Реклама
Статья

Особенности правового обеспечения и реализации государственно-частного партнерства в Чили

Статья посвящена особенностям и проблемам реализации государственно-частного партнерства в Чили.

УДК 347.4; 347.2/.3 ББК 67 

Страницы в журнале: 141-144

 

В.Е. САЗОНОВ,

кандидат юридических наук, председатель коллегии адвокатов «Сазонов, Маркин и партнеры», член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам собственности vsevolod.sazonov@gmail.com

 

Статья посвящена особенностям и проблемам реализации государственно-частного партнерства в Чили.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственное управление, публичные интересы, Чили.

 

Features of the enforcement and implementation of public-private partnerships in Chile

 

Sazonov V.

 

The article concerns the peculiarities of the legal support and practice of realization of the public private partnership in Chile.

Keywords: public-private partnership, public administration, public interest, Chile.

 

Государственно-частное партнерство является механизмом, позволяющим государственному партнеру получить приток свободных ресурсов, оптимизировать инвестиции и стимулировать развитие страны во многих сферах жизни. Частному сектору государственно-частное партнерство дает очевидные выгоды в виде получения существенных доходов, нового ценного управленческого и хозяйственно-экономического опыта, развития и привлечения технологических инноваций.

В Республике Чили проекты государственно-частного партнерства задействуются достаточно широко[1]. Более того, Республика Чили имеет один из самых богатых и успешных опытов развития инфраструктуры среди стран Латинской Америки, во многом по причине того, что в течение многих лет частный сектор активно привлекался к участию в различных областях строительства[2]. Доля инвестиций в проекты в рамках государственно-частного партнерства к 2007 году составляла около 5% ВВП страны[3].

Частный капитал активно участвует в сферах энергетики, связи, газовой промышленности, авиасообщения, магистрального сообщения, железнодорожных грузоперевозок, жилищно-коммунального хозяйства. Присутствие государства ограничивается осуществлением пассажирских железнодорожных перевозок и участием организации деятельности региональных аэропортов. Политика государства, результатом которой является увеличение роли частного сектора, базируется на активной пропаганде частного участия, создании стабильной и эффективной нормативно-правовой базы, формировании механизма урегулирования спорных ситуаций, установлении жестких требований к защите окружающей среды, поддержке государства в отношении гарантированного предоставления услуг инфраструктурными организациями малоимущему населению[4].

Участие частного сектора в строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры и предоставлении услуг играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни страны, поскольку частный предприниматель, как считается, является незаменимым партнером для обеспечения устойчивого развития, создания большего количества рабочих мест и сокращения бедности на территории государства. Кроме того, осуществление и развитие действительно эффективного сотрудничества требует вложения знаний и потенциальных способностей частного сектора, а также использования его методов управления[5].

В конце февраля 2010 года на территории Чили произошло крупное землетрясение, нанесшее колоссальный ущерб экономике страны и социальной инфраструктуре. По некоторым данным, ущерб оценивался в 15—30 млрд долл. США. Восстановлению подлежало значительное количество больниц, школ, жилых домов, а также часть электроэнергетической и транспортной инфраструктуры. Для этого к участию в строительстве и финансировании был привлечен частный сектор[6].

Р.А. Подкорытов описывает с позиций теории и практики опыт реализации государственно-частного партнерства в сфере пенсионного обеспечения в Чили[7]. Анализ чилийской пенсионной реформы как практической реализации принципов государственно-частного партнерства в пенсионной сфере позволил Р.А. Подкорытову обосновать вывод о том, что при привлечении в систему пенсионных отношений рыночных механизмов важнейшим фактором успеха является грамотная и последовательная политика государства. При этом автор отмечает, что текущему состоянию пенсионной системы Чили присущи определенные проблемы, которые, однако, не являются неразрешимыми в рамках новой пенсионной системы.

История принятия законодательной базы Чили, направленной непосредственно на регулирование правоотношений, возникающих во время осуществления государственно-частных партнерств, началась с принятия Министерством общественных работ декрета 1991 года № 164, более известного как Закон о концессиях на производство общественных работ[8](далее — Закон о концессиях), регламентирующего основные процессуальные моменты и сферы деятельности, в которых могут заключаться концессионные договоры[9]. Под действие Закона о концессиях  подпадают также все случаи выполнения общественных работ по системе, установленной ст. 87 президентского декрета 1984 года № 294.

Основными нормативными правовыми актами, осуществляющими регламентирование правоотношений в рамках государственно-частных партнерств, являются декрет Министерства общественных работ от 18.12.1996 № 900[10], пересматривающий, систематизирующий и согласовывающий Закон о концессиях, и Регламент о концессиях, принятый президентским декретом 1997 года № 956[11]. Данные нормативные правовые акты регулируют порядок назначения и осуществления общественных работ, а также получение компенсаций и применение механизмов правовой защиты при осуществлении общественных работ[12].

Среди основных ключевых моментов Закона о концессиях эксперты выделяют, во-первых, то, что он уполномочивает Министерство общественных работ выдавать разрешения на заключение концессионных договоров об осуществлении общественных работ. Во-вторых, Закон о концессиях предусматривает ситуацию, согласно которой, если ведение проекта находится в компетенции какого-либо другого органа государственной власти, Министерству общественных работ могут быть переданы полномочия по заключению концессионного соглашения о выполнении работ в рамках данного проекта. Кроме того, в соответствии с положениями Закона о концессиях концессионные контракты на проведение общественных работ заключаются путем участия в открытом аукционе на внутригосударственном или международном уровне, а также путем так называемой предварительной оценки в тех случаях, когда работы характеризуются особой сложностью, комплексностью или стоимостью[13].

В 2010 году было осуществлено очередное реформирование законодательства о концессиях и общественных работах за счет принятия закона от 20.01.2010 № 20.410 «О внесении изменений в “Закон о концессиях на производство общественных работ” и иные нормы»[14] (далее — Закон № 20.410), который ввел ограничения на перезаключение концессионных договоров, увеличил количество и усилил действие институциональных гарантий. К иным ключевым положениям Закона № 20.410 можно отнести введение в действие концессионных комиссий, чья деятельность направлена на предоставление рекомендаций Министерству общественных работ в отношении всех потенциальных инфраструктурных проектов и выбора наиболее оптимальной формы заключения концессионного договора, а также технических групп, рассматривающих споры по экономическим и техническим вопросам, возникающие между Министерством общественных работ и концессионерами (представляющих механизм досудебного разрешения споров), и выносящих по итогам рассмотрения рекомендации. Кроме того, Закон № 20.410 повысил роль арбитражной комиссии, осуществляющей рассмотрение материально-правовых споров между концессионерами и Министерством общественных работ[15].

При осуществлении государственно-частных партнерств основным риском, лежавшим на частном секторе, был риск перезаключения договора о государственно-частном партнерстве. В то же время перезаключение является негативным моментом и для государственного партнера, поскольку влечет за собой значительные затраты, потенциально может привести к задержкам сроков осуществления обязательств по договору, а также явиться фактором, стимулирующим развитие коррупции[16].

На настоящий момент в Чили в рамках концессионных договоров осуществляются проекты по развитию пенитенциарной системы, в частности, по строительству объектов пенитенциарной инфраструктуры.

Кроме того, с участием частного сектора построен крытый стадион в Национальном парке Бернардо О’Хиггинс, комплекс Plaza de la Ciudadania, являющийся частью сада и исполняющий роль автостоянки президентского дворца Ла-Монеда[17], офисный комплекс Puerto Terrestre Los Andes, а также Центр правосудия, расположенный в Сантьяго[18]. Осуществляется обеспечение и строительство объектов и элементов государственной транспортной системы «Трансантьяго», в частности, отрезка дорожного сообщения Виал Суиза — Лас Рехас и группы пересадочных станций[19].

Статья 24 Конституции Республики Чили содержит положения, регламентирующие осуществление концессий в отношении разведки, разработки и обработки металлоносных песков, соляных шахт, месторождений угля, газа, нефти и других ископаемых веществ, за исключением глины[20]. Названные ископаемые, за исключением нефти и газа, могут быть предметом различных проектов, осуществляемых в рамках концессионных договоров. Подобного рода концессии всегда инициируются судебным решением, которое определяет продолжительность проведения работ в рамках таких проектов, а также права и обязанности сторон концессионного договора. В частности, концессионные соглашения в сфере горнодобывающей промышленности содержат требование соответствия и удовлетворения государственных и общественных интересов, предъявляемое к деятельности, осуществляемой в рамках таких соглашений. Прекращение концессий в данной сфере находится в исключительной компетенции судов общей юрисдикции. Кроме того, разрешение споров любого рода, возникающих при осуществлении правоотношений в рамках таких концессий, также находится в компетенции судов общей юрисдикции[21].

Что касается органов государственной власти, имеющих полномочия в сфере осуществления государственно-частных партнерств, то к ним относится уже упоминавшееся Министерство общественных работ, определяющее, какие именно проекты являются более предпочтительными в конкретный момент, а также Национальная инвестиционная система, входящая в состав Министерства планирования и финансов, осуществляющая первичную финансовую оценку проектов[22].

В случаях, когда Министерство общественных работ осуществляет исполнение концессионного договора от имени какого-либо другого министерства, в основном в отношении проектов строительства и обеспечения объектов пенитенциарной инфраструктуры или аэропортов, для представления обоих министерств назначается комиссия.

Министерство финансов Чили осуществляет полномочия, в определенной степени «уравновешивающие» компетенцию Министерства общественных работ в отношении концессий, осуществляя контроль на основных этапах реализации проектов в рамках государственно-частных партнерств[23].

Опыт Чили часто приводится в российских публикациях, посвященных темам государственно-частного партнерства, однако обычно редко кто глубоко анализирует этот опыт (исключение составляет работа Р.А. Подкорытова). Между тем опыт государственно-частного партнерства Чили действительно заслуживает внимания в контексте выстраивания государственной политики в этой сфере в Российской Федерации.

 

Библиография

1 См.: Nunez F.P. Project Finance and Public-private Partnership in Chile // International Project Finance and PPPs: a Legal Guide to Key Growth Markets / Ed. by Jeffrey Delmon, Victoria Rigby Delmon. — Alphen aan den Rijn: Kluwer Law International. 2010.

 

2  См.: Luis Vittor J., Samples T.R. PPPs and Latin American Infrastructure Markets: Brazil and Chile // Latin American Law & Business report. 2011. №  7. July. Vol. 19. P. 1.

3 См.: International Conference on “Meeting India's Infrastructure Needs with Public Private Partnerships. The International Experience and Perspective”. Conference Report (February 5—6, 2007, Shangri-La Hotel, New Delhi). — New Delhi, 2007.

4 См.: Анализ проблем и перспектив развития государственно-частного партнерства в России. URL: http://pppinrussia. ru/userfiles/upload/files/Analitika/IEPP_PPP.doc

5 См.: Alianzas Publico-Privadas / Agencia de Cooperacion Internacional de Chile. URL: http://www.agci.cl/index.php/alianzas-publico-privadas.

6 См.: Luis Vittor J., Samples T.R. Op. cit. P. 2.

7 См.: Подкорытов Р.А. Государственно-частное партнерство в сфере пенсионного обеспечения Чили: дис. … канд. экон. наук. — М., 2010.

8 Reglamento DFL MOP № 164 de 1991. URL: http://www.dop.cl/leg/Documents/D.S%20MOP%20N%20956.pdf

9 См.: Luis Vittor J., Samples T.R. Op. cit. P. 2.

10 Decreto del Ministerio de Obras Publicas № 900 de 18.12.1996 “Fija texto refundido, coordinado y sistematizado del” DFL MOP № 164 de 1991. URL: http://portal.mop.gov.cl/CentrodeDocumentacion/Documents/Concesiones/Ley%20de% 20Concesiones.pdf.

11 См.: Reglamento DFL MOP № 164 de 1991. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTINFANDLAW/Resources/ Chileanconcessionregulations.pdf.

12 Funcionamiento del Sistema / Coordinacion de Concesiones de Obras Publicas; Ministerio de Obras Publicas. URL: http://www. concesiones.cl/acercadelacoordinacion/funcionamientodelsistema/Paginas/default.aspx

13 См.: Aldunate E. PPS en America Latina. Experiencias de Brasil, Chile, Colombia y Peru / ILPES/CEPAL. URL: http://www. eclac.cl/ilpes/noticias/noticias/8/37738/ZacatecasAldunate.pdf

14 Ley № 20.410 de 20.01.2010 modifica la Ley de concesiones de obras publicas y otras normas que indica. URL: http://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=1010304

15 См.: Luis Vittor J., Samples T.R. Op. cit. P. 2.

16 Ibid. P. 2.

17 См.: Plaza de la Ciudadania // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Plaza_de_la_Ciudadan% C3%ADa.

18 См.: Aldunate E. Op. cit.

19 Ibid.

20 См.: Constitucion Politica de la Republica de Chile. URL: http://www.camara.cl/camara/media/docs/constitucion_politica_2009.pdf

21 Ibid.

22 См.: Luis Guasch J. Knowledge Sharing on Infrastructure Public-Private Partnerships in Asia: Chile (Day 1 Session 1: Policy and Institutional Approaches for PPPs in Infrastructure). — Seoul (Korea), 2009.

23 См.: Luis Vittor J., Samples T.R. Op. cit. P. 2.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье представлен обзор работы Международной конференц-секции «Финансово-правовые механизмы государственного управления в современной России», состоявшейся 20 мая 2024 г. на базе Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства...
Добавлено: 05.07.2024
В статье представлен обзор работы традиционной ежегодной VII Всероссийской научно-практической конференции «Право и экономика: траектория формирования доверия к финансовой системе России», состоявшейся 26 марта 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в городе в Ростове-на-Дону.
Добавлено: 09.06.2024
В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения защиты прав граждан в киберпространстве по законодательству Китая. Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов баланса защиты прав граждан и публичных интересов при использовании личной информации в информационно-телекоммуникационных сетях
Добавлено: 09.06.2024
Автор рассматривает недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела как принцип российского гражданского законодательства. Отмечается, что независимо от того, рассматривать ли частные интересы как принципиально отличающиеся от публичных, или же как их составную часть, частными являются те характеристики...
Добавлено: 26.05.2024
Предмет исследования — документы стратегического планирования, нормативные акты, регулирующие применение новых цифровых технологий в государственном управлении.
Добавлено: 01.02.2024