УДК 343.9
Страницы в журнале: 120-124
В.В. Красинский,
доктор юридических наук, доцент, зам. руководителя аппарата Антитеррористической комиссии Московской области, член экспертной группы по международному антиэкстремистскому сотрудничеству при МИД России Россия, Москва lislisv@mail.ru
Характеризуются основные проблемы антитеррористической защищенности населения Москвы и Подмосковья. Исследуются террористические угрозы в Московском регионе. Обосновываются ключевые направления повышения уровня антитеррористической защищенности населения. Предлагается система антитеррористических мер в отношении различных социально значимых объектов.
Ключевые слова: антитеррористическая защищенность, международные террористические организации, Московский регион, террористические угрозы, антитеррористические комиссии, система антитеррористических мер, мигрант, безопасность.
Отличительной особенностью Московского региона является его значительный промышленный и научно-технологический потенциал, развитая энергетика, наличие большого количества предприятий повышенной опасности, крупных транспортно-пересадочных узлов и логистических центров, выступающих потенциальными объектами террористических посягательств.
Многоукладная экономика и высокий уровень жизни привлекают в Москву и Московскую область большое количество мигрантов.
По данным Главного управления Министерства внутренних дел РФ по вопросам миграции, в 2017 году в Москве на миграционный учет поставлено 3 076 624 гражданина, из них с целью работы въехало 1 768 736 граждан. В Московской области на миграционный учет встало 1 422 566 иностранцев, в числе которых 398 719 трудовых мигрантов [2]. В 2017 году наибольшее количество мигрантов прибыло из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Армении, Киргизии, Белоруссии и Азербайджана. Такая динамика миграции и пестрый национальный состав региона требуют особого контроля.
Несмотря на то что значительная часть мигрантов выведена в легальную плоскость, разработана система патентов, применяется дактилоскопирование, большое число мигрантов находится вне поля зрения правоохранительных органов и миграционных служб: среди прибывающих в регион оказываются лица с криминальным прошлым, подозреваемые в совершении преступлений, находящиеся в розыске.
Увеличение миграционных потоков, нежелание мигрантов интегрироваться в принимающее общество приводят к формированию в регионе различных социокультурных и ценностных систем, которые при определенных условиях способны провоцировать межнациональные и межконфессиональные конфликты. Особого контроля требуют места притяжения выходцев из стран с повышенной террористической активностью (Афганистана, Ирака, Йемена, Иордании, Палестины, Сирии, Турции, Пакистана). Данный контингент мигрантов проживает и работает в большинстве административных округов Москвы, в Химках, Серпухове, Ногинском, Пушкинском, Люберецком, Одинцовском, Щелковском, Раменском и других муниципальных районах.
Потенциал рынка труда, концентрация людей, повышенная социальная мобильность, отсутствие прочных связей между людьми создают условия и возможности для оседания и легализации террористов и их пособников.
Продолжающееся увеличение миграционных потоков используется международными террористическими организациями (далее — МТО) и радикальными исламистскими структурами (прежде всего «Хизб ут-Тахрир», «Исламским государством» (далее — ИГ) и «Таблиги Джамаат»)[1] для проникновения в регион и вербовки сторонников, в том числе с использованием сети Интернет.
В 2017 году на территории Московской области было задержано 50 уроженцев Центрально-Азиатского региона (граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана), являющихся сторонниками МТО «Хизб ут-Тахрир»[1], четверо из которых находились в международном розыске. Правоохранительными органами также была пресечена деятельность граждан Узбекистана — членов ячейки международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат»[1]. В марте 2018 года прекращена противоправная деятельность этнической преступной группы, организовавшей канал нелегальной переправки сторонников ИГ в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях. В результате спецоперации задержано 60 иностранных граждан.
В столице и Московской области сосредоточено большое количество мест массового пребывания людей, критически важных и потенциально опасных объектов, что также является особенностью Московского региона. В местах массового пребывания людей регулярно проводятся культурно-зрелищные, спортивно-массовые и другие публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования). С учетом степени потенциальной опасности и возможных последствий совершения террористических актов это требует рационального размещения систем видеонаблюдения и привлечения значительных сил и средств правоохранительных органов.
На территории столицы находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации, свыше 2,5 тыс. промышленных предприятий, в том числе 17 радиационных, 40 химических, 6 биологически и эпидемиологически опасных объектов, пожаро-взрывоопасные объекты, около 3,8 тыс. образовательных организаций, свыше 3 тыс. учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных организаций (постановление Правительства г. Москвы от 23.09.2011 № 443-ПП «Об утверждении Государственной программы г. Москвы “Безопасный город” на 2012—2018 годы» (далее — Программа «Безопасный город»)). Общее количество потенциальных объектов террористических посягательств составляет более 14 тыс.
В Подмосковье в свою очередь функционируют свыше 15,5 тыс. потенциально опасных объектов, крупные объекты канализации, водо-, тепло-, газо- и электроснабжения. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, может оказаться более 4,5 млн человек, проживающих в Московской области (постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 794/39 «Об утверждении государственной программы Московской области “Безопасность Подмосковья” на 2017—2021 годы» (далее — Программа «Безопасность Подмосковья»)).
Принимая во внимание высокую плотность населения Московского региона, наличие в Москве и Московской области крупных торговых центров, потребительских и розничных рынков, особое значение приобретают мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности (далее — АТЗ) объектов торговли, общественного питания и услуг[2].
Продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся уникальных, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, активное освоение подземного пространства также повышает риски террористических угроз как на отдельных объектах, так и на территориально-высотных комплексах.
Таким образом, гарантирование комплексной безопасности и АТЗ столицы и Подмосковья является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности жителей Московского региона, эффективного функционирования систем управления, экономики, транспорта и связи, развития социальной инфраструктуры.
С учетом складывающейся обстановки антитеррористическими комиссиями (далее — АТК) Москвы и Московской области принимаются дополнительные меры по своевременному выявлению и устранению террористических угроз, повышению уровня АТЗ населения и региональных объектов.
На заседаниях АТК рассматриваются проблемные вопросы АТЗ объектов различных категорий. Осуществляются плановые и внеплановые межведомственные комиссионные проверки выполнения требований к АТЗ. Заслушиваются доклады должностных лиц, ответственных за организацию работы по профилактике терроризма, и руководителей хозяйствующих субъектов, что способствует повышению персональной ответственности уполномоченных лиц за проведение мероприятий по АТЗ.
Аппаратами АТК Москвы и Московской области сформирован единый актуализированный перечень потенциальных объектов террористических посягательств Московского региона. Разработка данного перечня и планов позволила выделить критические элементы и уязвимые места объектов, оценить их АТЗ с учетом выявленных и прогнозируемых террористических устремлений.
Максимальное количество объектов террористических посягательств представлено объектами сферы образования, спорта, здравоохранения, транспорта и энергетики. Все они находятся в поле зрения АТК и обеспечены системой правовых, организационных, режимных и иных антитеррористических мер.
В рамках Программы «Безопасный город» реализуются мероприятия по предупреждению террористических акций, поддержанию необходимого уровня АТЗ населения и критически важных объектов Москвы.
Программой «Безопасность Подмосковья» на повышение АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств выделено 1 532 млн рублей, из которых в 2017 году освоено 370,628 млн рублей. На эти деньги установлены стационарные металлодетекторы, шлагбаумы, средства принудительной остановки автотранспорта, системы охранной сигнализации и контроля доступа, оборудованы пропускные пункты, приобретена спецтехника и спецсредства для правоохранительных органов. Кроме того, около 800 млн рублей на эти же цели израсходованы в рамках муниципальных программ.
Важным элементом систем АТЗ населения выступает видеонаблюдение.
В Москве на базе государственной информационной системы «Единый центр хранения и обработки данных» создана и функционирует комплексная система городского видеонаблюдения, насчитывающая более 140 тыс. видеокамер, размещенных на дорогах, площадях, в подъездах и дворах многоквартирных домов. Продолжается активное развитие интеллектуальной транспортной системы.
С целью обеспечения АТЗ объектов в едином информационном пространстве в 2016 году в Московской области создана и используется региональная система видеонаблюдения «Безопасный регион». За 2 года в муниципалитетах установлено более 16 тыс. камер высокого разрешения, в первую очередь на социальных объектах и в общественных местах.
В 2018 году развитие системы продолжается: оборудуются камерами особо опасные участки дорог, въезды в города, подъезды многоквартирных домов. К 2021 году предполагается установить наблюдение в половине многоквартирных домов Подмосковья, что позволит выполнить необходимые требования по совершенствованию АТЗ населения.
Эффективным инструментом профилактики терроризма в среде мигрантов, средством контроля за так называемыми резиновыми квартирами, механизмом обратной связи с гражданами становится интернет-портал Правительства Московской области «Добродел». С помощью этого сервиса от граждан поступает информация о возможных террористических угрозах и пособниках террористов.
Московская область является ведущим регионом России по внедрению системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Возможности этой системы позволяют принимать вызовы о происшествиях и угрозах с помощью смс-сообщений, а также автоматически определять местоположение заявителей.
Повышению уровня АТЗ и усилению контроля за реализацией профильных постановлений Правительства РФ в сфере АТЗ различных категорий объектов способствовало принятие Закона Московской области о введении административной ответственности за неисполнение решений АТК Московской области[3].
Как уже отмечалось, с учетом потенциальной направленности вектора террористических посягательств на транспортно-логистическую сеть Московского региона важнейшее значение имеет обеспечение АТЗ объектов транспортной инфраструктуры. В настоящее время проводится паспортизация и дооснащение объектов инженерно-техническими средствами безопасности, что позволит повысить уровень их АТЗ.
Приоритетное внимание АТК Москвы и Московской области уделялось вопросам АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу: проводились межведомственные комиссионные проверки объектов инфраструктуры чемпионата, собственникам давались рекомендации по повышению уровня АТЗ объектов, осуществлялся контроль устранения выявленных недостатков.
В ходе подготовки к чемпионату при координирующей роли АТК во взаимодействии с Региональным межведомственным оперативным штабом осуществлялась реализация усиленных мер безопасности на территории региона[4].
Опыт организации антитеррористической деятельности и методика обеспечения АТЗ потенциальных объектов террористических посягательств могут использоваться и другими субъектами Российской Федерации. В Московском регионе есть практически все объекты инфраструктуры и технологические циклы производств, которые подлежат АТЗ. Характерные для столицы и Подмосковья проблемы и пути их решения в той или иной мере применимы в деятельности по противодействию терроризму других государственных и негосударственных субъектов.
Как представляется, решение существующих проблемных вопросов АТЗ населения Московского региона требует комплексного подхода с учетом региональных особенностей организации антитеррористической деятельности.
В рамках реализации закрепленных в программах «Безопасный город» и «Безопасность Подмосковья» задач по снижению незаконной миграции требуется дальнейшее усиление контроля миграционной среды: сокращение квот на иностранных работников с акцентом на более активное привлечение высококвалифицированных специалистов, формирование полной, достоверной оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан.
Важнейшим вопросом, требующим безотлагательного решения, является формирование толерантности, взаимного уважения и межнационального согласия, создание эффективной системы мониторинга процессов, протекающих в среде мигрантов, что позволит выявлять признаки назревания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, устранять условия, способствующие совершению преступлений террористической направленности.
Необходимо стабильное финансирование мероприятий по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами защиты и улучшению технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Требуется форсированная реализация процедур по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и вводу в эксплуатацию систем мониторинга состояния инфраструктуры и транспортных коммуникаций.
Актуальным представляется внедрение профайлинга[5] на крупных транспортно-пересадочных узлах (в первую очередь, в аэропортах, в метрополитене, на автомобильных и железнодорожных вокзалах) и в ходе проведения массовых мероприятий.
В целях дальнейшего повышения уровня АТЗ ядерно и радиационно опасных объектов необходимо внедрение современных средств охранной и тревожной сигнализации, систем охранного телевидения, других инновационных инженерно-технических средств защиты данной категории объектов.
Востребован комплекс дополнительных организационных, технических и иных мер по обеспечению АТЗ химически и биологически опасных объектов.
Принимая во внимание потенциал использования МТО и подготовленных террористами-одиночками кибертеррористических атак в отношении объектов жизнеобеспечения населения, в качестве одного из приоритетных направлений повышения АТЗ населения Московского региона видится дополнительная оценка уязвимости данной категории объектов, моделирование реальных угроз, внедрение систем информационной безопасности, систем программно-технического обеспечения АТЗ и защита сведений по АТЗ на таких объектах.
Технические средства и методы антитеррористической защиты объектов потенциальных террористических посягательств (в первую очередь объектов образования и культуры) должны сочетаться с их плотным оперативным прикрытием.
Несмотря на лидирующие позиции Московского региона и высокие объемы финансирования мероприятий по АТЗ населения работа должна проводиться по всем направлениям системы АТЗ: контроль миграционной среды, укрепление потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей, оснащение антитеррористических подразделений правоохранительных органов и спецслужб, повышение качества организации антитеррористической деятельности, подготовка руководителей и персонала, программно-техническое обеспечение мероприятий АТЗ, разъяснительная работа с населением, повышение ответственности должностных лиц и субъектов всех форм собственности за проведение мероприятий по АТЗ.
Список литературы
1. Красинский В.В., Машко В.В. Кто есть кто в международном терроризме: справочник. М.: ИНФРА-М, 2018.
2. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам. URL: https://мвд.рф/Dejatelnost/statistics/migracionnaja/item/12162171
Библиография
1 Запрещены на территории Российской Федерации [1].
2 До настоящего времени отсутствует важнейшее профильное постановление Правительства РФ, определяющее требования к АТЗ объектов общественного питания и услуг. С учетом специфики данных объектов распространение на них требований к АТЗ мест массового пребывания людей представляется некорректным.
3 Законом Московской области от 04.12.2017 № 209/2017-ОЗ в Кодекс Московской области об административных правонарушениях введена статья 2.10 «Неисполнение решения антитеррористической комиссии Московской области».
4 В соответствии с указом Президента РФ от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» в субъектах Российской Федерации, задействованных в мероприятиях чемпионата мира, по согласованию с созданными региональными межведомственными оперативными штабами по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу были введены усиленные меры безопасности (ограничения оборота оружия, временные ограничения движения транспортных средств, зоны ограничения полетов и др.).
5 Профайлинг — технология наблюдения, опроса, оценки и прогнозирования поведения человека на основе вербального и невербального поведения с целью определения потенциально опасных лиц.