УДК 340.0 +340.141 (479.24)
Страницы в журнале: 157-159
Т.Р. АЛИЕВ,
специалист отдела по внеучебной работе и социальным вопросам кафедры гражданского права и процесса Тувинского государственного университета
Исследуются источники древнего права Азербайджана. Рассматриваются разделы священной книги зороастризма — Авесты, являющейся важным источником развития права Азербайджана. Исследуются и критикуются разделы о праве собственности и контрактах.
Ключевые слова: Авеста, право собственности, Агура-Мазда, «Вендидад».
Features of the development of customary law: sources of the ancient law of Azerbaijan
Aliev T.
This paper investigates the sources of the ancient law of Azerbaijan. The author proposes to disassemble parts of the sacred book of zoroastrianism — Avesta, as it is an important source of law in Azerbaijan. The study was reviewed and criticized sections of the right of ownership, types of contracts.
Keywords: Avesta, law of property, Agura-Мazda, “Vеndidad”.
Для изучения обычного права огромное значение имеют мифы, легенды и народный фольклор. Традиции племен, проживающих на территории Азербайджана, являлись первым источником права, а после образования государств наряду с традициями важную роль в возникновении права сыграли шахские указы и распоряжения и другие правовые документы того времени. Несомненно, Законы Хаммурапи тоже повлияли на развитие права древних государств Азербайджана.
Крупнейшим историческим памятником древней культуры азербайджанского народа является Авеста, представляющая собой собрание священных книг зороастризма — религии древних племен, населявших территорию Азербайджана, стран Ближнего и Среднего Востока. Родиной Авесты считается Мидия, а сама Авеста — произведением древнеазербайджанской литературы. Основоположником зороастризма являлся Спитак Спитама (VI в. до н. э.), по происхождению мидянин, выступивший в роли пророка Заратуштры. Первоначально Авеста состояла из множества книг (насков), до нас же дошли всего три: «Вендидад», «Ясна», «Висперед». Дополнения, сделанные к Авесте после Заратуштры, получили название Младшей Авесты.
Авеста является важным источником познания общественного и политического строя, правовых институтов в странах Ближнего и Среднего Востока. В ней яркое отражение получили религиозные, нравственные, политические и правовые мировоззренческие представления людей того времени.
Согласно учению Заратуштры в мире существуют два начала: доброе — Ормузд (Агура-Мазда) и злое — Ахриман (Ангра-Манью), — между которыми происходит постоянная борьба, проявляющаяся в войне Заратуштры и его последователей-маздаистов с враждебными силами — сектантами (представленными в Авесте Ангра-Манью), сеющими зло, насилие, проповедующими противоположные маздаизму идеи, законы.
Заратуштра объявляет Агура-Мазду верховным и единым богом, введя тем самым единобожие вместо существовавшего многобожия.
Законы Мазды, в отличие от более позднего зороастризма, являются выражением демократической идеологии, интересов крестьян-общинников и трудящихся слоев общества. В некоторых параграфах «Ясны» Заратуштра объявляется защитником бедных (Ясна, XXXV, 5).
Основа этики зороастризма выражается в трех принципах: Добрая мысль, Доброе слово, Доброе дело. Наивысшим моральным принципом зороастризм считает подчинение священному закону, праведному порядку, воплощенному в лице Аши.
Авеста содержит проповеди просветительских идей, просвещенного, мудрого монарха. Просвещение здесь совпадает со знанием законов Мазды, на основе которых должна была строиться общественная жизнь. Знание законов Мазды составляло непосредственную обязанность сословия жрецов. Однако Заратуштра предписывает изучать законы Мазды и другим сословиям для руководства ими в жизни и в борьбе со злом. Более того, Заратуштра устанавливает правила изучения законов Мазды, чтобы стать мудрым, и учит применению маздаистских законов. О проповеди просветительства свидетельствует и то обстоятельство, что по Авесте первый человек и первый царь Има является мудрым, управляющим страной на основе разума, справедливости, законов Мазды. Агура-Мазда подробно регламентирует все, что должен сделать Има на земле, чтобы создать царство счастья. «И эти люди, — заключает Агура-Мазда, — живут самой счастливой жизнью ввара, которую создал Има» (Вендидад, II, 136).
Наиболее полную картину об общественном строе и правовых институтах создает «Вендидад» (законы против дэвов). «Вендидад» состоит из собрания законов, представляющих диалог между Агура-Маздой и Зороастром. Зороастрийское учение призывает к поклонению религии, занятию земледелием, созданию семьи, труду. В «Вендидаде» содержится информация об общественном строе и структуре правовых институтов.
«Вендидад» различает четыре сословия: жрецов (атраван), воинов, земледельцев, ремесленников. Рабы не выделены в самостоятельное сословие, однако о них в «Вендидаде» упоминается. Значительное место в «Вендидаде» занимают вопросы гражданского права (виды контрактов, формы их заключения, ответственность за нарушение договора и др.), семейно-брачных отношений, преступления и наказания.
«Вендидад» предусматривал следующие виды заключения контрактов: на предмет минимальной стоимости (устно (вербально)), большой ценности (рукопожатием (реально)), ценности одной головы скота, стоимости одного упряжного животного, стоимости одного человека, стоимости земли.
При нарушении договора определялись пути по его устранению и возмещению причиненного ущерба. Если нарушался первый вид договора, то заключение второго вида договора устраняло нарушение, или договор об одном упряжном животном мог заменить нарушенный договор об одной голове скота.
В «Вендидаде» за нарушение договора путем обмана личности и использования доверия предусматривалась ответственность близких родственников виновного, например: близкие родственники человека, нарушившего устный договор, должны были покаяться 300 раз, а близкие родственники человека, нарушившего договор, заключенный рукопожатием, должны были покаяться 600 раз. За обман при заключении договора применялись различные виды наказаний, в частности, за обман при заключении устного договора — 300 ударов шипами или плетью, за обман при заключении договора рукопожатием — 600 ударов шипами и 600 ударов плетью.
В Авесте залог и поручительство были средствами обеспечения долга. Ручающийся, пользуясь правом регресса, мог предъявить встречный иск основному должнику. После того как основной должник из-за долга делал заклад, возникало поручительство. В законах ахеменидов из-за долга предусматривалось рабство. В документе, написанном во время правления Дары I, говорилось, что можно завладеть хлебными участками, сыновьями и дочерьми того, кто не смог в указанное в договоре время заплатить долг. Для того чтобы защитить от эвекции объекты договоров, заключенных при участии сатрапа и подтвержденных его печатью, в особом пункте документа указывалось, что если продавец не сможет доказать принадлежность ему предмета, то он должен заплатить за него двойную цену.
В 22 разделах (фаргадах) «Вендидада» предусмотрены виды преступлений (против законов Мазды, религиозных ритуалов, сил природы, животных и др.), регламентированы наказания для человека и животных (которые рассматриваются как равнозначные субъекты преступления), установлена ответственность за причиненный вред и др.
Касаясь семейно-брачных отношений, «Вендидад» говорит о необходимости создания семьи и рождения детей, относя это к порождению добра. Предпочтение отдается человеку женатому, отцу семейства. «Вендидад» устанавливает 15-летний брачный возраст и допускает кровосмешение, предписывает выдавать девушек замуж и соблюдать супружескую верность, предусматривает кару за нарушение супружеской верности. О почитании женщин свидетельствует то, что в «Яштах» приводятся женские имена, увековечившие мудрость, ум, святость их носительниц. Высказывания этих женщин цитировались в публичных выступлениях, наряду с Заратуштрой.
В разделах «Вендидада» предусмотрены положения: о дарах земледелия (разд. III); об обрядах захоронения и наказаниях за нарушение этих обрядов, о поступках Агура-Мазды, о величии закона против людоедов, об обряде очищения женщины после родов (разд. V); об обязательствах родственников маздакита после его смерти, о 10 степенях родства, об обрядах и обязанностях родственников каждой степени (разд. XII); о религии и наказаниях за действия, направленные против нравственности, об обязанностях отцов (разд. XV); об истинных маздакитах и самозванцах, о том, что их союз является преступлением (разд. XVIII), и др.
Зороастризм оказал огромное влияние на развитие правовых институтов азербайджанского народа. Например, в древних государствах Азербайджана существовали достаточно развитые правовые нормы, регулирующие общественные отношения, право собственности определяло собственника как полноправного владельца его движимого и недвижимого имущества, владелец собственности мог полностью распоряжаться ею, мог подарить ее или передать во временное пользование.
Авеста закрепила множество правовых указаний о приобретении, сохранении и потере собственности. В случае лишения собственника прав на пользование и распоряжение землей по причинам, не зависящим от его воли, по закону возникало право на требование восстановления права собственности. В описываемый период земельные формы собственности регулировались рабовладельческими общественными отношениями. Государь был единственным, кто обладал правом распоряжения землями, входящими в состав территории государства (плодородные земли входили в собственность шаха). Земли в виде больших поместий раздавались членам шахской семьи, знати и полководцам. Хотя и не была развита форма особого землевладения, существовали владения, присущие потомственной знати, храмам, военной знати и чиновникам. Храмы выступали в качестве крупных землевладельцев. Были случаи, когда жрецы храмов сдавали земли в аренду. Земли, входящие в сельскую общественную собственность, были в распоряжении ее полноправных членов.
Достаточно развитое право обязательства использовалось при заключении договоров. В Авесте были закреплены такие виды договоров, как купля-продажа, дарение, задолженность, залог и т. д. Были определены условия заключения договоров, правила исполнения обязанностей по ним, формы и виды ответственности за их неисполнение. При заключении договора существовали способы торжественного принесения клятвы, устное согласие сторон, письменное подтверждение, рукопожатие и др. Договорные обязательства и обязательства, исходящие от вреда, причиненного чужому имуществу, отличались друг от друга.
Отметим, что с учением Заратуштры были знакомы Платон, который первым из греческих авторов упомянул о нем, Аристотель и другие античные авторы. Авеста являлась предметом изучения Гегеля, который испытал ее определенное влияние.
Сегодня чрезвычайно актуальны проблемы воспитания подрастающего поколения. С одной стороны, оно должно иметь крепкие национальные корни, а с другой — отличаться новизной мышления и подходов. В этом аспекте актуально изучение нераскрытых страниц истории, поиск ответов на вопросы, которые являются судьбоносными для нашего государства. Несмотря на все трудности, нелегкие реалии жизни переходного периода, мы смогли за короткое время раскрыть очень ценные страницы исторического прошлого. Народ Азербайджана, все глубже изучая свое историческое прошлое, доставшееся ему культурное наследие, начинает испытывать чувство безграничной гордости от сопричастности к столь богатой истории, несомненно гордится этим.
Вместе с тем обычное право, по существу, никогда не отступало с позиции регулятора общественных отношений народов Азербайджана. Более того, обычаям придаются правовые свойства, так как они имели важное значение в жизни кавказских народов.
Сравнив обычное право и нынешнюю правовую систему кавказских народов, можно создать уникальную систему права: с одной стороны, будут соблюдены обычаи, с другой — не будет нарушаться закон. Однако существуют обычаи, которые нужно запрещать, например кровная месть, кража невесты без ее согласия, выдача девушки замуж без ее согласия. Мы должны понять, что развитие нашего государства зависит во многом от народа, и поэтому нужно избавляться от того, что тормозит развитие.
Мы являемся обладателями уникального наследия: каждый гражданин, стараясь быть достойным этого наследия, должен с чувством ответственности подходить как к прошлому и настоящему, так и к будущему своей страны, которая обладает богатой историей, культурой и высокой нравственностью.
Настоящее исследование может послужить основой для продолжения изучения обычного права народов Азербайджана. В частности, в дальнейшем возможно исследование особенностей использования и развития обычаев с юридической точки зрения. Особым аспектом исследования может стать то, что данная часть науки еще мало изучена.
Литература
Азербайджанская государственность с древнейших времен до принятия ислама. URL: http://azerbaijan.az/portal/History/Middle/middle_r.html
Акбаров Р. История государства и права Азербайджана. — Баку, 2009.
История Азербайджана. Ч. 1. — Баку, 1958.
Маковельский А.О. Авеста. — Баку, 1960.
Меликова М.Ф., Байрамов Э.Р. История политико-правовых учений Азербайджана. — Баку, 1984.
Очерки по истории азербайджанской философии. — Баку, 1960.