УДК 340.11
Страницы в журнале: 17-20
С.А. Юнусов,
кандидат юридических наук, Академия ФСИН России Россия, Рязань samur_@mail.ru
А.Е. Соколова,
курсант юридического факультета Академии ФСИН России Россия, Рязань angelikasokolova1996@yandex.ru
На основе подробного изучения научного материала исследуются особенности понятия «принцип справедливости» в праве. Проводится анализ формальной справедливости, справедливости как нравственного требования и как свойства общественных отношений. Рассматривается социальное содержание данной категории и ее мера, распространяющаяся на область социальных и личных взаимоотношений. В работе сделан акцент на том, что мера справедливости как правовое явление — это равенство прав и обязанностей субъектов общественных отношений.
Ключевые слова: особенности понятия, принцип справедливости, правовое содержание, общественная необходимость, социальное содержание, личность, формальность, нравственное явление, социальные взаимоотношения, прогресс, теория, учение, мировоззрение, равенство прав и обязанностей.
История показывает и прежде, и теперь, и на Востоке, и на Западе, что непременно побеждает человек, который живет по справедливости и правильно. Те же люди, которые живут иначе, даже если они в свое время добиваются победы, по прошествии времени в историческом плане терпят поражение.
Основу всего современного права, и в частности социальных прав, составляет принцип справедливости и равенства, выдвинутый древними мыслителями. Идею социальной справедливости поддерживают все мировые религии. Иудаизм расценивает понятия «справедливость» и «милосердие» как синонимы. Известная христианская ценность — «возлюби ближнего, как самого себя». Будда призывал заботиться о бедных. Символ исламской веры — закат — означает милостыню, раздаваемую бедным и нуждающимся людям.
На состоявшемся в 2007 году XI Всемирном русском Соборе Святейший Патриарх Алексий II отметил, что в целях искоренения бедности следует достигнуть этически ориентированной экономики и привести в благоприятное, справедливое состояние систему социальной ответственности: «Все мы — Церковь, государство, предприниматели, общество в целом — должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных, униженных, отчаявшихся людей». Поднятую в этом выступлении проблему — устранение бедности и несправедливости, вне всякого сомнения, можно отнести ко всемирным [4].
В философской литературе справедливость чаще всего рассматривалась только как явление морального порядка [12, c. 298—299; 15, c. 389]. Впоследствии она стала трактоваться и как качественная особенность определенной категории общественных отношений. На этой основе возникло понятие социальной справедливости как объективного явления в жизни общества и государства.
При рассмотрении справедливости часто производится ее деление на распределительную и уравнивающую, распределительную и возмездную [1, с. 251; 5, с. 56—65; 13, с. 665]. Также обращается внимание на существование и взаимодействие справедливости цели, средства и результата поведения [3, с. 31, 34].
Мыслители античности, такие как Гомер, Пифагор, Солон, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, связывали справедливость с представлением о государстве.
Некоторые ученые-правоведы пытаются выявить и содержательную сторону справедливости. Следует отметить, что З.А. Бербешкина, В.Е. Давидович, Ю.А. Шрейдер стремятся раскрыть ее через понятие меры: меры требования и воздаяния или меры человеческих поступков [2, с. 111; 3, с. 21—22; 17, с. 218]. Американский философ Дж. Ролз приходит к выводу о том, что содержание справедливости определяет принцип, согласно которому социальное и экономическое неравенство, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека, должно считаться справедливым [11, с. 29].
Такие утверждения не раскрывают всего качественного своеобразия справедливости. Можно согласиться с представлением о ней как о мере воздаяния и мере требования, точно как и о мере человеческих поступков, но такое представление не раскрывает содержания и границ этих мер. То же самое мы вправе сказать и о взглядах, основанных на разграничении справедливости цели, средств и результатов поведения. Компенсация как метод устранения неблагоприятных последствий социального и экономического неравенства, о которой пишет Дж. Ролз, могла бы рассматриваться в качестве признака справедливости, но лишь только в качестве одного из ее признаков и не во всех случаях.
В юридической науке важно составить правильное представление, прежде всего, о нравственном содержании справедливости. От него зависит восприятие социальной справедливости как качественного своеобразия определенной категории общественных отношений. Но при этом следует отметить, что справедливость и как явление нравственного сознания, и как качественное содержание общественных отношений сама по себе возникнуть не может. Все виды справедливости обусловлены социально-экономическими условиями жизни общества [11, с. 29]. Как писал в свое время Ф. Энгельс, «справедливость греков и римлян находила справедливым рабство; справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма, объявленного несправедливым» [6, с. 273].
Понятие справедливости как о составной части морального сознания должно отвечать основному критерию нравственности.
В международных правовых актах о нравах человека неоднократно обращалось внимание на то, что справедливость и поступательное развитие общества — взаимосвязанные явления. Так, в Декларации социального прогресса и развития 1969 года говорится, что социальный прогресс и развитие обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости (ст. 2), а быстрое увеличение национального дохода и богатства и их справедливое распределение среди всех членов общества лежат в основе всякого социального прогресса (ст. 7) [14, с. 450—451]. Для получения правильного представления о справедливости для нас наибольшее значение имеет то отмеченное в Декларации ее свойство, которое выражается в способности справедливости обеспечивать поступательное развитие общественных отношений.
Нравственным или, по-другому, справедливым в настоящее время может считаться такое явление, которое соответствует развитию общества. Прогресс же в совершенствовании общественных отношений наступает тогда, когда происходит разрешение социальных противоречий, т. е. преодолевается противостояние людей и возникает единство интересов. В связи с этим в критерий нравственности как явления морального сознания включаются два обязательных требования к общественным отношениям: они должны соответствовать потребностям развития общества, а их содержание — личным и общественным интересам.
Справедливость — одно из частных проявлений нравственного сознания, таким образом, критерием справедливости как нравственного явления мы должны признать прежде всего такое отраженное в общественном сознании свойство взаимосвязи и взаимодействия субъектов общественных отношений, которое выражает их соответствие личным и общественным интересам и обеспечивает поступательное развитие общества.
Таким образом, мы должны подходить к определению справедливости как качественной характеристики формирующихся или уже сформировавшихся общественных отношений. В соответствии с этими требованиями справедливыми должны быть признаны такие общественные отношения, которые воплощают в себе единство личных и общественных интересов и тем самым обеспечивают эволюцию общества.
Формальная справедливость как интегральная правовая характеристика состоит в формальной равной правовой защите каждого независимо от его абстрактного правового статуса. Определяется она как формально равная возможность, основанная на формально равном доступе каждого к праву с целью защиты своих законных интересов, и реализуется (в общем случае) в форме должной меры формальной свободы [8, с. 101].
Особенность справедливости как явления нравственного сознания определяется не тем, что она регулирует поведение людей, ибо их поведение регулируют также те нравственные образования, которые отражаются в понятиях добра и зла, долга и совести, счастья и др. Специфика справедливости состоит в том, что она представляет собой такое нравственное образование, основной социальной функцией которого является разрешение противоречий в жизни общества и государства.
Справедливость воспринимается как идея о должном, она связана с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. У справедливости много аспектов: социальный, экономический и другие, но все они в развитом обществе приобретают политический характер, опосредуются политикой [7, с. 4]. Иными словами, семантика слова «справедливость» обусловлена историческим и политическим климатом в обществе [10, с. 79].
Справедливость как нравственное требование — это динамическое явление в нравственном сознании жизнедеятельности общества. Возникая на почве социальной потребности в формировании общественных отношений, отвечающих интересам развития общества по пути прогресса, нравственное требование как явление, обладающее полученной от социальной потребности энергетической силой, добивается такого поведения людей, которое, разрешая социальное противоречие, соответствует этим интересам. Цицерон в своем трактате «Об обязанностях» писал, что некоторые обязанности надо исполнять даже по отношению к тем, кто причинял нам вред.
С учетом вышеизложенного можно дать следующие определения справедливости как нравственному явлению и как свойству общественных отношений. Справедливость как нравственное явление — это такое общественное требование к взаимосвязи или взаимодействию людей в различных сферах общественной жизни, а также такая положительная общественная оценка их поведения, которая, выражая единство личных и общественных интересов и потребность развития общества по пути прогресса, направлена на разрешение социальных противоречий. Социальная же справедливость — это нравственная справедливость, реализованная в формирующихся или в уже сформировавшихся общественных отношениях [10, с. 79].
Словари дают такое определение слову «принцип»: это «исходное, основное положение какого-либо учения, теории, теоретической программы, мировоззрения» [9, с. 594]. Это значит, что любой правовой принцип, включая принцип справедливости, можно назвать исходным, основным положением права.
Принцип справедливости в праве, точно так же, как и любое правовое явление, базируется на общественной необходимости в формировании социальных взаимоотношений, которые выражают интересы господствующих в обществе слоев населения, их потребность в таком разрешении социальных противоречий, которое: 1) могло бы быть достигнуто с помощью права; 2) целиком соответствовало бы интересам этих слоев.
Социальное содержание нравственного принципа справедливости состоит в возможности разрешать противоречия в системе общественных отношений, а сущность правового принципа справедливости составляет его способность разрешать социальные противоречия с помощью права.
Социальное содержание принципа справедливости определяется характером тех общественных отношений, которые подвергаются его воздействию, и конкретной социальной направленностью требований правовых норм, регулирующих эти отношения. По этой причине содержание принципа справедливости, оказывающего воздействие, например, на имущественные отношения, отличается от содержания принципа справедливости, воздействующего на трудовые, семейные и иные общественные отношения.
Само содержание принципа совмещает в себе совокупность всех его элементов и функциональных связей между ними, которые определяют его качественную характеристику. Качественное своеобразие принципа справедливости состоит в его способности разрешать противоречия между субъектами общественных отношений на основе единства личных и общественных интересов. В связи с тем, что единство качества и количества какого-либо предмета или явления выражается философской категорией меры [15, с. 238], качественное своеобразие принципа справедливости состоит в заключенной в нем мере социальной справедливости.
Мера справедливости имеет социальное содержание, распространяющееся на область социальных и личных отношений [16, с. 100], и позволяет соотносить свои поступки не только с собственными интересами, но и с интересами других людей и общества в целом, т. е. требует баланса между интересами всех субъектов общественных отношений. Только при таком условии она способна выражать единство личных и общественных интересов. Мера справедливости как социальное явление — это такая степень соответствия (сбалансированности) личных и общественных интересов, которая обеспечивает их единство.
Мера справедливости также обладает правовым содержанием и при этом может быть выражена единственным доступным для права способом — только в виде прав и обязанностей субъектов общественных отношений. Свое юридическое выражение она, прежде всего, находит в закрепленном конституционном принципе равенства всех граждан перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Его дополняют и конкретизируют требования норм отраслей права, которые с учетом исключительных особенностей граждан и условий, в которых они находятся, допускают и различные виды их правового неравенства. В результате социальная справедливость юридически выражается в требованиях Конституции РФ о равенстве и нормах различных отраслей права, закрепляющих равное и неравное правовое положение граждан в системе регулируемых ими общественных отношений.
Вид равенства установлен в правовых нормах, определяющих и другие виды гражданско-правовых договоров, а также трудовые договоры и многие другие виды правовых отношений. Равенство обязанностей и прав субъектов общественных отношений по их социальной ценности, так же как и их равенство по содержанию представленных им прав и возложенных на них обязанностей, устанавливает баланс прав и обязанностей граждан в системе социальных отношений, защищая интересы личности и общества в целом. Вследствие этого правовая мера социальной справедливости не может игнорировать такой вид равенства.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что мера справедливости как правовое явление — это равенство прав и обязанностей субъектов общественных отношений по их содержанию или социальной ценности, обеспечивающее в процессе правового регулирования их поведения единство личных и общественных интересов.
Список литературы
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.
2. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.
3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989.
4. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. 8 июня.
5. Лафарг П. Соч. M., 1931. Т. 111.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 18.
7. Мартышин О.В. Справедливость и право // Политика и право. 2000. № 12.
8. Нерсесянц В.С. Правовой принцип формальной справедливости (регулирование формально-неравных отношений) // Государство и право. 2012. № 4.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.
10. Пресняков М.В. Категория справедливости в праве: аксиологический и регулятивный аспекты // Законодательство. 2012. № 3.
11. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
12. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1975.
13. Спиркин А.Т. Философия. М., 1998.
14. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.
15. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М., 1972.
16. Хайруллин В.И. Справедливость как комплексная ценность // Государство и право. 2010. № 3.
17. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.