УДК 341.232.3.061.1:347.72.033
Страницы в журнале: 132-135
Ю.А. СТАРОДУБЦЕВА,
аспирант кафедры предпринимательского права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации yu.rlo@yandex.ru
Рассматривается правовой режим уставного капитала такой организационно-правовой формы юридического лица наднационального характера, как европейская компания. При этом в исследование включаются такие вопросы, как процесс формирования, поддержания и изменения уставного капитала, составляющего экономическую основу европейского акционерного общества в соответствии с положениями Второй директивы (77/91/ЕЭС).
Ключевые слова: европейское акционерное общество, европейская компания, уставный капитал, система твердого капитала, система последующего контроля.
Fundamentals of the Legal Regime of the European Company’s Authorized Capital
Starodubtseva Yu.
At the article the legal regime of European company’s authorized capital is described. Moreover, the research covers such questions as process of formation, maintenance and change of authorized capital as an economic basis of European company according to provisions of the Second directive (77/91/EEC).
Keywords: European joint-stock company, European company, share capital, “hard capital” system, “follow-up control” system.
Имущество любого акционерного общества формируется при его учреждении, прежде всего в виде уставного капитала. Не исключением является и Европейская компания (EK), которая представляет собой объединение капиталов, поделенных на акции. Под уставным капиталом, в ряде государств — членов Европейского союза (ЕС), например в Германии, называемым основным (Grundkapital), понимается та номинальная денежная сумма, которая подлежит внесению акционерами в качестве вознаграждения за приобретение членства в акционерном обществе. Правовому регулированию уставного капитала придается особое значение, что объясняется его важными функциями.
Первая функция уставного капитала состоит в том, что внесенное в оплату уставного капитала имущество составляет материальную базу для торгово-производственной деятельности общества при его возникновении. Размер капитала определяется учредителями исходя из потребностей в капитале. Пункт 2 ст. 4 Регламента от 8 октября 2001 года № 2157/2001 о статусе европейского акционерного общества (ЕАО) (далее — Регламент) устанавливает размер подписного капитала еврокомпании в сумме не менее 120 тыс. евро. При этом законодательство государства-члена, которое предусматривает для хозяйственных обществ, занимающихся определенными видами деятельности, более высокий размер подписного капитала, распространяется на ЕАО, имеющие юридический адрес в данном государстве-члене (п. 3 ст. 4 Регламента). В целом необходимый минимум уставного капитала ЕАО значительно выше минимального размера уставного капитала, определенного для акционерных обществ ряда государств — членов ЕС.
Так, в Германии он должен быть не менее 50 тыс. евро; во Франции — 37 тыс. евро, но для некоторых видов деятельности размер уставного капитала может быть выше или ниже данной суммы; в Швейцарии — 100 тыс. швейцарских франков (CHF). Вторая директива Европейского экономического сообщества от 13 декабря 1976 года № 77/91/ЕЭС (далее — Вторая директива) устанавливает минимум в размере 25 тыс. евро.
Установление минимального размера уставного капитала самым непосредственным образом связано со второй, не менее важной функцией уставного капитала. Имеется в виду его гарантийная функция. Реализация этой функции направлена прежде всего на защиту интересов кредиторов, ибо способствует созданию условий, в значительной мере препятствующих снижению стоимости имущества акционерного общества ниже размера уставного капитала[1].
Неслучайно усилия законодателя направлены, во-первых, на то, чтобы фактически создать уставный капитал и, во-вторых, чтобы удержать имущество по крайней мере на уровне предусмотренного в уставе капитала. На достижение первой цели, то есть на создание капитала, направлены положения законов, предусматривающие необходимость при учреждении общества подписки на весь размер уставного капитала и оплаты предусмотренной в законе части номинальной цены акции. Достижению второй цели, то есть сохранению имущества на уровне указанного в уставе размера капитала, служат положения законов, допускающие распределение прибыли между акционерами только в том случае, если стоимость имущества общества превышает зафиксированный в уставе размер капитала. В балансе акционерного общества уставный капитал всегда рассматривается как статья пассива. Распределяться в качестве дивиденда может лишь чистая прибыль. Если деятельность общества привела к убыткам, уменьшившим имущество ниже акционерного капитала, то прибыль, полученная в следующем году, должна быть использована прежде всего для восполнения имущества общества до указанного в уставе размера.
Недопущению снижения стоимости имущества ниже размера уставного капитала служат положения законодательства, запрещающие возврат акционеру внесенных вкладов, приобретение обществом собственных акций (обычно предусматриваются исключения из этого правила). Закреплены особые правила на случай снижения стоимости имущества общества ниже предусмотренного законодательством уровня уставного капитала.
Третья функция акционерного капитала состоит в том, что через его посредство устанавливается доля участия каждого акционера в акционерном обществе. Весь капитал разбивается на части, каждая из которых имеет по законодательству большинства стран номинальную цену. В некоторых государствах ЕС (например, Бельгии) указание на номинальную цену части уставного капитала является обязательным.
Соотношение сумм номинальных цен акций, принадлежащих акционерам, к величине уставного капитала и определяет долю участия каждого акционера в обществе. Положение акционера определяется прежде всего числом принадлежащих ему частей уставного капитала. Если часть капитала не содержит указания на номинальную цену, то доля участия акционера определяется соотношением количества частей к размеру акционерного капитала[2].
Вопросам создания, поддержания и изменения уставного капитала акционерного общества посвящена Вторая директива, которая распространяет свое действие только на открытые акционерные общества и их аналоги (публичные компании в Великобритании). Целью Второй директивы является «координация гарантий, которые требуются в государствах-членах от компаний и касаются защиты интересов как участников, так и третьих лиц в отношении создания акционерных обществ, а также поддержания и изменения их уставного капитала, чтобы сделать эти гарантии эквивалентными»[3].
Тот факт, что регулированию уставного капитала именно публичной компании посвящена отдельная директива, объясняется следующим. Дело в том, что наличие уставного капитала является одной из главных гарантий прав кредиторов публичной компании, которая несет исключительную и неограниченную ответственность по своим долгам. Это связано с тем, что публичная компания вправе обращаться к широкому кругу инвесторов (например, путем выпуска облигаций), права которых невозможно гарантировать традиционными способами обеспечения исполнения обязательств. Поэтому уставной капитал публичной компании — это минимальный размер имущества компании, который гарантирует интересы кредиторов. Правовое регулирование уставного капитала в европейском праве, равно как и в российском праве, направлено на создание условий, препятствующих снижению стоимости имущества акционерного общества ниже размера уставного капитала (система твердого капитала). Гармонизация регулирования уставного капитала включает три основных направления.
Во-первых, установлены меры, направленные на то, чтобы уставной капитал был фактически сформирован, причем в сумме не меньше определенного размера. Вторая директива закрепляет минимальный размера уставного капитала, который составляет 25 тыс. евро, причем государства могут установить более высокие требования к размеру уставного капитала. И, как было отмечено выше, согласно Регламенту как базовому правовому документу, определяющему правовой режим деятельности ЕАО, для европейской компании установлен необходимый минимум уставного капитала — 120 тыс. евро.
Для того чтобы компания была зарегистрирована, необходима подписка по крайней мере на минимальный размер капитала. Далее Вторая директива указывает на то, что в уставной капитал могут быть внесены только активы, представляющие экономическую ценность, запрещается внесение вклада в виде выполнения работ или оказания услуг. Если вклад носит не денежный характер, необходимо привлечение независимого эксперта для оценки имущества. К моменту регистрации компании должно быть внесено не менее 25% уставного капитала, то есть доля оплаченного капитала должна составлять четверть.
Во-вторых, определены меры, направленные на поддержание уставного капитала. Вторая директива запрещает распределение прибыли между акционерами, если величина чистых активов станет в результате такой выплаты меньше суммарной величины уставного капитала и резервного фонда. Вводятся также существенные ограничения на приобретение компанией собственных акций. Так, если приобретенные акции в балансе числятся в статье актива, то в статью пассива заносится неприкосновенный резерв, эквивалентный балансовой стоимости акций.
В-третьих, введены меры по защите интересов кредиторов и участников (акционеров) в случае изменения размера уставного капитала. Уменьшение и увеличение уставного капитала производятся по решению общего собрания, принятому двумя третями голосов. При увеличении уставного капитала путем выпуска акций взамен денежных взносов действующие акционеры имеют преимущественное право приобретения вновь выпускаемых акций пропорционально доле их участия в уставном капитале. В случае уменьшения уставного капитала кредиторы компании вправе требовать обеспечения обязательств компании, возникших до даты объявления об уменьшении капитала (решение об уменьшении уставного капитала не вступит в силу до тех пор, пока компания не удовлетворит требования кредиторов о предоставлении обеспечения или не будет вынесено судебное решение о неправомерности таких требований кредитора)[3].
Вторая директива явилась следствием осознания того, что вступающие в ЕС новые государства обладают такими особенностями национального законодательства, которые не всегда возможно соединить в европейском контексте общего плана. Принятая после вступления в европейское экономическое сообщество трех новых государств-членов (Дании, Великобритании и Ирландии) Вторая директива распространила свое действие только на акционерные общества, акции которых подлежат свободному обращению. Дело в том, что Вторая директива закрепляет континентальную систему твердого капитала, абсолютно чуждую праву Великобритании и Ирландии. В результате возникла необходимость ограничиться акционерными обществами, оставив нормы о капитале обществ с ограниченной ответственностью негармонизированными. Однако Бельгия и Нидерланды распространили действие ее положений и на частные компании. В 1992 году Вторая директива была дополнена в целях применения ее положений к объединениям компаний.
Вторая директива установила для каждой публичной компании для защиты интересов своих акционеров и третьих лиц обязательность предоставления всем заинтересованным лицам информации о месте нахождения акционерного общества, количестве и видах акций, размере капитала, на который была осуществлена подписка на акции, размере обязательного уставного капитала и др. Кроме того, во Второй директиве урегулированы такие вопросы, как порядок оплаты уставного капитала, его уменьшения и увеличения, условия приобретения обществом или за счет общества его собственных акций[5].
Следует отметить, что национальное законодательство об акционерных обществах стран — участниц ЕС устанавливает две основные системы формирования уставного капитала.
Так, большинство государств следуют системе твердого капитала. Суть этой системы состоит в том, что законодательство большинства государств Западной Европы всегда содержало нормы о минимальном уставном капитале, об оплате капитала, его сохранении, порядке его увеличения и уменьшения. Положения о минимальном размере уставного капитала содержатся в законе Германии, Франции, Италии. Некоторые зарубежные государства не закрепляли в законах обязанность акционерных обществ иметь минимальный уставный капитал, однако это не означало, что они не придерживаются системы твердого капитала. Например, в Люксембурге установление минимального капитала косвенно следовало из предписаний закона, который определял минимальный вклад учредителя при создании общества и минимальное число учредителей.
Система твердого капитала является системой предварительного контроля, поскольку контроль над обеспечением интересов акционеров и кредиторов осуществляется уже на стадии создания общества. Достоинства системы твердого капитала состоят в том, что при создании общество снабжается имуществом и денежными средствами, необходимыми в начале деятельности, когда имеют место одни расходы, но еще нет прибыли. Минимальный капитал играет роль буфера, не позволяющего обществу быстро обанкротиться. Помимо этого, минимальный капитал является своеобразной «проверкой на серьезность»: тот, кто не может внести установленный законом минимальный капитал, не должен учреждать общество с ограничением ответственности всех участников.
Законодательство стран англосаксонского права никогда не содержало требований к наличию минимального уставного капитала. Такая система, в отличие от европейской системы твердого капитала, называется системой последующего контроля и имеет как достоинства, так и недостатки. Так, в этой системе не создается барьеров для учредителей, но повышается риск банкротства компании. Интересы кредиторов в такой системе защищаются лишь в случае наступившего или грозящего компании банкротства. Для эффективной защиты кредиторов в Англии было реформировано законодательство о несостоятельности и принят Закон о дисквалификации директоров компании 1986 года[6].
Как отмечает Е.А. Дубовицкая, обе системы имеют свои достоинства и недостатки. «Гармонизация внутригосударственных норм, регулирующих капитал компаний, безусловно, должна ориентироваться на положения Договора о ЕС. Поскольку при гармонизации корпоративного права сближению подлежат нормы, направленные на защиту участников компаний и третьих лиц, то из всех возможных решений европейский законодатель должен выбирать то, которое в наибольшей степени обеспечивает такую защиту. Однако ответ на вопрос о том, какая из двух рассмотренных систем лучше защищает интересы участников и кредиторов компании, является чрезвычайно спорным. Каждая имеет свои достоинства и недостатки; с некоторой долей уверенности можно только сказать, что каждая в принципе пригодна для защиты указанных интересов. Учитывая это, европейскую гармонизацию норм о капитале акционерного общества во Второй директиве следует в целом оценить положительно»[7].
Таким образом, экономическую основу создаваемого ЕАО составляет его уставный капитал. Он может быть определен как минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Понимание сущности уставного капитала позволяет выяснить саму природу ЕАО как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Акционеры, внося свои вклады в уставный капитал общества, вступают с европейской компанией не в вещные, а в обязательственные правоотношения, в связи с чем не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Основы правового режима уставного капитала ЕАО включают такие вопросы, как определение минимального размера уставного капитала, порядок его оплаты, порядок увеличения/уменьшения уставного капитала, распределение прибыли (выплата дивидендов и процентов) в пользу акционеров, меры на случай «серьезной потери» капитала, условия приобретения акционерным обществом своих собственных акций, смежные вопросы и др.
«Рамочные» положения о минимальном размере уставного капитала ЕАО установлены в Регламенте, остальные вопросы, например внесение и сохранение уставного капитала, финансовая отчетность и многие другие, регулируются национальным, частично гармонизированным правом. При этом можно исходить из того, что нормы о капитале ЕАО не будут сильно отличаться друг от друга, поскольку они полно и детально регулируются Второй директивой, главной целью разработки которой было обеспечение защиты акционеров и кредиторов этих компаний.
Библиография
1 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств: учеб. Изд. 3-е, перераб. и доп. / отв. ред. Е.А. Васильев. — М., 1993. С. 139.
2 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. С. 140—141.
3 См.: Davies P.-L. Gower’s Principles of Modern Company Law. — Oxford, 1998. P. 12; Mayson S.-W., French D., Ryan Ch. L. Company Law. — Blackstone, 1998. P. 49.
4 См.: Уржумов И. Право компаний ЕС: взгляд из России. URL: http://www.advokatyra.ru/articles/corporation_law/
5 См.: Беликова К.М., Иншакова А.О. Директивы ЕС как универсальное средство гармонизации для создания режима публичности и открытости деятельности компаний // Евразийский юридический журнал. 2010. № 7 (26). С. 30—35.
6 См.: Уставной капитал акционерного общества. URL: http://www.preiskurant.ru/korporativnoe-pravo/ustavnyj-kapital-akcionernogo-obshhestva-page-2.html
7 Дубовицкая Е.А. Европейское корпоративное право: свобода перемещения компаний в Европейском сообществе. — М., 2004.