Статья

Особенности правового регулирования налогообложения в особых экономических зонах в Российской Федерации

Д.А. САВОСИК, аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета Рассмотрены виды налоговых преференций и особенности налогово-правового регулирования в особых экономических зонах для резидентов туристско-рекреационных зон Краснодарского края, Калининградской области, а также резидентов технико-внедренческого типа. Сделан вывод о целесообразности налоговых льгот.

УДК 342.743

Страницы в журнале: 84-86 

 

Д.А. САВОСИК,

аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета

 

Рассмотрены виды налоговых преференций и особенности налогово-правового регулирования в особых экономических зонах для резидентов туристско-рекреационных зон Краснодарского края, Калининградской области, а также резидентов технико-внедренческого типа. Сделан вывод о целесообразности налоговых льгот.

Ключевые слова: особые экономические зоны, промышленно-производственная ОЭЗ, портовая ОЭЗ, технико-внедренческая ОЭЗ, туристско-рекреационная ОЭЗ, налоговые льготы в ОЭЗ.

 

Features of legal regulation of the taxation in SEZ of Russian Federation

 

Savosik D.

 

In article kinds of tax preferences and feature of tax-legal regulation in SEZ for residents of tourist zones of Krasnodar territory, the Kaliningrad region, and also residents technical type are considered. The conclusion about expediency of tax privileges is resulted.

Keywords: special economic zones, industrial-production SEZ, dock SEZ, technical SEZ, tourist-recreation SEZ, tax customs preferences.

 

Одной из мер современной экономической политики России является образование и функционирование на территории страны особых экономических зон (далее — ОЭЗ). «В свете коренных преобразований... а также с учетом провозглашения руководством государства курса на создание конкурентоспособной, инновационной экономики и снижение зависимости от внешнеэкономических факторов важное значение приобретает развитие принципиально новых особых экономических зон на территории Российской Федерации»[1].

В целом ОЭЗ — это один из эффективных инструментов, способствующих углублению процесса взаимодействия национальной экономики и мирового хозяйства, оживлению внешнеэкономической деятельности, ускорению экономического роста, развитию территорий.

С научной точки зрения такие зоны определяют как территории с выгодным географическим положением, наличием достаточной инфраструктуры, на которых устанавливаются особые режимы и механизмы в области таможенного обложения, налогообложения, ценообразования, инвестирования, а также особый валютный режим с целью привлечения в эти районы материальных, финансовых, технологических и трудовых ресурсов[2].

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон) закреплены четыре вида ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

Согласно ст. 36 Закона налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Резидент ОЭЗ в течение пяти лет с момента постановки на учет освобождается от обложения налогом на имущество. По истечении льготного периода налог будет рассчитываться исходя из остаточной стоимости имущества с учетом амортизации. Подобная льгота действует и в отношении земельного налога (ст. 395 НК РФ): его не нужно платить в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Однако эта льгота применяется лишь к тем резидентам ОЭЗ, которые создадут объекты недвижимости и выкупят расположенные под ними земельные участки.

Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ касаются и налога на прибыль организаций. Ускоренная амортизация предусмотрена для резидентов промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ. В отношении основных средств в соответствии со ст. 259 НК РФ к общей норме амортизации такие налогоплательщики могут применять специальный коэффициент, но не выше двух.

Также в рамках ст. 283 НК РФ резидентам промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ предоставлено право перенести убытки предыдущего налогового периода на текущий год, тогда как остальные плательщики имеют право на перенос убытков только в размере 50% налоговой базы.

Помимо этого во всех типах ОЭЗ налогоплательщики могут экономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обычных плательщиков, в соответствии со ст. 262 НК РФ зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации без окончания работ и получения результата в полном размере включают в расходы в период их осуществления стоимость таких исследований. Данное правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в пределах ОЭЗ. Согласно ст. 10 Закона на территории ОЭЗ могут осуществлять предпринимательскую деятельность не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели и коммерческие предприятия — нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

Для резидентов технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ предусмотрены льготы по уплате единого социального налога: действует ставка 14%, тогда как резиденты промышленно-производственной зоны подчиняются общим правилам, предусмотренным налоговым законодательством для всех категорий налогоплательщиков. Кроме того, резиденты технико-внедренческих зон имеют право на использование регрессивной шкалы в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории ОЭЗ (ст. 241 НК РФ).

Так, для резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ в Краснодарском крае предусмотрены следующие налоговые льготы:

— освобождение от налога на имущество организаций в течение пяти лет в соответствии с п. 17 ст. 381 НК РФ;

— освобождение от земельного налога в течение пяти лет в соответствии с п. 9 ст. 395 НК РФ;

— применение в отношении основных средств к основной норме амортизации специального коэффициента, не превышающего 2, в соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ;

— неприменение актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в соответствии со ст. 38 Закона;

— снижение налога на прибыль организаций на 4% в течение пяти лет в соответствии со ст. 7.1 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае»;

— освобождение от уплаты транспортного налога в течение пяти лет в соответствии со ст. 5 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 № 639-КЗ «О транспортном налоге на территории Краснодарского края».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 НК РФ. Налог на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области в течение первых шести лет уплачивается по ставке 0%, а в последующие шесть лет размер подлежащего уплате налога будет уменьшаться на 50%, при этом размеры поступлений в федеральный и региональный бюджеты в долевом соотношении не изменятся.

Говоря об особенностях налогообложения в ОЭЗ в России, следует заметить, что компании платят налоги по льготным ставкам в соответствии с законодательством о налогах и сборах в муниципальный и региональный бюджеты и, как правило, в полном объеме — в федеральный бюджет.

Таким образом, по уровню предоставляемых налоговых льгот новые российские ОЭЗ можно считать одними из самых консервативных в мире.

 

Библиография

1 Стрижов А. Таможенные режимы: особенности уплаты пошлин и налогов // Консультант. 2007. № 13.

2 См.: Молдован А.А. Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. экон. наук. — СПб., 2008. С. 4.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети