

Основные черты договора перевозки груза в российском законодательстве

Выявляются основные черты договора перевозки груза в соответствии с российским гражданским законодательством. В работе дается определение договора перевозки груза, рассматриваются его содержание, стороны, источники правового регулирования, соотношение с другими договорами.

УДК 347.463 

Страницы в журнале: 39-43

 

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления dina_str@list.ru

 

Выявляются основные черты договора перевозки груза в соответствии с российским гражданским законодательством. В работе дается определение договора перевозки груза, рассматриваются его содержание, стороны, источники правового регулирования, соотношение с другими договорами.

Ключевые слова: перевозка, договор перевозки груза, груз, перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.

 

The main features of the contract of carriage of freight

 

Strigunova D.

 

The aim of the article is to describe the main features of the contract of freight according to the Russian civil law. In the article the definition of the contract of freight, its contents, parties, sources of law, its correlation with other contracts are revised.

Keywords: сarriage, contract of carriage of freight, freight, carrier, shipper of freight, recipient of freight.

 

Договор перевозки груза занимает одно из центральных мест среди договоров, заключаемых в сфере транспорта. Он относится к разновидности договоров, содействующих торговле и обеспечивающих доставку товаров от производителя к конечному потребителю. В литературе указанный договор иногда именуется договором перевозки конкретного груза[1], договором на перевозку конкретной партии груза[2]. Очевидно, это делается в целях отграничения рассматриваемого договора от долгосрочных договоров об организации перевозок грузов, которые опосредуют несколько иные по своему характеру и содержанию отношения участников транспортного процесса.

Общее законодательное определение договора перевозки груза содержится в ч. 1. ст. 785 ГК РФ, согласно которому по данному договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Правовое регулирование договора перевозки груза осуществляется прежде всего нормами гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а также применительно к каждому виду транспорта — нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Определения договора перевозки груза и соответствующие положения о нем применительно к тому или иному виду транспорта содержат ч. 2 ст. 103 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ), ч. 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), ч. 1 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ). Нормы о договоре перевозки груза имеются в Уставе железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) и Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ (УАТ РФ).

По общему правилу договор перевозки груза является реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком груза и выдачи соответствующего документа (транспортной накладной, коносамента, квитанции и т. п.). Вместе с тем, как подчеркивается в литературе, в отдельных случаях указанный договор может быть консенсуальным. В частности, по мнению В.А. Егиазарова, «договор перевозки грузов считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным»[3].

Договор перевозки груза является взаимным, поскольку его стороны имеют корреспондирующие права и обязанности. О сторонах указанного договора речь пойдет немного ниже.

Рассматриваемый договор является возмездным, поскольку за перевозку груза грузоотправитель обязуется уплатить провозную плату (ч. 1 ст. 790 ГК РФ). Отметим, что необходимость внесения платы за перевозку позволяет отграничить собственно перевозку груза от его транспортировки. Последний термин довольно часто употребляется в нормативных правовых актах и литературе. Как отмечает В.А. Егиазаров, «отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах»[4]. По его мнению, «не порождает обязательств по перевозке грузов так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т. д.)»[5]. В то же время Ю.А. Лончакова считает, что главной спецификой перевозки, характера выполняемых услуг является то, что «пространственное перемещение грузов или пассажиров осуществляется с использованием транспортных средств»[6].

Договор перевозки груза, заключаемый транспортом общего пользования, является публичным. Публичный характер договора перевозки грузов означает, что перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица. «Договор перевозки груза железнодорожным транспортом, в отличие от аналогичных договоров перевозки груза другими видами транспорта, всегда публичный»[7]. В статьях 789 и 426 ГК РФ в качестве лиц, заключающих публичные договоры и, в частности, оказывающих услуги в отношении каждого, кто к ним обратится, называются коммерческие организации, однако представляется, что такими лицами, если иное не установлено законом, могут выступать также индивидуальные предприниматели. Аналогичное мнение высказано А.Г. Калпиным[8]. Перечень лиц, относящихся к транспорту общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования заключается на одинаковых для всех условиях. Речь идет и о цене перевозки, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ч. 2 ст. 790 ГК РФ). При этом, как указано в ч. 3 ст. 790 ГК РФ, работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

В литературе также высказывается мнение о том, что договор перевозки грузов строится по модели договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), является формальным и срочным[9].

Существенным условием договора перевозки груза является его предмет. Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному лицу, а также действия грузоотправителя по оплате перевозки. Как отмечает В.Н. Гречуха, «услуга по доставке груза в пункт назначения включает также выгрузку груза, его хранение и выдачу грузополучателю»[10].

Учитывая то, что предмет договора перевозки составляют услуги, в литературе неоднократно ставился вопрос об отграничении рассматриваемого договора перевозки от смежных с ним договоров. В связи с этим, например, А.Г. Калпин указывал на отличие договора перевозки (в том числе договора перевозки груза — Д.С.) от подрядных договоров, договора хранения, договора имущественного найма (аренды). В частности, в отличие от договора имущественного найма, предметом которого является предоставление индивидуально-определенных вещей во временное владение и пользование или в пользование арендатора, предметом договора перевозки является транспортная услуга, деятельность по доставке груза, пассажира и багажа в пункт назначения[11].

В настоящее время вопрос об отграничении договора перевозки грузов от договоров подряда и хранения поднимается С.Ю. Морозовым. Как пишет ученый, «направленность договора перевозки грузов на оказание услуг позволяет отграничить его от договора подряда, в результате исполнения которого создается новая вещь, подлежащая передаче заказчику. <…> Договор перевозки грузов предполагает обеспечение сохранности вверенного перевозчику груза. Это сближает его с договором хранения. Однако договор перевозки грузов является самостоятельным договором, правовая природа которого характеризуется его направленностью на оказание услуги по доставке груза в пункт назначения. Обеспечение сохранности груза служит лишь средством достижения этой цели»[12].

В дефиниции договора перевозки груза указаны следующие лица: перевозчик, грузоотправитель и управомоченное на получение груза лицо (получатель), каждый из которых принимает определенное участие в обязательстве, связанном с перевозкой груза.

В литературе на протяжении уже длительного времени ведется дискуссия относительно того, кого считать сторонами договора перевозки груза. В частности, В.А. Егиазаров, проанализировав мнения целого ряда ученых, высказанные ими в большинстве своем еще в советское время, пришел к выводу о том, что договор перевозки грузов является трехсторонним договором, заключаемым между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, в котором все его участники имеют права и обязанности. «При этом волеизъявления участников договора перевозки совпадают по своему характеру и направлены на достижение единой цели — исполнение договора перевозки»[13].

А.Г. Калпин, В.В. Витрянский, В.Н. Гречуха, Б.И. Пугинский, С.Ю. Морозов и другие считают договор перевозки груза двусторонним: его сторонами выступают перевозчик и грузоотправитель[14]. Как отмечает Б.И. Пугинский, договор перевозки груза нельзя признать трехсторонним, поскольку грузополучатель не участвует в его заключении[15]. Аналогичного мнения придерживается Ю.А. Лончакова, проводя анализ рассматриваемого договора применительно к сфере автомобильного транспорта[16].

По мнению Б.И. Пугинского, перевозка груза по своим основаниям представляет собой составное обязательство, где из договора двух лиц — отправителя и перевозчика — и юридического факта принятия грузополучателем доставленного груза возникает обязательственное отношение между тремя субъектами. Только в случае принятия груза получатель приобретает возможность заявлять требования к перевозчику по поводу недостачи или порчи этого груза, требовать уплаты штрафа за просрочку доставки и т. п. Со своей стороны, перевозчик может требовать от принявшего груз получателя довнесения провозных платежей, уплаты штрафов и сборов за задержку выгрузки груза из транспортного средства и вывоза его со станции (порта, пристани)[17].

Вместе с тем преобладающим в настоящее время в отечественной правовой литературе является мнение о том, что договор перевозки груза строится в соответствии с моделью договора в пользу третьего лица, предусмотренной ст. 430 ГК РФ. Подобного мнения придерживаются, в частности, В.В. Витрянский и С.Ю. Морозов[18].

Как известно, по договору в пользу третьего лица стороны устанавливают, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения в свою пользу (ч. 1 ст. 430 ГК РФ). Основной смысл конструкции договора в пользу третьего лица состоит в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого указанное третье лицо не принимало участия. Вместе с тем по договору перевозки груза законодательство наделяет грузополучателя не только определенными правами, но и обязанностями, что, на наш взгляд, не противоречит законодательной конструкции договора в пользу третьего лица, предусмотренной ст. 430 ГК РФ.

Таким образом, сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Указанный договор заключается в пользу третьего лица — грузополучателя. Перевозчиком может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Грузоотправителем и грузополучателем могут выступать юридические и физические лица.

Одним из вопросов, заслуживающих внимания в связи с рассмотрением договора перевозки груза, является его форма. Согласно ч. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Однако еще до составления транспортной накладной и иных документов возникает вопрос, каким образом оформляются отношения, связанные с подачей транспортных средств под груз и предъявлением груза к перевозке. По мнению А.Г. Калпина, если речь идет о реальном договоре перевозки груза, то указанные обязанности возникают «из принятой перевозчиком от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок (ст. 791 ГК РФ). В консенсуальном договоре они предусмотрены в самом договоре перевозки»[19].

Ф.М. Полянский, соглашаясь с позицией, высказанной по данному вопросу Т.Е. Абовой, считает, что принятие перевозчиком заявки грузоотправителя означает достижение ими соглашения о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Далее, следуя мнению В.В. Витрянского, указанный автор полагает, что заявка грузоотправителя отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте, а принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты[20]. Указанный договор носит самостоятельный по отношению к договору перевозки груза характер и является консенсуальным[21].

Вместе с тем относительно правовой природы заявки грузоотправителя в литературе высказывается и иное мнение. Так, например, В.А. Егиазаров считает, что «заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов»[22]. Аналогичного мнения придерживается в своей диссертации Ю.А. Лончакова[23].

Следуя мнению большинства ученых, считаем, что договор об организации перевозок грузов выступает еще одним основанием возникновения обязательств, связанных с подачей транспортных средств под груз и предъявлением груза к перевозке. По данному договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Как отмечает Ф.М. Полянский, главное отличие данного договора от договора, именуемого «принятой заявкой», состоит в том, что первый носит длящийся характер и направлен на организацию нескольких перевозок, тогда как второй всегда рассчитан лишь на разовую отправку груза. Договор об организации перевозок заключается в тех случаях, когда грузовладелец и перевозчик намерены: а) в течение длительного периода времени осуществить совместными усилиями не одну, а целый ряд отправок грузов; б) установить общие для всех предстоящих отправок условия организации перевозок[24]. Однако договор об организации перевозок грузов не заменяет собой договор перевозки груза, а выступает предпосылкой заключения нескольких договоров перевозки груза.

Договор перевозки груза заключается в письменной форме. В настоящее время в правовой доктрине преобладает справедливое мнение о том, что транспортная накладная или даже несколько транспортных документов в зависимости от вида транспорта представляют собой письменную форму договора перевозки груза[25]. Как отмечает в этой связи В.В. Витрянский, «транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора»[26]. Б.И. Пугинский также считает, что «перевозочный документ непосредственно выполняет роль договора перевозки». При этом «на различных видах транспорта перевозка оформляется неодинаково»[27]. Следует при этом добавить, что на морском транспорте перевозочным документом является коносамент, который составляется и подписывается только перевозчиком и передается отправителю. В этом случае письменная форма договора перевозки выражается в двух документах: коносамента и погрузочного ордера (либо экспортно-импортного поручения или письменного объявления). Последние документы исходят от грузоотправителя.

Содержанием договора перевозки груза являются права и обязанности его сторон. Помимо прав и обязанностей грузоотправителя и перевозчика в данном обязательстве присутствуют права и обязанности третьего лица, не участвующего в заключении договора, т. е. грузополучателя. Более подробно вопросы, связанные с правами, обязанностями и ответственностью сторон в обязательстве по перевозке, будут рассмотрены в одной из следующих работ автора. В рамках настоящей статьи лишь кратко упомянем о них.

Так, основные обязанности перевозчика заключаются в доставке груза в пункт назначения; соблюдении сроков доставки; обеспечении сохранности груза в процессе перевозки; выдаче груза грузополучателю. Основной обязанностью грузоотправителя является внесение платы за перевозку груза, которая производится им еще до начала перевозки. При этом окончательные расчеты за перевозку груза, а также дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой груза, производятся не грузоотправителем, а грузополучателем по прибытии груза в пункт назначения, до момента его выдачи[28]. Помимо указанного выше, в обязанности грузополучателя входит обязанность принять прибывший в его адрес груз и выгрузить его.

 

Библиография

1 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (2-й завод). — М., 2004. С. 407.

2 См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России: учеб. 2-е изд. — М., 2007. С. 273.

3 Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 52.

4 Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 55.

5 Там же. С. 54.

6 Лончакова Ю.А. Договор автомобильной перевозки грузов в системе транспортных договоров: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009. С. 62.

7 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. — М., 2012. С. 286.

8 См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. — М., 2007. С. 405.

9 См., например: Гречуха В.Н. Указ соч. С. 122.

10 Там же. С. 124.

11 См.: Калпин А.Г. Указ. соч. С. 403.

12 Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. — М., 2010. С. 119—120.

13 Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 65—73.

14 См., например: Гражданское право. Часть вторая: учеб./ отв. ред. В.П. Мозолин. С. 406; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 410; Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 123; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 120.

15 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 273.

16 См.: Лончакова Ю.А. Указ. соч. С. 82.

17 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 273.

18 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 410; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 120.

19 Калпин А.Г. Указ. соч. С. 404.

20 Цит. по: Гражданское право: учеб.: в 3 т. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. — М., 2012. Т. 2. С. 517.

21 См.: Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. С. 404.

22 Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 59.

23 См.: Лончакова Ю.А. Указ. соч. С. 69.

24 См.: Гражданское право:  учеб.: в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. Т. 2. С. 517.

25 См.: Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. С. 405; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 123.

26 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 411.

27 Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 274.

 

28 См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 137.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена проблемам внедрения и развития информационных технологий в арбитражном процессе. Подробно отражены используемые информационные сервисы и предоставляемые ими новые технические возможности
Добавлено: 03.12.2023
В статье проблематика добросовестности налогоплательщика рассматривается с точки зрения обеспечения принципов налогообложения: обязательности, всеобщности, равенства, справедливости налогообложения
Добавлено: 28.01.2021
Конкурируя между собой, компании вынуждены искать способы, повышающие скорость и эффективность взаимодействия.
Добавлено: 28.12.2019
Определяется сущностное различие между страхованием имущества, страхованием ответственности по договору и страхованием предпринимательского риска.
Добавлено: 26.05.2019
Несмотря на международное признание и законодательное закрепление уважения к представителям других конфессий, во многих странах имеет место дискриминация по религиозному признаку.
Добавлено: 13.01.2019