Статья

Особенности административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав

Рассматриваются научные подходы к понятию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан; выделены особенности данного вида ответственности.

УДК 342.9:342.8

 

Страницы в журнале: 34-38

 

И.М. АНИЧКИН,

аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета tta70@mail.ru

 

Рассматриваются научные подходы к понятию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан; выделены особенности данного вида ответственности. Исследуются вопросы административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав граждан в системе юридической ответственности.

Ключевые слова: административно-правовая ответственность, нарушение избирательных прав, юридическая ответственность, избирательные права граждан.

 

Features Administrative-Legal Liability for Infringement of Voting Rights

Anichkin I.

We consider scientific approaches to the concept of administrative responsibility for violation of electoral rights of citizens are highlighted features of this type of liability. We study the issues of administrative liability for violation of electoral rights of citizens in the system of legal responsibility.

Keywords: administrative liability for violation of electoral rights, the legal responsibility, the electoral rights of citizens.

 

Новые реалии демократических институтов народовластия потребовали принятия соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих проведение выборов. В настоящее время в Российской Федерации действует избирательное законодательство, прошедшее этапы становления, развития и совершенствования. Нормативные правовые акты, регулирующие проведение выборов в Российской Федерации, соответствуют международным избирательным стандартам и нацелены на дальнейшее развитие демократических институтов. Одним из ключевых вопросов избирательного права и выборов являются проблемы ответственности за нарушение избирательных прав. В этой связи рассмотрение современных научных подходов к определению указанного понятия представляется весьма актуальным.

Юридическая ответственность в самом общем виде представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством, в лице его специальных органов, и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное правонарушение, за нарушение требований, содержащихся в нормативных правовых актах[1]. Иными словами, юридическая ответственность сводится к обязанности лица, нарушившего требования правовых норм, претерпеть определяемые для него государством неблагоприятные последствия его поведения.

Несмотря на наличие большого числа нарушений, выявляемых в процессе избирательной кампании, до настоящего времени в юридической науке не выделяется избирательной ответственности как таковой; встречается лишь ответственность за нарушения избирательного законодательства. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» носит бланкетный характер и не устанавливает виды ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Санкции за нарушение избирательного законодательства в основном сосредоточены в нормах двух федеральных законов — Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее — КоАП РФ) и Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года.

В юридической литературе традиционно выделяется три вида публично-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства: конституционно-правовая, уголовно-правовая, административная. Вместе с тем некоторые исследователи отмечают и другие виды ответственности, например, материальную, процессуальную, международно-правовую[2].

За совершение большинства электоральных нарушений в Российской Федерации устанавливается административная ответственность. Основной целью существования административной ответственности в сфере избирательного права является то, что она призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции[3].

КоАП РФ предусматривает широкий спектр нарушений требований законодательства о выборах, относящихся к разным структурным элементам избирательного процесса, к разным сферам предвыборной деятельности.

Рассматривая административные правонарушения, необходимо отметить, что основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Основания административной ответственности в юридической литературе подразделяются на два вида: нормативные и фактические[4]. Под нормативными основаниями понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется ответственность. Фактическим основанием является административное правонарушение — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии, как следует из теории административного права, выступает основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Как отмечает С.М. Шапиев, «административно-правовые нарушения не обладают признаком общественной опасности, а считаются социально вредными, при административном правонарушении может иметь место не только умысел, но и неосторожность, а в качестве субъектов ответственности могут выступать и юридические лица»[5]. Однако первый признак ко многим избирательным правонарушениям, за которые предусмотрена административная ответственность, вряд ли применим.

Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, были сформулированы еще в гл. 5 Особенной части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20 июня 1984 года)[6]. В ней содержался достаточно широкий перечень видов нарушений законодательства о выборах и референдумах.

В юридической литературе административно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав понимается по-разному. Так, А.В. Протченко административную ответственность за нарушение избирательных прав граждан определяет как «вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение, посягающее на права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также права участия во всех избирательных действиях, установленных законодательством Российской Федерации в период подготовки и проведения избирательных кампаний»[7]. Безусловно, административная ответственность за нарушение избирательных прав представляет собой вид юридической ответственности, применяемой к нарушителям наряду с уголовной и конституционной.

Е.Ю. Родионова отмечает, что административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации — это «вид юридической ответственности, обладающий рядом признаков:

1) предусмотрена нормами КоАП РФ;

2) применяется судом;

3) виды наказания — административный штраф и конфискация;

4) субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, а также такие специальные субъекты, как кандидаты, лица, избранные депутатами или выборными должностными лицами, избирательные объединения, члены избирательной комиссии, Председатель Центральной избирательной комиссии и др.»[8]. В указанном определении автором административно-правовая ответственность за нарушения избирательных прав граждан раскрывается через признаки, ей присущие.

Кроме того, административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах понимается как «форма административного принуждения граждан, должностных и юридических лиц за совершенное ими противоправное, виновное (умышленно или по неосторожности) деяние, посягающее на избирательные права и право граждан на участие в референдуме, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлено административное наказание, назначаемое судьей, на основе и в порядке, установленном административным законодательством»[9]. В данном случае административная ответственность рассматривается как форма административного принуждения. Действительно, принуждение становится очевидным в тех случаях, когда субъекты нарушают установленные правила поведения, уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины. «Являясь разновидностью государственного принуждения, административно-правовое принуждение используется главным образом как средство обеспечения законности и поддержания правопорядка в сфере государственного управления»[10].

Административно-правовое принуждение наряду с уголовно-правовым и гражданско-правовым представляет собой вид государственного принуждения и направлено на обеспечение правопорядка в сфере государственного управления. Под административно-правовым принуждением понимаются способы непосредственного воздействия на сознание, поведение подвластных субъектов административных правоотношений, позволяющие учитывать потребности, интересы и устремления различных социальных групп и каждого человека в отдельности[11]. В этой связи представляется, что рассмотрение административной ответственности за нарушение избирательных прав в качестве формы административного принуждения не совсем верно, поскольку понятия «принуждение» и «ответственность» не являются тождественными. Безусловно, любая юридическая ответственность, в том числе и административно-правовая, обладает признаком принуждения со стороны государства. Принуждение не только используется как средство обеспечения охраны и правопорядка в определенной сфере, но и, кроме того, выполняет функции предупреждения, пресечения, восстановления, что значительно шире целей применения определенного вида ответственности.

Административно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав обладает признаками, характерными для любого иного вида административной ответственности. Следует отметить: в избирательном праве данный вид юридической ответственности приобретает специфические признаки, присущие только ему.

В юридической литературе отмечается: специфика административной ответственности за нарушения избирательного законодательства и законодательства о референдуме состоит в том, что общественные отношения регулируются нормами конституционного права, а охраняются нормами административного законодательства[12]. Действительно, положения, регулирующие составы административных правонарушений за нарушение избирательных прав, содержатся в КоАП РФ. Однако нормы, определяющие признаки и сущность данных правоотношений в сфере избирательного законодательства, содержатся в конституционном законодательстве.

Субъектами данного вида административной ответственности выступают граждане, должностные лица, юридические лица, а также такие специальные субъекты, как кандидаты, лица, избранные депутатами или выборными должностными лицами, избирательные объединения, члены избирательной комиссии, председатель Центральной избирательной комиссии и др.

Избирательное законодательство представлено нормами не только федерального, но и регионального уровня. Таким образом, как справедливо отмечается в юридической литературе, «административная ответственность за нарушение норм на выборах высших должностных лиц, законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, на выборные муниципальные должности, проведения референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума может устанавливаться в законодательстве об административных правонарушениях субъекта Российской Федерации, в части, не противоречащей и восполняющей пробелы федерального законодателя»[13].

Административно-правовая ответственность за нарушения избирательных прав применяется только судьями. Административные наказания за указанные правонарушения назначаются в виде штрафа и конфискации предмета административного правонарушения в виде дополнительного наказания. Причем конфискация может применяться только по двум составам: использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума; незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам.

Таким образом, административно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав обладает определенными особенностями, специфическими, присущими ей признаками, которые можно свести к следующим:

— субъектами данного вида административной ответственности выступают граждане, должностные лица, юридические лица, а также такие специальные субъекты, как кандидаты, лица, избранные депутатами или выборными должностными лицами, избирательные объединения, члены избирательной комиссии, председатель Центральной избирательной комиссии и др.;

— административно-правовая ответственность за нарушения избирательных прав применяется только судьями;

— административные наказания за указанные правонарушения назначаются в виде штрафа и конфискации предмета административного правонарушения в виде дополнительного наказания;

— общественные отношения в указанной области регулируются нормами конституционного права, а охраняются положениями административного законодательства;

— административно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав предусмотрена нормами КоАП РФ.

Специфика административно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав позволяет сформулировать ее определение. Так, под административно-правовой ответственностью за нарушение избирательных прав следует понимать вид юридической ответственности, которая выражается в применении судьями административного наказания в виде штрафа (или штрафа и конфискации) к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренное нормами КоАП РФ и посягающее на избирательные права граждан и право на участие в референдуме.

Таким образом, соблюдение законности в избирательном процессе самым непосредственным образом связано с обеспечением демократии и построением правового государства. Несоблюдение же запретов и ограничений влечет привлечение к административной ответственности. Административное принуждение в данной сфере необходимо для обеспечения правопорядка в сфере государственного управления, а именно соблюдения избирательных прав граждан.

 

Библиография

1 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2004. С. 543.

2 См.: Помазанский А.Е. Ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании в законодательстве о выборах // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 124—125.

3 См.: Избирательное право в вопросах и ответах. — М., 2009. С. 56.

4 См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М., 2003. С. 285.

5 Шапиев С.М. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах // Журнал о выборах. 2006. № 3. С. 2.

6 Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

7 Протченко А.В. Административно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2009. С. 9.

8 Родионова Е.Ю. Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2007. С. 10.

9 См.: Дзюба О.Н. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдуме: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2004. С. 9.

10 Административное право России: курс лекций: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. — М., 2010. С. 156.

11 См. там же. С. 157.

12 См.: Дзюба О.Н. Указ. раб. С. 9.

 

13 Там же. С. 10.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В современной науке существует множество разъяснений термина «коррупция». В российском праве это понятие закреплено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Добавлено: 02.08.2024
В статье анализируется сложившаяся практика взаимодействия граждан с государственными и муниципальными служащими, проблемы привлечения к административной ответственности за совершение противоправных деяний должностных лиц государственных и муниципальных учреждений
Добавлено: 04.06.2023
В статье рассматривается вопрос о формировании в России нового правового института — запрещенные публичные высказывания. Цель исследования состоит в том, чтобы дать его характеристику и раскрыть соотношение с закрепленным в Конституции России правом на свободу слова.
Добавлено: 05.03.2023
С учетом демократического пути развития нашего общества, провозглашающего высшей и главной целью права и свободы человека и гражданина, законность выступает не только как объективная необходимость строго и неукоснительно соблюдать законы...
Добавлено: 01.10.2021
В статье рассматриваются вопросы юридической ответственности сотрудников полиции на основе анализа теоретических положений научной литературы, а также законодательных норм, регламентирующих дисциплинарную, уголовную, материальную и гражданско-правовую ответственность сотрудников органов внутренних дел.
Добавлено: 31.08.2021