Статья

Особенности гражданско-правового регулирования перевозки как составной части туристского продукта

Н.В.СИРИК, кандидат юридических наук, доцент, завкафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета Транспортные услуги — один из основных видов обслуживания в туризме. В соответствии с Директивой ЕС от 13.06.1990 № 90/314/ЕЕС «О путешествиях отпусках и поездках, включающих все» для того, чтобы туристская услуга была комплексной, она должна сочетать два компонента: перевозку и размещение, а также включать иные услуги, не связанные с ними[1].

Н.В.СИРИК,
кандидат юридических наук, доцент, завкафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета
 
Транспортные услуги — один из основных видов обслуживания в туризме. В соответствии с Директивой ЕС от 13.06.1990 № 90/314/ЕЕС «О путешествиях отпусках и поездках, включающих все» для того, чтобы туристская услуга была комплексной, она должна сочетать два компонента: перевозку и размещение, а также включать иные услуги, не связанные с ними[1]. 
 
Аналогичные нормы содержатся в законодательстве о туризме как ряда европейских стран, так и стран СНГ, например, законе Украины «О туризме» от 18.11.2003 № 1282-IV[2].
Законодательство РФ не содержит необходимого перечня туристских услуг, входящих в состав туристского продукта. Обязательства по перевозке являются одной из разновидностей услуг, предоставляемых туристу.
Рассматривая перевозку в качестве составной части туристского продукта, следует заметить, что данный договор наряду с общими чертами, характерными для договора перевозки, будет иметь свою специфику. Прежде всего туроператор заключает договор перевозки не для себя, а в пользу третьего лица — туриста, следовательно, на данный договор распространяются нормы ст. 430 ГК РФ.
На практике между туроператором и туристом заключается две разновидности договора перевозки: договор с жесткой квотой мест, при котором ответственность за не реализацию мест ложится на туроператора; и договор с мягкой квотой мест, который предусматривает сроки возможного отказа туроператора по причине не реализации путевок[3].
В настоящее время транспортное законодательство достаточно полно регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта правилам перевозки пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта — разд. IV. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые существуют и действуют на всех видах транспорта.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия «договор перевозки пассажиров» (далее — договор).
По договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Перевозка пассажиров представляет собой возмездный договор и является консенсуальной сделкой. Документом, оформляющим договор, является проездной билет. Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром провозной платы. В проездном билете перечислены все основные условия договора: цена, время отправления, срок действия и т. п. Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Кроме того, как подчеркивает Т.А. Фадеева, «проезд может быть осуществлен, например, туристом по путевке… Для организованных групп пассажиров, следующих в одном направлении, может быть выписан один билет с указанием фамилий и имен членов группы, следующих по этому билету»[4].
Одной из важных гарантий прав пассажира является возможность его отказа от поездки, т. е. отказа от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Это условие действует на всех видах транспорта. Считая договор расторгнутым по инициативе пассажира, транспортные организации удерживают при этом (в зависимости от момента расторжения договора) с пассажира определенную сумму. Следует заметить, что если перевозка входит в состав комплекса туристских услуг, то при отказе туриста от поездки турист возмещает туристской организации лишь фактически понесенные расходы, а не платит штрафную неустойку. Полагаем, что штрафная неустойка может рассматриваться в качестве понесенных убытков туристской организацией и включаться в состав фактически понесенных ею расходов. Взаиморасчеты между туроператором и перевозчиком будут зависеть от вида заключенного между ними договора (с мягкой или твердой квотой мест).
В соответствии с договором перевозчик обязуется перевезти пассажира в определенное место, а пассажир обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Это два основных условия заключаемого договора. Вместе с тем следует отметить, что есть еще одно важное условие, которое следовало бы включить в определение понятия «договор перевозки пассажира» — это срок доставки пассажира к месту назначения и его своевременного отправления.
Статья 795 ГК РФ устанавливает, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Если в процессе совершения туристской поездки были нарушены сроки ее совершения, то предъявлять претензии турист будет туристской организации. Не все авторы согласны с тем, что в случае, если оказаны некачественные услуги организацией-перевозчиком, ответственность лежит на туристской компании. Так, по мнению К.А. Филатова, сторонами отношений по перевозке пассажиров являются исключительно перевозчик и потребитель. В связи с этим, соответствующие требования должны предъявляться к перевозчику, а не к туристской компании[5]. На наш взгляд, если стоимость билетов входила в стоимость туристской поездки, то претензии предъявляются к туристской организации. В противном случае непосредственно к транспортной организации.
Полагаем, что туристская организация в свою очередь может предъявить претензии перевозчику в соответствии с транспортным законодательством. Перевозчики несут ответственность за несвоевременную доставку пассажира, если не докажут, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Следует заметить, что для туристской организации единственным основанием освобождения от ответственности является непреодолимая сила. Поэтому если задержка или опоздание произошли вследствие устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, то туристской организации придется нести ответственность перед туристом, взыскать убытки с перевозчика туристская организация не сможет.
В то же время дополнительная Конвенция к Варшавской конвенции от 18.09.1961, участницей которой был СССР и Российская Федерация как его преемник, выделяет «перевозчика по договору» (лицо, заключающее в качестве договаривающейся стороны договор о перевозке с пассажиром или отправителем, или же лицом, действующим от имени пассажира или отправителя) и «фактического перевозчика» (лицо, не являющееся перевозчиком по договору, но которое, будучи уполномоченным перевозчиком по договору, осуществляет всю перевозку или часть ее)[6].
Таким образом, согласно данной Конвенции туристская организация может рассматриваться в качестве «перевозчика по договору».
Признание туристской организации (в частности, туроператора) договорным перевозчиком имеет большое значение для определения пределов ответственности по договору оказания туристских услуг. Специальные нормы, ограничивающие ответственность перевозчика, являются одним из дополнительных оснований освобождения от ответственности туристских организаций.
Представляется, что целесообразным будет внести в Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» дополнения, касающиеся ограничения ответственности туристской организации как перевозчика по договору.
Необходимость включения в законодательство о туризме таких ограничений позволит исключить разногласия между ответственностью перевозчика, с одной стороны, и туроператором, с другой.
Помимо договора перевозки для осуществления обязанностей, связанных с перемещением туриста, туроператор может заключать и иные договоры с перевозчиками.
Договор фрахтования (чартера), согласно которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 198 КТМ). Как правило, именно такие договоры заключает перевозчик с туристскими компаниями для осуществления круизных перевозок, которые обычно производятся на судах, арендованных туристскими организациями на условиях, согласованных перевозчиком. Проезд участников круиза в этих случаях осуществляется по туристским путевкам.
Туристская организация может выступать агентом перевозчика и бронировать его услуги для пассажира от имени перевозчика. В этом случае туристская организация заключает договор поручения или договор агентирования с перевозчиком.
Договоры аренды транспортных средств без экипажа (ст. 642 ГК РФ), договоры вербоут-чартера (ст. 211 КТМ). Использование туроператорами транспортных средств на таких условиях предполагает перенос на них бремени поддержания транспортных средств в надлежащем состоянии, а также осуществления текущего, капитального ремонта, технической и коммерческой эксплуатации. Кроме этого, в данном случае туроператору пришлось бы нести ответственность за вред, причиненный транспортным средством третьему лицу. Поэтому договоры аренды транспортных средств довольно редко встречаются в сфере туризма.
 
Библиография
1 См.: Директива Европейского экономического сообщества от 13.06.1990 № 90/314 /ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» // Турконсультант. Вып. 2. — М., 1998. С. 84.
2 См.: Закон України «Про туризм» (324/95-ВР), в ред. от 18.11.2003 // (Відомості Верховної Ради України, 1995 р., № 31, ст. 241; 2001 р., № 32, ст. 172).
3 См.: Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. — М., 2004. С. 168.
4 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. — М., 2001. С. 323.
5 См.: Филатов К.А. Перспективы совершенствования правового регулирования отношений по защите прав потребителей при оказании туристических услуг // Научные труды. Вып. 5: В 3 т. Т. 2 / РАЮН. — М., 2005. С. 435.
6 См.: Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не участвовавшими в качестве Договаривающейся стороны в договоре о перевозке. Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок 1929, измененная Гаагским протоколом 1955 / Международное частное право. Сб. норм. док. — М., 1994. С. 255.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024