Статья

Особенности признания несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в Российской Федерации

Кредитные организации сегодня являются одной из неотъемлемых составляющих, обеспечивающих эффективное функционирование мировой экономики. Как следствие, международная и российская кредитно-банковские системы одними из первых и, возможно, в наибольшей мере испытали на себе тяжесть нынешнего финансового кризиса. Все это, с одной стороны, создает объективные предпосылки для существенного роста числа признаний несостоятельности (банкротств) кредитных организаций, а с другой — требует знания и учета особенностей и специфики процесса признания банкротами организаций данного типа.

УДК 347.736
 
О.М. СВИРИДЕНКО,
кандидат юридических наук, председатель Арбитражного суда г. Москвы
 
Кредитные организации сегодня являются одной из неотъемлемых составляющих, обеспечивающих эффективное функционирование мировой экономики. Как следствие, международная и российская кредитно-банковские системы одними из первых и, возможно, в наибольшей мере испытали на себе тяжесть нынешнего финансового кризиса.
Все это, с одной стороны, создает объективные предпосылки для существенного роста числа признаний несостоятельности (банкротств) кредитных организаций, а с другой — требует знания и учета особенностей и специфики процесса признания банкротами организаций данного типа.
 
Specifics of declaring credits organizations bankruptcy in Russian Federation
O.M. Sviridenko
Credit organizations (banks) are being one of the integral part of global economical system today.  During last yer, international and Russian banking system suffered the most heavy consequences of global financial crisis.  Thereby there is a very high risk of dramatically increasing amount of declaring bankruptcy among credit organizations.  In this situation, acquirements about specific of declaring credits organizations bankruptcy in Russian Federation becomes one of the most important knowledge today.
 
Сегодня, в условиях продолжающегося финансового кризиса, несостоятельность (банкротство) кредитных организаций и банков постепенно становится одной из основных проблем современной российской  экономики. И хотя по итогам 2008 года арбитражными судами не было зафиксировано сколь-нибудь значимого всплеска количества дел о банкротстве, существуют объективные предпосылки значительного роста численности подобных дел в текущем году.
Особенно это касается кредитных организаций и банковского сектора, перспективы развития которого вызывают наибольшие опасения специалистов. Так, по оценкам экспертов, к концу 2009 года число кредитных организаций в России может серьезно сократиться: из существующих на сегодня чуть более 1100 банков в зоне потенциального риска находятся от 30 до 60% банков. Среди факторов, оказывающих негативное влияние на банковскую систему, называют, в частности, ухудшение качества банковского кредитования, рост объемов невозвратов выданных ранее кредитов, а также ухудшение материального положения населения и снижение доходности бизнеса.
Представители Банка России, в свою очередь, полагают, что говорить о сотнях банкротств банков преждевременно, однако отмечают, что к подобным процессам готовиться необходимо.
Таким образом, принимая во внимание особое значение банковской системы для обеспечения эффективного функционирования экономики страны, а также исходя из актуального состояния банковско-финансового сектора,   необходимо уделить повышенное внимание специфике и особенностям процесса признания несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Особенности законодательного регулиро-вания процедуры банкротства. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее —  Закон о банкротстве) с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 11 января 2009 г., относит кредитные организации наряду со страховыми организациями, а также с профессиональными участниками рынка ценных бумаг к числу финансовых организаций (§ 4 гл. IX), а также определяет особенности несостоятельности (банкротства) данных организаций. В то же время ст. 180 определяет, что к отношениям, связанным с банкротством указанных субъектов, Закон о банкротстве применяется в части, не урегулированной законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.
Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что, в отличие от большинства других коммерческих организаций, кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.
Поэтому в случае банкротства кредитной организации возникающие в связи с этим отношения регулируются Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций» (далее —  Закон о банкротстве кредитных организаций), и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве.
Несостоятельность (банкротство) кредитной организации. Необходимо отметить, что под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом неспособность этой организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Важной новеллой Закона о банкротстве кредитных организаций является расширение понятия обязательных платежей. Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств  перед кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее тысячекратного минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве).
Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.
Причинами отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т. д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990  № 395-1 «О банках и банковской деятельности», является закрытым.
Соответствующие лица могут направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при наступлении признаков ее банкротства, приложив к заявлению документы, доказывающие наличие неисполненных денежных обязательств у кредитной организации и обязанности по уплате обязательных платежей. В случае непоступления в течение
2 месяцев ответа от Банка России указанные лица могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
В соответствии с действующими нормами Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
— достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%. К слову, в ряде стран норматив достаточности капитала банков по сравнению с Российской Федерацией  является существенно более высоким. Так, в Индии и Южной Корее он составляет 10%, в Бразилии — 11, в Польше и на Украине — 15%[1];
— размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
— кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении
в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
— кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, составляющие в совокупности не менее тысячекратного МРОТ.
Предупреждение банкротств кредитных организаций. В настоящее время в законодательстве четко прослеживается тенденция к повышению роли Банка России при осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Так, законом на кредитные организации налагается ряд ранее не предусмотренных обязанностей.
В частности, кредитная организация должна со дня возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства предварительно уведомить Банк России о собраниях (заседаниях) ее органов управления, с тем чтобы Банк России своим решением мог направить наблюдателя для участия в заседании. Наблюдатель участвует в собраниях (заседаниях) органов управления кредитной организации без права голоса, однако ему предоставлено право знакомиться с материалами и документами, рассматриваемыми в заседании.
Кроме того, кредитная организация обязана сообщать Банку России о ряде сделок в 5-дневный срок со дня их совершения. Речь идет о сделках с заинтересованными или аффилированными лицами; сделках по распоряжению имуществом на сумму свыше 1% балансовой стоимости имущества кредитной организации; сделках, связанных с созданием юридических лиц или приобретением прав участия в действующих юридических лицах.
Следует заметить, что законодатель устанавливает особенности применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению ее банкротства[2].
В законодательстве перечислены случаи, при наступлении которых кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства кредитной организации, а именно:
— неоднократное неудовлетворение банком на протяжении последних 6 месяцев требований кредиторов по денежным обязательствам или неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до 3 дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счете банка;
— допущение кредитной организацией абсолютного снижения величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
— нарушение норматива текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10% и т. д.
Согласно действующему российскому законодательству, до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
— финансовое оздоровление;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
— реорганизация кредитной организации[3].
Финансовое оздоровление. При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы;  во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.
В этих целях могут осуществляться разнообразные меры: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации и т. д. Так, финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Банка России, путем предоставления поручительств, банковских гарантий по кредитам для кредитной организации либо отсрочки или рассрочки платежа и т. д. Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться путем либо изменения состава и численности сотрудников кредитной организации, либо изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений банка.
Временная администрация. В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией — временную администрацию[4],  которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка. Так, временная администрация может быть назначена:
— если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счетах;
— если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
— если имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и т. д.
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация вправе выполнять различные функции: обследование кредитной организации, установление наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контроль за их реализацией, контроль за распоряжением имуществом и принятием мер по его сохранению.
Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев. Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, то временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление ею банковских операций.
Вместе с тем возможен и иной результат деятельности временной администрации: устранение причин, послуживших основанием для ее назначения. Эта ситуация является исходной для восстановления полномочий исполнительных органов кредитной организации.
Реорганизация кредитной организации является еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации. Эта мера может вводиться:
— если кредитная организация допускает снижение  собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из нормативов, установленных Банком России;
— если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% и т. д.
Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации[5].
Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.
Новеллы в области процедуры конкурсного управления. Важной новеллой действующего законодательства в этой сфере является введение новой системы конкурсного управления. Ранее существовавшая система показала ограниченность возможностей арбитражных управляющих — индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций. В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»[6](далее — Агентство),  либо аккредитованное Банком России физическое лицо.
Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: воервых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.
Интересно, что в зарубежном законодательстве важную роль в организации процесса воздействия на банки играют системы депозитарного страхования. Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям.
Согласно действующему российскому законодательству, в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных средств.
Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и другие процедуры регулируются Положением ЦБ РФ от 14.12.2004  № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций».
Убытки, причиненные таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества и обязательного страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.
Порядок установления требований конкурсных кредиторов в рамках конкурсного производства обладает определенными особенностями: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: по сравнению с  общим порядком, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными.
Кроме того, имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003
№ 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», относятся к первой очереди[7].  Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.
После начала расчетов с кредиторами первой очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.
После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий не позднее 6 месяцев со дня открытия конкурсного производства должен подготовить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной организации, отражающий все изменения активов и пассивов, перечень предъявленных кредиторами требований и т. д. В настоящее время действует Положение ЦБ РФ от 04.10.2000 № 125-П «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России».
 
Библиография
1 См. письмо ЦБ РФ от 23.10.2002  № 141-Т «О минимальном значении размера уставного капитала, определяемого в целях применения пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”» (документ официально опубликован не был).
2 См. п. 1.1 Инструкции ЦБ РФ от 12.07.1999  № 84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». В ранее действовавшем законодательстве России существовала такая процедура, как реструктуризация кредитной организации, под которой понимался комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. В постановлении КС РФ от 03.07.2001  № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в связи с жалобами ряда граждан» было указано, что реструктуризация кредитных организаций не является процедурой банкротства. Это специальная внесудебная процедура, направленная на восстановление платежеспособности кредитной организации, причем решение о ликвидации кредитной организации принимается только в случае, если будет установлена невозможность ее финансового оздоровления. В настоящее время Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» признан утратившим силу, а государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» ликвидирована.
3 Инструкция ЦБ РФ от 11.11.2005 № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)  кредитных организаций».
4 См. п. 3.1 Положения ЦБ РФ от 26.11.2003 № 241-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
5 См.: Положение ЦБ РФ от 04.07.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения».
6 Концепция деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принята решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» 21.11.2004).
7 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024