Статья

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Азербайджанской Республики

И.В. ВЕЛИЕВ, кандидат юридических наук Кадровая политика любого государственного учреждения является бесспорным залогом и гарантией стабильности и функциональности данной организации. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом государственной службы, а прокурорские работники, т. е. прокуроры, следователи, другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинское звание) по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы[1].

И.В. ВЕЛИЕВ,

кандидат юридических наук

 

Кадровая политика любого государственного учреждения является бесспорным залогом и гарантией стабильности и функциональности данной организации.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом государственной службы, а прокурорские работники, т. е. прокуроры, следователи, другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинское звание) по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы[1].

Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством.

Управление кадрами в прокуратуре определяется прежде всего существующей структурой построения системы органов прокуратуры, состоящей, как правило, из трех звеньев или трех уровней, единством и централизацией построения этой системы, подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим[2].

В Азербайджанской Республике именно национальные и международные аспекты обеспечения законности средствами и методами прокурорских полномочий определяют кадровую политику в системе прокуратуры. Будучи генератором демократического обновления прокуратуры, эта политика призвана укреплять кадровое ядро всех её звеньев высококвалифицированными специалистами, обеспечивать преемственность кадрового состава, осуществлять пополнение молодыми кадрами, способствовать продвижению достойной молодежи на руководящие посты, создавать оптимальные материальные и духовно-нравственные условия для служебного, творческого роста кадров.

Законом «О прокуратуре»[3] предусмотрено, что прокурором, следователем прокуратуры могут быть граждане Азербайджана, имеющие:

1. высшее юридическое образование;

2. обладающие правом участия в выборах;

3. необходимыми профессиональными качествами для исполнения этих обязанностей.

Прокурор или следователь не вправе занимать никакой выборной должности или должности другого назначения, не может заниматься предпринимательской, коммерческой и другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой, а также политической деятельностью и состоять в политических партиях. Лица с двойным гражданством или имеющие обязательства перед другими государствами, недееспособные либо ограниченная дееспособность которых подтверждена судом, не способные на основании медицинского заключения исполнять обязанности прокурора или следователя прокуратуры в силу своих физических и умственных недостатков, подверженные алкоголизму, наркомании, токсикомании и другим тяжелым заболеваниям, ранее осужденные, а также в отношении которых уголовное дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям, ранее освобожденные от должности за допущенные грубые нарушения или действия, не совместимые с должностью прокурора и следователя, а также религиозные деятели на работу в прокуратуру не принимаются.

Согласно Стандартам по профессиональной ответственности, основным правам и обязанностям прокуроров, принятым Международной ассоциацией прокуроров 23 апреля 1999 года, прокурорами могут быть лица, отличающиеся профессионализмом, сохраняющие честь и достоинство профессии, соблюдающие закон, профессиональную этику и правила профессиональной деятельности, почтительные и внимательные, в совершенстве знающие законодательство и постоянно следящие за его развитием, стремящиеся быть стойкими, независимыми и беспристрастными, служащие интересам общества и их защищающие, уважающие и поддерживающие универсальную концепцию о достоинстве и правах человека.

В связи с задачами, выдвинутыми Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым во время встречи с руководящими работниками органов прокуратуры 26 апреля 2000 года, вопрос формирования кадрового корпуса прокуратуры в соответствии с новыми требованиями стал первостепенным. Особое внимание уделяется разумному сочетанию опытных и молодых специалистов, выдвижению на руководящие должности инициативных, обладающих организаторскими способностями, имеющих хорошую профессиональную подготовку. В результате этих мер были вновь укомплектованы более 70% кадрового состава Генеральной прокуратуры, в том числе обновлены руководители всех структурных подразделений, более 40 работников прокуратуры впервые были назначены районными, городскими и военными территориальными прокурорами.

О высоком уровне подготовки прокурорских кадров говорят и такие цифры: часть работников прокуратуры (36 человек) конкурснам путем получили судейские назначения, другие (более 20) были назначены на ответственные должности в органах центральной исполнительной власти, в том числе Министерств юстиции и налогов. Один работник прокуратуры был избран членом Конституционного Суда. Все это не может не говорить о значительной правовой подготовке и огромном опыте сотрудников прокуратуры, чьей карьере был дан подобный ход.

Важным условием правильного формирования корпуса прокуроров и следователей является проведение приема на работу в органы прокуратуры в соответствии с демократическими принципами и международными стандартами с применением прозрачных процедур. Соблюдая эти условия, определенные в Законе «О прохождении службы в органах прокуратуры»[4], и в соответствии с утвержденным главой страны положением «О правилах проведения конкурса с кандидатами для приема на работу в прокуратуру», в сентябре 2002 года прием в органы прокуратуры впервые осуществлялся на основании конкурса по тестовым экзаменам с участием представителей Совета Управления государственной службой и Судебно-правового Совета при Президенте Азербайджанской Республики, ООН, Совета Европы, Ассоциации американских юристов, Форума национальных неправительственных организаций, посольств США, Великобритании, Германии, Франции и Италии в Азербайджане, Немецкого общества по техническому сотрудничеству, Института открытого общества — фонда содействия (SOROS), а также других государственных и негосударственных организаций, средств массовой информации. Из 283 претендентов, участвовавших в конкурсе, на вакантные штатные единицы были выбраны 60 самых достойных, набравших высокие баллы лиц, средний возраст которых составлял 25 лет, а 17 из них являлись лицами, окончившими высшие учебные заведения с отличием. В апреле 2003 года в том же порядке был произведен прием в органы прокуратуры по Нахичеванской Автономной Республике.

Сейчас лица, впервые принимаемые на работу в прокуратуру, после успешного прохождения конкурса в соответствии с установленными законом правилами должны пройти годичную стажировку, после чего в зависимости от результатов проводимой со стажерами аттестации, решаются вопросы назначения их на должности с испытательным сроком в один год. По завершении испытательного срока вновь прошедшие аттестацию принимаются на постоянную службу в прокуратуру и назначаются на должности[5].

В соответствии с положениями Закона «О прохождении службы в органах прокуратуры», предусматривающим право работника прокуратуры на выдвижение в должности и перевода на другую должность. Начиная с июля 2001 года, то есть с момента вступления этого закона в силу, выдвижение в должности в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с девятью классификациями с учетом срока нахождения в каждой должности по классификации (за исключением назначений на должности Генерального прокурора, его заместителей и прокурора Нахичеванской Автономной Республики, относящиеся к первой и второй классификациям), деловитости, уровня профессионализма, результатов труда, моральных качеств, а при переводе на равнозначную должность — семейного положения, состояния здоровья, возраста и других обстоятельств.

В определении соответствия профессионального уровня работников прокуратуры занимаемой должности, правильном подборе, расстановке и воспитании кадров, повышении их профессиональной подготовки и чувства ответственности, а также в усилении служебной дисциплины широко используется проведение их аттестации. В то же время аттестация считается реальным средством очищения органов прокуратуры от безответственных, профессионально и морально непригодных работников, создания резерва кадров.

Существенным образом обновлена система подготовки и повышения квалификации прокуроров и следователей. Общая направленность её реформирования заключается в адаптации работников к динамичным социально-правовым преобразованиям и новому законодательству. При этом в целях обеспечения высокого уровня профессионализма прокурорско-следственных работников более действенно используется единая система повышения квалификации, включающая учебу, семинары и научно-практические конференции, стажировки в структурных подразделениях и кабинете криминалистики центрального аппарата. При этом первостепенное значение уделяется применению законов, проверке их исполнения, а также изучению методов следствия по тяжким и особо тяжким преступлениям против личности, общественной безопасности и общественного порядка, в сфере экономики, борьбе с организованной преступностью, вызывающей негативный общественный резонанс и социальную напряженность. Помимо этого на основании специального приказа один день каждой недели все работники прокуратуры в определенные учебные часы, организованно повышают свои знания и профессионализм в структурных подразделениях, в которых работают.

Следует также отметить, что параллельно в органах прокуратуры интенсивно ведутся работы по приведению условий труда и учебы в соответствие с современными требованиями[6].

Значительные положительные изменения произошли и в правовой, социальной, судебной защите и материальном обеспечении работников прокуратуры. Дело в том, что они независимы в своей служебной деятельности и не могут быть отстранены, освобождены от занимаемой должности или уволены из прокуратуры, за исключением случаев и порядка, предусмотренных Законом «О прокуратуре». Препятствование исполнению работником прокуратуры своих служебных обязанностей, унижение его чести и достоинства, угрозы, оказание сопротивления и применение силы, покушение на жизнь, здоровье и имущество его и членов его семьи влекут за собой предусмотренную законодательством ответственность. Их права на обращение в суд в целях защиты своих прав и свобод предусмотрены в законе, а материальная и социальная защита осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для судей, а также Законом «О прохождении службы в органах прокуратуры». На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяются, кроме того, пенсионный, медицинский и другие виды материального и социального обеспечения, установленные законами Азербайджанской Республики для военнослужащих.

С целью обеспечения государственной защиты прокуроров и следователей, выполняющих функции, которые могут быть причиной покушений на их безопасность, а также создания необходимых условий для осуществления правосудия, борьбы с преступностью закон от 11 декабря 1998 года «О государственной защите работников судебных и правоохранительных органов» определил систему мероприятий по государственной защите жизни, здоровья, жилища и имущества прокуроров и следователей и их близких родственников. За исключением случаев задержания на месте преступления, арест в административном порядке, привод, задержание, привлечение к уголовной ответственности, арест в порядке уголовного судопроизводства, обыск в квартире, транспортном средстве, на рабочем месте и личный обыск, прослушивание разговоров по телефону и другим средствам работников прокуратуры Азербайджанской Республики не могут быть осуществлены без согласия председателя Верховного Суда на основании обращения Генерального прокурора, а уголовное дело в отношении них может возбудить только Генеральный прокурор и оно должно быть расследовано только в Генеральной прокуратуре. В связи с неприкосновенностью Генерального прокурора закон определил более серьезные гарантии.

Решающим условием роста доверия населения к прокуратуре, усиления её авторитета и престижа является живая и повседневная практика общения граждан с прокурорами и следователями, их умение и желание реализовать требования законов и оправдать ожидания населения. В этой связи огромное значение имеют открытость прокуратуры гражданскому обществу, прозрачность ее политики и практических действий в области борьбы с преступностью и нарушениями законности. Поэтому меры, принимаемые в этой области, были направлены на выход из ограниченных процессуальных рамок дозирования служебной информации на широкое поле информационной свободы, установление долговременной информационной политики, предусматривающей расширение связей всех её звеньев со структурами гражданского общества и средствами массовой информации.

В основе стратегии открытости и публичности стоит информация о состоянии законности и правопорядка, предотвращении деятельности организованных преступных групп и других тяжких, особо тяжких преступлений, уголовных преследованиях, начатых по преступлениям, вызвавшим большой общественный резонанс, об их ходе и результатах судебного рассмотрения и вынесенных приговорах, прокурорских проверках, обнаруживших грубые правонарушения, возмещении ущерба, причиненного государственным интересам, а также отдельным гражданам, и о других вопросах. В то же время повышено внимание к своевременному реагированию к событиям, анализу результатов обратной связи для корректировки планов и программ борьбы с правонарушениями. Система взаимодействия с населением обрела устойчивый, целенаправленный и плановый характер и она рассматривается в качестве важного компонента деятельности прокуратуры. Это система предусматривает использование различных информационных форм, в том числе встреч за круглым столом, с информационными агентствами, журналистами и интеллигенцией, а также проведение пресс-конференций, открытых дискуссий в печати и на телевидении с участием ведущих должностных лиц прокуратуры и другие мероприятия, которые успешно применяются.

Эти мероприятия укрепили авторитет прокуратуры, повысили степень доверия к ней. Такой диалог позволил не только предметно показывать общественности роль прокуратуры в обеспечении защиты интересов человека и государства, укрепление режима законности и правопорядка, но и реально влиять на формирование общественного мнения о её деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к законам и предупреждению правонарушений.

Необходимо отдельно оговорить вопросы правовой и социальной защиты работников прокуратуры Азербайджанской Республики. В соответствии со ст. 36 Закона «О Прокуратуре» работник прокуратуры независим в своей служебной деятельности и не может быть отстранен, освобожден от занимаемой должности или исключен из прокуратуры, за исключением случаев и порядка, предусмотренных Законом о Прокуратуре. Препятствование исполнению работником прокуратуры своих служебных обязанностей, унижение его чести и достоинства, угрозы, оказание сопротивления и применение силы, покушение на жизнь, здоровье и имущество его и членов его семьи влекут за собой предусмотренную законодательством Азербайджанской Республики ответственность.

Согласно положений закона о Прокуратуре работники прокуратуры в установленном законодательством порядке обладают правом хранения и ношения огнестрельного оружия.

В целях защиты своих прав и свобод работник прокуратуры имеет право обратиться в суд.

Интересен тот факт, что материальная и социальная защита работников прокуратуры осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для судей. На военнослужащих органов Военной прокуратуры распространяются кроме того пенсии, медицинское и другие виды материального и социального обеспечения, установленные законами Азербайджанской Республики для военнослужащих.

Финансирование прокуратуры осуществляется за счет средств государственного бюджета Азербайджана. Капитальный ремонт и другие вопросы снабжения могут осуществляться и за счет местных бюджетов.

Материально-техническое обеспечение прокуратуры осуществляется в централизованном порядке.

Земельный участок, здания, строения и сооружения, где расположена прокуратура, а также движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет государственного бюджета, считаются государственной собственностью.

Органы военной прокуратуры оснащаются материально-техническими средствами, служебными зданиями, транспортными средствами и средствами связи, а также другими видами обеспечения Министерством обороны Азербайджанской Республики и командованием видов войск, воинскими соединениями, кроме того обеспечиваются охраной служебных зданий.

При обеспечении возмещения причиненного государству ущерба во время предварительного следствия по расследуемым в прокуратуре уголовным делам установленная законодательством часть выплаченной после приговора суда суммы может быть направлена на укрепление материально-технической базы прокуратуры и материальное поощрение работников.

Если говорить об ответственности работников прокуратуры, то следует отметить, что работник прокуратуры, совершивший преступление, несет ответственность на общих основаниях.

Арест, препровождение, задержание, привлечение к уголовной ответственности, взятие под стражу работников прокуратуры Азербайджанской Республики в административном порядке, проведение обыска в их квартире, транспортном средстве, на месте работы и личного обыска, прослушивание их разговоров по телефону и с помощью других средств не могут быть осуществлены без согласия председателя Верховного суда Азербайджанской Республики на основании обращения генерального прокурора Азербайджанской Республики, за исключением случаев задержания на месте преступления. В этом случае председателю Верховного суда немедленно передается информация и предоставляются соответствующие документы.

Те же действия относительно неприкосновенности генерального прокурора Азербайджанской Республики не могут быть осуществлены без согласия пленума Верховного суда Азербайджанской Республики. Задержанные, арестованные или осужденные работники прокуратуры содержатся отдельно от других лиц. Уголовное дело против работника прокуратуры возбуждает только генеральный прокурор Азербайджанской Республики, и следствие по уголовному делу ведется в Генеральной прокуратуре Азербайджанской Республики.

В период следствия по уголовному делу, возбужденному против работника прокуратуры, до принятия заключительного решения работник прокуратуры в установленном порядке освобождается от должности генеральным прокурором Азербайджанской Республики. При вынесении в отношении работника прокуратуры оправдательного приговора либо прекращении исполнения уголовного дела на оправдательных основаниях, его полномочия восстанавливаются.

За нарушение служебной дисциплины в отношении работника прокуратуры может быть применено одно из следующих административных взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- перевод на более низкую должность;

- понижение специального звания;

- освобождение от должности (в этом случае работник прокуратуры в течение трех месяцев может находиться в распоряжении, если в течение этого времени не появятся основания для исключения его из органов прокуратуры, он назначается на должность в органах прокуратуры);

- исключение из органов прокуратуры;

- исключение из органов прокуратуры с лишением специального звания.

Правила привлечения работников Прокуратуры к дисциплинарной ответственности устанавливаются Законом Азербайджанской Республики «О прохождении службы в органах прокуратуры».

Привлечение военных прокуроров и следователей к дисциплинарной ответственности регулируется настоящим Законом, «Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Азербайджанской Республики» и другими законами.

В заключении можно сказать, что в настоящее время сложности правозащитной деятельности прокуратуры, можно разделить на две группы. Первая группа — проблемы внутренней организации, а именно кадровые проблемы и нехватка вспомогательных материально-технических средств; вторая группа — вопросы внешней организации: в основном проблемы пересечения полномочий с ведомственными контрольными органами, а также вопросы определения статуса прокурора в системе субъектов, участвующих в осуществлении правосудия. Вопрос качественной кадровой политики, наиболее актуален, поскольку нехватка профессиональных кадров в значительной степени оставляет незащищенными права и свобода граждан.

 

Библиография

1 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова — М., 2005. С. 147.

2 Прокурорский надзор в Российской Федерации: Практикум. — М., 2001. С. 42.

3 Собрание законодательства Азербайджанской Республики 1999 года. № 12. Ст. 688.

4 Закон Азербайджанской Республики от 29.06.2001 «О прохождении службы в органах прокуратуры» (с измен. и доп.от 15.11.2001 и 22.11.2002).

5 Закон Азербайджанской Республики от 07.12.1999 «О прокуратуре» (с измен. и доп. от 05.07.2000 и 02.07.2002).

6 См.: Приказ Генерального прокурора от 28.12.2001 «Об усовершенствовании работы по теоретической и профессиональной подготовке работников прокуратуры».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024