Статья

Особенности исполнения решений о взыскании алиментов в алиментных обязательствах с иностранным элементом в Украине

Е.А. ДЕРИЙ, аспирант кафедры нотариального, исполнительного процесса и адвокатуры юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина) Признание одним государством решений судов другого государства означает предоставление этим решениям такой же юридической силы, которую имеют решения судов данного государства, вступившие в законную силу.

Е.А. ДЕРИЙ,

аспирант кафедры нотариального, исполнительного процесса и адвокатуры юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (Украина)

 

Признание одним государством решений судов другого государства означает предоставление этим решениям такой же юридической силы, которую имеют решения судов данного государства, вступившие в законную силу. Принудительное исполнение иностранного судебного решения предусматривает вынесение соответствующим компетентным органом властного предписания, по которому иностранное судебное решение приравнивается к решению национального суда со всеми вытекающими из такого приравнивания последствиями.

В юридической литературе вопросы правового регулирования алиментных обязательств как на международном, так и на национальном уровне нашли свое отражение в работах украинских и зарубежных ученых, в частности М.М. Богуславского, А.С. Довгерта, В. Дункан, А.А. Степанюка, Г.С. Фединяк, Л.С. Фединяк, В.Л. Чубарева, О.И. Евтушенко, С.Я. Фурсы, Ю.Д. Притыки, Ю.В. Черняк.

Взыскание алиментов за границей является чрезвычайно важным и актуальным вопросом для многих граждан Украины и лиц, проживающих в стране. На сегодня решение этого вопроса значительно упростилось благодаря существующей международно-правовой договорной базе. Современная международная практика сложилась таким образом, что право на содержание не прекращается автоматически вследствие таких обстоятельств, как смена места жительства или гражданства одного из участников алиментных правоотношений, поскольку право на получение алиментов может быть осуществлено либо через предъявление иска в стране, в которой проживает ответчик, либо путем выполнения в этой стране решения, принятого по месту жительства истца.

Неудивительно, что алиментное обязательство является тем институтом семейного права, которому посвящено наибольшее количество конвенций. Так, только в рамках Гаагской конференции по международному частному праву были приняты следующие конвенции, направленные на урегулирование отношений в этой сфере: Конвенция о праве, которое применяется к алиментным обязательствам в отношении детей, от 24 октября 1956 г., Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 года, Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, от 2 октября 1973 г., Конвенция о признании и исполнении решений относительно обязательств о содержании от 2 октября 1973 г.[1] Кроме этого, заключено несколько региональных международных договоров.

Что касается Украины, то до недавнего времени она не была участником ни одной из этих конвенций. Как следствие, алиментные отношения с иностранным элементом регулировались исключительно на уровне двусторонних договоров с несколькими государствами. Бесспорно, отсутствие многостороннего международного договора значительно усложняло, а кое-где делало вообще невозможным как исполнение за границей судебных решений о взыскании алиментов, принятых украинскими судами, так и исполнение на территории Украины решений, принятых иностранными юрисдикционными органами.

Поэтому неудивительно, что в отечественной юридической литературе неоднократно указывалось на этот пробел законодательства [1, с. 121—124].

С приобретением Украиной независимости актуальность урегулирования алиментных отношений с иностранным элементом возросла. Предпосылкой тому стало увеличение количества браков с иностранцами, появление новых форм брака, в частности так называемых транзитных, или гостевых, браков (когда женщина и мужчина официально регистрируют свой брак, однако проживают отдельно, на территории разных государств), увеличение количества детей, рождающихся в таких браках, распространение случаев, когда один из членов семьи остается в Украине, а другой выезжает за границу на заработки или учебу [2, с. 31].

К адвокатам сейчас нередко обращаются с просьбой предоставить консультацию относительно возможности взыскания алиментов на ребенка. Ниже приводятся типичные фактические обстоятельства таких обращений.

1. У граждан Украины, состоящих в браке, в 2008 году родилась дочь. Через год родители развелись, мужчина продолжал исправно выплачивать деньги на содержание ребенка, однако в 2010 году выплаты прекратились. Начав разыскивать бывшего мужа, мать ребенка узнала о том, что он уехал искать лучшей судьбы за границу.

2. Гражданка Украины выехала в Польшу, там познакомилась с женатым мужчиной, от которого забеременела. Вернувшись в Украину, она родила ребенка. Гражданин Польши признал отцовство: вместе с матерью ребенка зарегистрировал его рождение в посольстве Польши в Украине. Однако через месяц он объявил, что прекращает любые отношения с ними, и отказался поддерживать их финансово.

Действующим семейным законодательством Украины предусмотрена возможность выплаты временной государственной помощи ребенку, если место жительства его родителей неизвестно или если они уклоняются от уплаты алиментов либо не имеют возможности содержать ребенка (ч. 8 ст. 181 Семейного кодекса Украины [3]). Порядок назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место жительства которых неизвестно, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 22.02.2006 № 189 [4, с. 95].

Однако благодаря ратификации Украиной двух многосторонних международных конвенций, касающихся решений о содержании, у граждан страны появилась реальная возможность взыскивать алименты с лица, находящегося за рубежом, при условии если установлены место жительства алиментообязанного лица в иностранном государстве и его финансовая состоятельность.

Так, 20 июля 2006 г. Украина присоединилась к Конвенции о взыскании алиментов за границей, заключенной в Нью-Йорке 20 июня 1956 г. (далее — Нью-Йоркская конвенция) [5, с. 13], сторонами которой являются 60 государств. Совместно с Нью-Йоркской конвенцией был принят Протокол о праве, который представляет собой отдельный инструмент международного частного права, касающийся исполнения алиментных обязательств в семейных правоотношениях, и определяет право, применяемое к обязательствам о содержании.

Нью-Йоркская конвенция позволяет не только признавать и исполнять решения суда Украины на территориях государств-участников, но и принимать решения о взыскании алиментов в этих государствах на основании представленных документов. В частности, в случае, когда отсутствует решение суда Украины о взыскании алиментов с ответчика, который проживает за границей, в иностранное государство через Министерство юстиции Украины направляются документы, необходимые для рассмотрения дела по существу [6, с. 19]. Заявление о решении вопроса о взыскании алиментов на основании Нью-Йоркской конвенции оформляется истцом письменно в произвольной форме.

Приказом Министерства юстиции Украины от 29.12.2009 № 121 утверждена Инструкция о выполнении в Украине Конвенции о взыскании алиментов за границей (далее — Инструкция) [7, с. 226], которая определяет порядок выполнения Конвенции: обращение с заявлением о взыскании алиментов с ответчика, который проживает за границей; обращение с заявлением о признании и исполнении решения суда Украины о взыскании алиментов на территории другого государства; обработка заявлений, поступающих от иностранного заявителя, о взыскании алиментов с лиц, проживающих в Украине; предоставление международной правовой помощи в связи с рассмотрением дел на основании Нью-Йоркской конвенции; функции Министерства юстиции Украины и территориальных управлений юстиции при выполнении Нью-Йоркской конвенции.

Согласно Инструкции выделяют два вида обращений граждан Украины к другой договаривающейся стороне в отношении алиментных обязательств:

— обращение с заявлением о взыскании алиментов с ответчика (должника), который проживает за границей;

— обращение с заявлением о признании и исполнении решения суда Украины о взыскании алиментов.

Это две разные процедуры, в которых задействованы Министерство юстиции Украины, с одной стороны, и компетентный орган договаривающегося государства — с другой.

В статье 22 Нью-Йоркской конвенции приведены основания для отказа в признании и исполнении решений о взыскании алиментов:

— если признание и исполнение решения явно несовместимы с публичным порядком (ordre public) исполнения решений запрашиваемого государства;

— если имели место нарушения процессуального порядка рассмотрения дела;

— если дела ведутся между теми же сторонами и о том же предмете;

— если уже принято другое решение

и оно несовместимо с решением, постановленным между теми же сторонами и о том же предмете, при том что это последнее решение соответствует условиям, необходимым для его признания и исполнения в запрашиваемом государстве.

С 1 августа 2008 г. в Украине действует Гаагская конвенция о признании и исполнении решений относительно обязательств о содержании 1973 года (далее —Гаагская конвенция 1973 года) [8, с. 862]. Она вступила в силу одновременно с Гаагской конвенцией о юрисдикции, праве, которое применяется, признании, выполнении и сотрудничестве относительно родительской ответственности и мер защиты детей 1996 года [9, с. 93].

Гаагская конвенция 1973 года устанавливает унифицированные правила взаимного признания и исполнения решений относительно обязательств о содержании, предоставляет возможность признавать и выполнять судебные решения о взыскании алиментов, вынесенные украинскими судами, на территории государств-участников, а также признавать и выполнять в Украине иностранные решения о взыскании алиментов.

В отличие от Нью-Йоркской конвенции, Гаагская конвенция 1973 года закрепляет условия признания и исполнения иностранных решений, касающихся содержания.

Согласно Закону Украины от 21.04.1999 № 606-XIV «Об исполнительном производстве» (в ред. от 04.11.2010, далее — Закон об исполнительном производстве) [10], принудительное исполнение судебных решений в Украине возлагается на государственную исполнительную службу, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины. Принудительное исполнение решений государственной исполнительной службой осуществляется на основании исполнительных документов, определенных Законом об исполнительном производстве.

На территории Украины вопросы признания и исполнения решений иностранных судов урегулированы Гражданским процессуальным кодексом Украины, международными соглашениями и договорами, которые заключила Украина или к которым она присоединилась. Согласно Закону об исполнительном производстве решения иностранных судов подлежат признанию и принудительному исполнению в Украине при наличии соответствующего международного договора (конвенции, соглашения) с ее участием. Если государство, об исполнении решения суда которого поступило ходатайство, не является участником такого договора, суды Украины не рассматривают данное ходатайство и отказывают в приеме на основании п. 1 ст. 136 ГПК Украины [11].

Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в Украине в течение 3 лет со дня вступления в законную силу, за исключением решения о взыскании периодических платежей, которое может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение всего срока проведения взыскания с погашением задолженности за последние 3 года (ст. 391 ГПК Украины) [12].

Процедура исполнения решения иностранного суда о взыскании алиментов начинается с выяснения наличия международных договоров о взаимном оказании правовой помощи между Украиной и государством, о признании и исполнении решения суда которого идет речь. К ходатайству о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда прилагаются документы, предусмотренные международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины [13].

Если международным договором, согласие на обязательность исполнения которого дано Верховной Радой Украины, не определен перечень документов, прилагаемых к ходатайству, или такой международный договор отсутствует, к ходатайству прилагаются следующие документы:

a) заверенная в установленном порядке копия решения иностранного суда, о принудительном исполнении которого подается ходатайство;

б) официальный документ о том, что решение иностранного суда вступило в законную силу (если это не указано в самом решении);

в) документ, удостоверяющий, что сторона, в отношении которой вынесено решение иностранного суда и которая не принимала участия в судебном процессе, была должным образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела;

г) документ, определяющий, в какой части или с какого времени решение иностранного суда подлежит исполнению (если оно уже исполнялось ранее);

д) документ, удостоверяющий полномочия представителя взыскателя (если ходатайство подается представителем);

е) заверенный в соответствии с законодательством перевод перечисленных документов на украинский язык или язык, предусмотренный международными договорами Украины [14].

По общему правилу решения международных и иностранных судов стороны должны исполнять добровольно в сроки, предусмотренные такими решениями. В случае неисполнения решения в добровольном порядке применяется процедура принудительного исполнения решения в соответствии с международными договорами, а также требованиями законодательства той страны, на территории которой признается и выполняется решение.

Следует отметить, что эффективность проведения процедуры принудительного исполнения решения суда во многом зависит от нормативного обеспечения определенности такой процедуры.

Обращение к принудительному исполнению решения иностранного суда, согласно ст. 398 ГПК Украины, осуществляется по исполнительному листу, выданному на основании решения иностранного суда и постановления о предоставлении разрешения на его принудительное исполнение, вступившего в законную силу и поступившего для исполнения в порядке, установленном законом [15, с. 51].

Принудительное исполнение решения иностранного суда на территории Украины осуществляется по соответствующим правилам национального законодательства.

Так, ст. 19 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что открытие исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа и по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном исполнении решения.

Согласно той же статье Закона об исполнительном производстве исполнительное производство по исполнению решения иностранного суда открывается государственным исполнителем на основании постановления суда о предоставлении разрешения на его принудительное исполнение, вступившего в законную силу, и исполнительного листа, выданного в соответствии с указанным постановлением.

Государственный исполнитель действует на основании, способом и в пределах полномочий, определенных Законом об исполнительном производстве, другими нормативными правовыми актами Украины [16, с. 14].

До 2006 года родители, старавшиеся уклониться от исполнения алиментных обязательств по содержанию своего ребенка, скрывались от взыскания долга за границей. Но с тех пор как Украина официально присоединилась к Нью-Йоркской конвенции, даже далеко за пределами страны такие родители не могут избежать обязанности по уплате алиментов.

Сейчас с целью взыскать задолженность истец или уполномоченное лицо в произвольной письменной форме подает в Министерство юстиции Украины обращение (ходатайство) с просьбой о признании и исполнении решения суда Украины о взыскании алиментов на территории другой страны.

К ходатайству прилагаются документы, надлежащим образом оформленные судом, вынесшим постановление о взыскании алиментов.

Министерство юстиции Украины в месячный срок со дня поступления направляет ходатайство о признании и исполнении решения суда Украины о взыскании алиментов в соответствующие органы той страны, где находится должник. Этот срок может превышать один месяц, если для обращения за границу нужно получить дополнительную информацию или документы и принять другие меры для надлежащего оформления ходатайства. О ходе и результатах рассмотрения ходатайства о признании и исполнении решения о взыскании алиментов Министерство юстиции Украины сообщает истцу письменно.

Согласно ч. 4 ст. 181 Семейного кодекса Украины при выезде одного из родителей на постоянное место жительства в государство, с которым Украина не имеет договора о предоставлении правовой помощи, алименты взимаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Порядок взыскания алиментов на ребенка (детей) в случае выезда одного из родителей для постоянного проживания в стране, с которой не заключен договор о правовой помощи, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 19.08.2002 № 1203.

Согласно этому Порядку, в случае выезда одного из родителей, который является гражданином Украины, на постоянное место жительства в другое государство, с которым не заключен договор о правовой помощи, этот родитель должен выполнять алиментные обязательства по содержанию ребенка (детей) до достижения им (ими) совершеннолетия. Эти обязательства оформляются договором между выезжающим родителем и родителем (опекуном, попечителем), с которым остается ребенок, или договором о прекращении права на алименты на ребенка в связи с передачей права собственности на недвижимое имущество (жилой дом, квартиру, земельный участок и пр.).

Если алиментные обязательства не были выполнены лицом, которое выезжает, взыскание алиментов производится по решению суда, т. е. все обязательства по уплате алиментов необходимо выполнить до отъезда за границу и оформить это соответствующим договором.

При этом можно с уверенностью утверждать, что главные трудности в процессе урегулирования спорных вопросов между сторонами при взыскании алиментов возникают именно на стадии исполнения решения суда. Учитывая это, механизмы регуляции такого процесса требуют дальнейшего совершенствования на национальном и международном уровне.

Для Украины существование новых международных документов универсального характера, разработанных с учетом практики осуществления других международных договоров в этой сфере, будет иметь особенно важное значение, учитывая возможность урегулирования вопросов относительно признания иностранных судебных решений и взысканий по алиментным обязательствам.

 

Список литературы

 

1. Дрижчаная Е.Г. Исполнение иностранных судебных решений о взыскании алиментов на детей // Советское государство и право. 1973.  № 4.  С. 186.

2. Колесниченко С. Согласование законодательства Украины с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка — требование времени // Право Украины. 1997. № 6. С. 31.

3. Правительственный курьер. 2002.

№ 44. 6 марта.

4. Официальный вестник Украины. 2006.  № 8. Ст. 446. С. 95.

5. Официальный вестник Украины. 2006. № 31. Ст. 2199. С. 13.

6. Бурлай А.Е. Правоотношения супругов в международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. С. 19.

7. Официальный вестник Украины. 2007. № 1. Ст. 57.  С. 266.

8. Ведомости Верховного Совета Украины.  2007. № 24. С. 862.

9. Черняк Ю.В. Правила международного сотрудничества в сфере защиты детей (на материалах Гаагской конвенции 1996 года) // Право Украины. 2008.  № 5. С. 92—98.

10. Официальный вестник Украины. 2010. № 95. Ст. 3373.

11. Фелив А. Взаимное признание и исполнение судебных решений. URL: http://lib.sumdu.edu.ua/library/

DocDescription?doc_id=286133

12. Ведомости Верховного Совета

Украины. 2004. № 40—42. Ст. 492. [Электронный ресурс]. URL: http://

zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1618-15

13. Практика применения судами международных договоров Украины относительно признания и исполнения решений иностранных судов // Письмо Верховного Суда Украины. 2008. 1 февр. (Обобщение подготовлено судьей Верховного Суда Украины В. Филатовым и помощником первого заместителя Председателя Верховного Суда Украины З. Бортновской.)

14. Михальская М. О некоторых аспектах судебной практики по делам о выполнении решений иностранных судов в Ук-раине. URL: http://dlog.liga.net

15. Богдан И.Г., Федыняк Л.С. Особенности исполнения исполнительного производства с участием иностранного элемента // Вестник Хмельницкого института регионального управления и права. 2000.  № 3.  С. 51.

16. Мармазов В.Е. Исполнение решений международных и иностранных судов в Украине. — К.: Юридична книга, 2002.

 

Библиография

1 26 февраля 2013 г. вступил в силу Закон Украины от 11.01.2013 № 26-VII о ратификации Конвенции о международном взыскании алиментов на детей и других видов семейного содержания, заключенной в Гааге 23 ноября 2007 г.  Конвенция определяет компетенцию органа государств-членов, через которые осуществляется взыскание алиментов (в Украине — Минюста), перечень документов, необходимых для обращения взыскания, порядок исполнения таких обращений. (Примеч. ред.)

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024