УДК 348.97(549.1)
Страницы в журнале: 139-143
Н.В. Володина,
доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, экономических, информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции Россия, Москва nina_volodina@mail.ru
Рассматриваются причины и особенности распространения исламского фундаментализма в Пакистане. Отмечается, что в стране активно действуют исламские экстремистские и террористические организации и движения, такие как «Таблиги Джамаат*» и «Джамаат-е-Ислами*», ХАМАС* и другие.
Ключевые слова: исламский фундаментализм, исламское право, исламский совет, система исламского правосудия, шариатский суд, джихад, терроризм, религиозный экстремизм, ХАМАС («Движение исламского противления»), «Армия чистых», «Армия Мухаммеда», «Харкатул-Джихад—ал-Ислами» или «Движение исламского джихада», «Движение моджахедов».
Исторической родиной ислама считается Ближний Восток. В современном мире мировое сообщество обеспокоено проблемами распространения идей исламского фундаментализма. По мнению К.И. Полякова, распространение «чистого ислама» определяется конкретными условиями государства, избирающего исламский путь развития, или страны, где население начинает тяготеть к лозунгам «возрождения чистого ислама» [6, с. 11]. Можно отметить, что, во-первых, в конце ХХ — начале ХХI века исламским фундаменталистам удалось использовать недовольство части населения в своих целях. Во-вторых, «для мусульманина выступить против ислама означает выступить против всего того, что есть в жизни или обществе, то есть противостоять этому обществу, оказаться вне его, вне закона» [5]. Исламский фундаментализм делит мир на умму (мусульман) и весь остальной мир. Исламские радикалы считают «неверными» и исламские сообщества в тех странах, где в общественной и культурной жизни допущены отступления от норм «первоначального ислама». Эти факторы объясняют причины быстрого распространения исламского фундаментализма в тех или иных государствах, включая Пакистан.
Исламская Республика Пакистан получила свою независимость от Великобритании в 1947 году и представляет собой президентско-парламентскую республику. В связи с тем, что Пакистан долгое время был британской колонией, сложившееся пакистанское право кодифицировано и определяется правовыми положениями по британским основам. Правовая система этого государства имеет смешанный характер, отрасли права в основном базируются на английском общем праве, а личный статус и сфера уголовного права регулируются исламским правом. Система права современного Пакистана содержит основы мусульманского личного права (1937 года), о расторжении мусульманского брака (1939 года), законы о доказательствах (1872 года) и др. В немусульманских организациях действует религиозное право (каноническое).
Конституция Исламской Республики Пакистан действует с 1973 года [4, с. 603—744]. В преамбуле Основного закона страны провозглашены принципы свободы, демократии, равенства и терпимости, а также социальной справедливости, «как это предусмотрено исламом». Конституция содержит ряд исламских положений. Например, ислам в Пакистане — государственная религия (ст. 2 Конституции). Провозглашается «суверенитет Аллаха над всем миром» и предоставление народу Пакистана права осуществлять «в очерченных им границах» власть через избранных представителей. Среди принципов политики государства содержится требование обеспечить мусульманам Пакистана образ жизни в соответствии с основными принципами ислама. Для мусульман обязательно изучение Корана, законы страны должны соответствовать исламской религии, о чем декларируется в девятой части Конституции (статьи 227—231).
Согласно Конституции учрежден Совет исламской идеологии (исламский совет), который дает заключения о соответствии законопроектов исламу. Представители Совета назначаются Президентом страны на три года. Обязательным для них является знание принципов и философии ислама по Корану и Сунне.
В стране действует сложная система исламского правосудия, представленная самостоятельными органами и специальными подразделениями гражданских судов. В 1980 году образован Федеральный шариатский суд, в состав которого входят председатель и четыре члена, имеющие статус судей высших судов и трех улемов (мусульманских богословов). Решение Федерального шариатского суда может быть обжаловано в специальном апелляционном отделении Верховного Суда, состоящего из исламских судей.
Три четверти мусульман Пакистана придерживаются суннизма ханафитского толка. Численность шиитов составляет до 30%, ахмадия придерживаются около 4%. В 1974 году второй конституционной поправкой ахмадийцы причислены к немусульманам [6, c. 396—397].
Официальная идеология базируется на исламских принципах. В стране действуют сторонники исламской радикальной идеологии и идей построения исламского государства, введения законов шариата. С приходом генерала М. Зия-уль-Хака к власти основой государственной политики стала исламизация, затронувшая конституционно-законодательную и политическую сферы. В Пакистане не существует секулярных течений, партий и движений, а при выборах в обязательном порядке учитывается религиозный фактор.
До сих пор в стране не сформировалась конкретная позиция в отношении действующих групп исламистов. Что касается распространения идей радикального ислама в Южной Азии, то в первую очередь в Пакистане создается такая ситуация, которая способствует его влиянию на другие страны. Исламское государство Пакистан призвано быть домом для мусульманского региона. По мнению Викрама Суда, ныне это государство привлекает к себе внимание как очаг современного исламизма и идеологии джихада. В Пакистане движения исламистского толка поддерживаются на государственном уровне. В стране активно действуют достаточно известные исламские экстремистские и террористические организации, такие как «Таблиги Джамаат*» и «Джамаат-е-Ислами*». Признанной партией считается «Джамаат-е-Ислами», которая близка к пакистанской армии. «Таблиги Джамаат*» часто обвиняют в подпольном подборе кандидатов для джихада. Эта радикальная исламистская организация имеет крайнюю интерпретацию суннитского ислама и в результате стала поставщиком кадров для джихада в разных регионах мира. Известно, что ее последователи есть в республиках Центральной Азии и в Российской Федерации (в Чеченской Республике и Дагестане). «Таблиги Джамаат» поддерживается правительством Пакистана. В стране действуют исламистские группировки «Армия чистых», «Армия Мухаммеда», «Харкатул-Джихад—ал-Ислами», или «Движение исламского джихада», «Движение моджахедов» [2, с. 57—58].
В последние годы растет число мулл, имеющих собственные трактовки ислама, что приводит к формированию этнических группировок экстремистского направления, пропагандирующих и устраивающих террор против государства. Террор многие пакистанцы воспринимают как борьбу против американцев. Профессор исламабадского университета считает, что джихадисты имеют целью установить в Пакистане исламское правительство [9]. Радикальный ислам ваххабитского толка через Пакистан, где управляют талибы Афганистана, распространяется в Центральную Азию и Европу.
В Исламской Республике Пакистан существует ряд проблем.
Во-первых, это исламский фундаментализм и буквальное толкование исламских предписаний. Мунир Анвар определяет фундаментализм как политическое движение, стремящееся к захвату власти и установлению контроля над национальными ресурсами под флагом религии. К тому же экстремизм, по мнению экспертов, выращивается в «устрашающих темпах в государственных и частных школах страны».
Во-вторых, слабая система образования и исламизация населения, начинающаяся в школах, формируют экстремистские радикальные взгляды среди молодежи. Например, Первез Худбхой, профессор исламабадского университета Каид-и-Азам, отмечает, что сама система образования Пакистана оправдывает насилие и подготавливает будущих джихадистов, при этом выдвигается требование воспринимать ислам как законченный жизненный кодекс и насаждается представление о том, что исламу угрожают. По его мнению, все это выглядит как проект создания религиозного фашистского государства [9, с. 71—72]. Система образования Пакистана делает упор на ислам. Отметим, что население Пакистана составляет около 190 млн человек, по некоторым прогнозам через 10 лет может быть свыше 200 млн. С учетом данного фактора это государство может рассматриваться как потенциальная угроза для всего мира, и в первую очередь для стран Азии.
В-третьих, c 1977 года Пакистан поддерживает терроризм и исламский экстремизм на территориях Афганистана, Индии, Таджикистана, Судана, Саудовской Аравии, Боснии, Филиппин, США, Израиля и других государств и пытается быть лидером в борьбе за исламский порядок.
Пакистан предоставляет тренировочные базы (как на оккупированной Пакистаном территории Кашмира, так и на подконтрольных афганских территориях), а также возможность размещать на территории Пакистана штаб-квартиры террористических организаций, инфраструктуру для перемещения добровольцев из арабских и других мусульманских стран, желающих принять участие в «священной войне». К настоящему времени обосновавшиеся на территории Пакистана террористические организации проводят подготовку боевиков из многих стран, где активно действуют исламские экстремисты. По некоторым оценкам, насчитывается 37 террористических лагерей [10].
Стало известно, что Пакистан осуществляет поставки закупленного в третьих странах оружия для террористических организаций и не препятствует свободному перемещению через пакистано-индийскую границу, а также обеспечивает террористов инструкторами, в том числе сотрудниками пакистанских спецслужб. Особое внимание необходимо обратить на свободное функционирование на территории страны различных финансовых институтов, предоставляющих средства террористическим и экстремистским организациям.
Афганcкая война в 80-х годах ХХ столетия активизировала исламское экстремистское движение в Пакистане, а к 90-м годам сеть лагерей афганских моджахедов преобразована в центр исламского терроризма в Южной Азии. Первоначально террористы существовали под руководством движения Хизб-и-Ислами Гульбеддина Хекматиара.
Состав религиозных экстремистов и террористов отличается многонациональностью, они прибывают со всех континентов, особенно много из арабских стран. На территории Пакистана ведут свою деятельность исламская экстремистская организация ХАМАС, Исламский фронт спасения Алжира и др.
Созданная в 1988 году исламская экстремистская террористическая организация ХАМАС («Движение исламского сопротивления») ставит своей целью построение в Палестине исламского государства, опираясь на основы доктрины «Братьев-мусульман», а одним из средств достижения своих целей они признают «военный джихад», что отражено в принятой в августе 1988 года. Хартии ХАМАС [7].
Для вербовки, приема и сопровождения добровольцев создана организация «Мактаба-а-Хидмат», возглавляемая ныне шейхом Мохаммад Аббас Юсефом.
В Пакистане ведут свою деятельность более 240 религиозных организаций, большинство из которых преследуют цель создания Халифата, значительное число из них — террористические. Одной из известных считается «Армия чистых» («Лашкар-и-Тайба»), имеющая по всему миру связи с салафитскими движениями и сохраняющая при этом свою автономию, являясь одновременно «мозговым центром». «Армия чистых» возникла в 1987 году как вооруженное крыло исламской экстремистской организации «Марказ аль-Даваал-ул-Иршад*». Стремительно расширила свои позиции в Пакистане, создав 220 отделений по всей стране. Осуществляет планирование и руководство всей деятельностью группировки, в том числе по организации джихада и по образовательным программам.
Пакистан добивается отторжения северных территорий Индии не только из соображений военной стратегии и экономических преимуществ, но и исходя из религиозной и политической значимости конфликта: присоединение к Пакистану Кашмира — задача, поставленная основателем Пакистана Мухаммедом Али Джиной. Конфликт с Индией ставит Пакистан в ряд исламских государств, ведущих активную деятельность по распространению ислама [10].
По статистическим данным, в 2001 году, например, около 5 миллионов мужчин в Пакистане прошли курсы на террористических базах и подверглись идеологической обработке.
Вильсон Джон считает, что продвижение радикального ислама стимулируется «Аль-Кайдой*», «Талибаном», и для них выигрыш битвы за Пакистан — важный этап «торжества уммы и установления исламского господства» [3, с. 401]. Эта тенденция поддерживается активностью пакистанских исламских экстремистских групп, причем каждая из них в той или иной степени поддерживается государством.
Современные исследователи склоняются к идее создаваемого мирового хаоса, например, Ю. Бялый описал концепцию управляемого хаоса [1, с. 87—130] и считает, что исламский радикализм используется как инструмент «управляемой хаотизации». Исламский радикализм достаточно организован и распространяется по всему миру. Сама идея всемирного Халифата и заявление идеолога «Аль-Кайды» Аймана аль-Завахири о создании хаоса, переданное телеканалом «Аль-Джазира», свидетельствуют о наличии управляемости исламскими радикальными группировками.
Процессы радикализации ислама в Российской Федерации связываются экспертами с влиянием неправительственных религиозно-политических организаций, поскольку часть из них использует террор. Россия является зоной влияния радикальных исламских группировок ближневосточного происхождения.
Список литературы
1. Бялый Ю. Управляемый хаос: глобальный радикальный ислам в энергетических и транспортных войнах ХХI века / Радикальный ислам. М: МОФ-ЭТЦ, 2010.
2. Суд В. Радикальный ислам в регионе и его влияние на Южную Азию / Радикальный ислам. М: МОФ-ЭТЦ, 2010.
3. Джон В. Долгая война радикального ислама в Пакистане / Радикальный ислам. М: МОФ-ЭТЦ, 2010.
4. Конституция Исламской Республики Пакистан от 12 апреля 1973 года / Конституции стран Азии: т. 2. Средняя Азия и Индонезия. М.: Изд-во Норма, 2010.
5. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.
6. Политические системы современных государств: т. 2. М.: Эксперт- пресс, 2012.
7. Поляков К.И. Арабский восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М.: ЛЕНАРД, 2014.
8. Поляков К.И., Хасанов А.Ж. Палестинское движение сопротивления в период интифады: проблемы и противоречия. М.: Международная общественная организация «Центр стратегических и политических исследований», 2000.
9. Радикальный ислам. М.: МОФ-ЭТЦ, 2010.
10. URL: *
11. Sareen S. Pakistan army and the Jihadi is second coming. URL: * 2008/jun/11guest1.htm
12. Sood V. Can Pakistan save itself from itself.
* - Запрещены в РФ