Статья

Особенности правового режима Пенсионного фонда Российской Федерации

В.А. УСКОВА, адъюнкт Московского университета МВД России Особенности правового режима функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. от 05.08.2000) и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

В.А. УСКОВА,

адъюнкт Московского университета МВД России

 

 

Особенности правового режима функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. от 05.08.2000) и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

В ходе пенсионной реформы, которая призвана обеспечить надлежащую реализацию конституционного права на государственную пенсию на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования в условиях свободы экономической деятельности, в субъектах Российской Федерации создаются единые пенсионные службы на базе региональных отделений ПФР. Эти службы осуществляют страховые выплаты (финансируют, назначают и выплачивают государственные пенсии) в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования как составной части общей системы обязательного социального страхования, закрепленной Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05.03.2004; далее — Закон об основах соцстрахования), а также назначение и выплату социальных пенсий.

Первоначально единая пенсионная служба была создана в порядке эксперимента на базе отделения ПФР по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий (Постановление Президиума ВС РФ от 06.07.1992 № 3209-1). В 1993 году результаты эксперимента были одобрены и было решено подготовить предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение ВС РФ. К моменту издания Указа Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» единые пенсионные службы были образованы в 24 субъектах Российской Федерации.

Образование и деятельность единых региональных пенсионных служб и ПФР в качестве организационной системы единой пенсионной службы легитимированы как на уровне субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие нормативные акты, так и на федеральном уровне.

С 1993 года в федеральных законах об исполнении бюджета ПФР за соответствующий год и о бюджете ПФР отдельной строкой указывались расходы на содержание органов ПФР из средств его бюджета, а также расходы на содержание единых пенсионных служб, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации. Из норм указанных законов, статей 7, 10, 13 и 31 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (в ред. от 09.05.2005; далее — Закон об учете) и статей 3—6, п. 2 ст. 11, статей 13 и 16, п. 3 ст. 19, ст. 22 и п. 1 ст. 27 Закона об основах соцстрахования, распространяющегося и на обязательное (государственное) пенсионное страхование, следует, что в отношении трудовых пенсий, которые назначаются и выплачиваются в рамках такой важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, как обязательное (государственное) пенсионное страхование, ПФР в силу положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, по сути, выполняет функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий.

Следовательно, ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1 ст. 45, пунктов «в» и «ж» ст. 71, пункта «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78, ст. 110, пунктов «в», «г», «е» ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции РФ, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Основными функциями ПФР как государственного финансово-кредитного учреждения являются:

1) осуществление государственного управления финансами пенсионного обеспечения;

2) обеспечение формирования и функционирования системы (государственного и частного) пенсионного страхования в Российской Федерации.

ПФР является юридическим лицом (самостоятельным финансово-кредитным учреждением), имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием учреждения и выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 27.03.2006) координация деятельности ПФР возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

ПФР обеспечивает:

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом об учете, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

· изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение  предложений по ее совершенствованию;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

· проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Кроме того, ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет:

1) поступлений в рамках единого социального налога;

2) ассигнований из бюджетов Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

4) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5) доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Собранные средства ПФР направляются, в частности, на следующие цели:

1) на выплату государственных пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

2) на выплату пособий по уходу за ребенком;

3) на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Отчеты об исполнении бюджета ПФР утверждаются в виде федеральных законов

ежегодно, хотя и с некоторым запаздыванием. Например, итоги исполнения бюджета ПФР за 2002 год были утверждены только в 2004 году.

Необходимо сказать об органах управления ПФР. Руководство осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, управляющие 12 отделениями ПФР, а также могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда; определяет перспективные и текущие задачи ПФР; утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и др.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Порядок проведения аудита ПФР установлен Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 № 667.

Предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, а также ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024