УДК 342.56(536.4)(532)
Страницы в журнале: 130-134
Н.А. КОВЫРШИНА,
кафедра гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов
Рассматриваются историческое развитие и становление судебных систем Катара и Саудовской Аравии, их организация и принципы.
Ключевые слова: право шариата, суд шариата, суд правосудия, суд общей юрисдикции, административный суд, специализированный государственный трибунал.
Specifics of arabic east countries’ judicial systems through the example of Qatar and Saudi Arabia
Kovyrshina N.
This article describes historical development of Qatar and Saudi Arabia court systems, its organization and foundations.
Keywords: Shari’ah law, Sharia court, Court of Justice, Court of General jurisdiction, administrative court, specialized governmental tribunal.
Повышенный интерес к странам Арабского Востока вызван главенством религии и большим потенциалом этих стран. Во всех арабских государствах существует ряд особенностей формирования и организации судебной системы ввиду того, что они основаны на началах ислама. Одними из наиболее привлекательных среди стран Арабского Востока ввиду их значимости и экономических возможностей являются Саудовская Аравия и Катар, которые воплотили в жизнь большинство современных принципов государственного устройства и системы его управления.
Несмотря на то что Катар иногда относят и к странам романо-германской правовой семьи, основанная на каноническом мусульманском праве система всегда занимала особое место. До принятия так называемой временной Конституции Катара 1970 года (последующие изменения — 1995 и 1999 годов) его судебная система была весьма архаичной, в ней господствовало некодифицированное мусульманское право, не существовало четкого разграничения исполнительной и судебной власти. Суды подчинялись трем различным министерствам: гражданские суды — Министерству юстиции, суды шариата — Министерству вакуфов[1], прокуроры — Министерству внутренних дел. Законодательно принцип разделения властей был закреплен значительно позднее. Судебные дела решались непосредственно эмиром[2], который также обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти.
Нечеткое разграничение компетенции судов шариата и судов правосудия зачастую становилось в Катаре причиной возникновения труднопреодолимых проблем, что значительно умаляло права граждан на судебную защиту. Другим препятствием для справедливого отправления правосудия было то, что граждане имели право в любой момент ходатайствовать о передаче их спора (семейного или гражданского) в суды шариата. Право на обжалование в апелляционный суд любого решения сохранялось, однако в системе шариатских судов нередко встречались случаи, когда один и тот же судья рассматривал одно и то же дело в суде и первой, и апелляционной инстанции, ввиду чего терялся весь смысл подачи жалобы.
В Саудовской Аравии ранее существовала судебная система, введенная низамом[3] о судах 1975 года, в соответствии с которым до середины 1970-х годов система мусульманских судов[4] в стране имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали только два апелляционных суда (в Мекке и в Эр-Рияде), юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов заседал в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривалось одним судьей (в полном составе суд слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль высшей апелляционной инстанции и состоящим из 11 членов, отобранных из ведущих улемов[5].
Были организованы и нешариатские суды, охватывающие специализированные сферы права, самым важным из них является Комитет по жалобам (в некоторых редакциях — ведомство жалоб), созданный изначально для рассмотрения жалоб на государство. Впоследствии ему были переданы полномочия по разрешению коммерческих и некоторых уголовных споров (например, взяточничество, подделка документов), а также по рассмотрению апелляций на решения нешариатских государственных трибуналов. Эти административные трибуналы (так называемые комитеты) имели дело со специальными областями, регламентированными королевскими указами (например, трудовое и торговое право).
В обеих странах 1970-е годы знаменательны началом проведения реформ, значительная часть которых затронули и судебную систему. Больший доступ населения к осуществлению правосудия, улучшение качества работы органов юстиции, гарантии судебной защиты, четкое разграничение компетенции судов, закрепление фундаментальных принципов отправления правосудия — все это только часть того, что было воплощено в жизнь.
Конституция Катара 1970 года (статья 65) провозгласила, что судьи независимы при исполнении своих полномочий и никто не должен вмешиваться в осуществление правосудия; ограничила компетенцию шариатских судов, которые прежде занимались всеми спорами, конфликтами, правонарушениями и преступлениями. Был принят ряд кодексов: Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, — составленные на основе египетских образцов, а также различные законы: Закон 1971 года о гражданских и торговых отношениях, Закон 1981 года о коммерческих компаниях, Закон 1990 года об иностранных инвестициях и др.
13 июля 1999 г. Катар вступил в новую эпоху современной истории, когда шейх Хамад Бен Халифа аль-Тани издал указ № 11 о формировании комитета, который должен был разработать постоянную конституцию. Шейх произнес речь, подчеркнув, что конституция — это основной закон, содержащий существенные принципы государственной политики в различных областях, она направляет деятельность властей, определяет права и обязанности граждан. Правитель страны отметил также необходимость взаимодействия гражданского населения с парламентом, обозначил основные черты будущей конституции, которая должна быть создана с учетом стремления Катара занять достойное место среди стран Персидского залива и в мусульманском праве вообще, соблюдая основные арабские тенденции и религиозные принципы ислама.
Был учрежден комитет по составлению постоянной конституции, который возглавили президент и его заместитель, а также тридцать других правительственных лиц. Постановление ставило комитету условие: принятие проекта конституции в течение трех лет со дня выхода указа и отчет каждые шесть месяцев перед эмиром о сделанном. После завершения работы над конституцией комитету следовало представить ее эмиру, причем дополненную своими рекомендациями, что и было сделано 2 июля 2002 г. В проекте конституции были заложены основы общественных отношений, регулировалась работа властей, реализовалось участие граждан в управлении страной, а также гарантировались права и свободы граждан Катара. Конституция учреждала Консультативный совет (парламент), две трети которого должны выбираться свободным и прямым голосованием, а остальные члены — назначаться эмиром. Совету вверялись: законодательная власть, планирование бюджета, контроль за деятельностью министров и работой исполнительной власти. 8 июня 2004 г. эмир Катара издал указ по случаю утверждения постоянной конституции страны. 1 октября 2004 г. Конституция вступила в законную силу.
Шариат, как провозгласила Конституция, является основой права Катара. Судебная власть осуществляется судом. Решения суда оглашаются от имени эмира. Верховенство закона, уважение правосудия, его неприкосновенность, беспристрастие судей, гарантия прав и свобод — вот те принципы, на которых строится судебная система Катара.
Согласно Конституции Катара был создан Высший судебный совет, состоящий из председателя Кассационного суда, старшего заместителя председателя Кассационного суда, старшего судьи Суда кассационной инстанции, председателя Апелляционного суда, старшего председателя Апелляционного суда, старшего судьи Апелляционного суда, председателя суда первой инстанции и наделенный правом давать заключения по судебным вопросам. Ему принадлежит также право законодательной инициативы в области специальных законов для развития судебной системы.
Суд первой инстанции рассматривает все дела, включая уголовные, гражданские, коммерческие, административные и другие споры.
Все решения судов первой инстанции обжалуются в Апелляционный суд, который состоит из председателя, заместителя и судей. Жалобы должны содержать указания на нарушения теоретических положений и норм, предусмотренных исламским шариатом.
Высшей судебной инстанцией является Кассационный суд, в который обжалуются судебные акты Апелляционного суда, однако только в случае неправильного применения или на предмет толкования норм права.
Со вступлением в силу новой Конституции в Катаре существует единая система судов вместо ранее действовавшей параллельной — судов шариата и судов правосудия. Юристы уверенно поддержали такое изменение, учитывая, что оно позволит избежать путаницы и сэкономить время и усилия на стадии подачи заявления в суд. Ранее юристы должны были выбирать, в какой суд (шариатский суд или суд правосудия) обращаться. Однако суд шариата был вправе отказать в принятии заявления, указав на то, что в споре отсутствует исламский аспект. Ныне существует «единое окно» приема заявлений и запросов в судах правосудия, которое и решает, к компетенции какого суда будет отнесен тот или иной спор.
В соответствии с новым законом 2008 года создан Верховный суд, однако говорить о том, что его организация завершена, пока рано. Продолжают действовать и специальные суды (например, дорожные суды, торговые суды).
Также в судах Катара проведена компьютеризация, создана система в сети Интернет, к которой имеет доступ любой желающий (например, для получения сведений об определенном деле). Такое нововведение позволяет и судам быстро получать точную информацию о состоявшихся судебных процессах и принятых судебных актах.
Несмотря на все преобразования 1970-х годов, система юстиции Саудовской Аравии продолжала оставаться медлительной, закрытой, со слабыми гарантиями и противоречиями с новыми мировыми тенденциями в сфере отправления правосудия. В целях борьбы с таким положением король Адбулла в 2007 году издал указ о реформировании юстиции и создании новой судебной системы. Главным новшеством было создание Верховного суда и преобразование Комитета по жалобам в суды общей юрисдикции. Упомянутый указ также предусматривал внедрение прецедентного права, что возможно только со временем, после выработки соответствующей практики.
Как и в большинстве арабских стран, в Саудовской Аравии исторически сложились две судебные системы: суды шариата и административные суды. В настоящее время судебную систему шариата составляют основные органы юстиции, состоящие из судей и юристов улема. Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 году) и Высший судебный совет. Однако последней инстанцией для всех судов является король.
Суды шариата обладают общей юрисдикцией по рассмотрению большинства гражданских и уголовных дел. Суды первой инстанции делятся на суды общей юрисдикции (общие суды) и суды суммарной юрисдикции. Дела рассматриваются единолично, за исключением уголовных дел, где альтернативным наказанием является смертная казнь, отсечение или забивание камнями (рассматривается коллегиями из трех судей). Организован и суд для шиитов в восточной провинции, занимающийся семейными и религиозными вопросами. Апелляционные суды создаются в каждой провинции.
Судебную систему Саудовской Аравии можно изобразить в виде схемы (см. с. 133).
Несмотря на значительные преобразования и модернизацию, судебная система Саудовской Аравии все еще требует нововведений. И по сей день сильно критикуются круг правомочий и действия судей, которых обвиняют в недостаточности образования и пренебрежительном отношении «ко всему остальному миру». Однако кардинальные изменения исторически сложившейся и основанной на религии судебной системы возможны только спустя длительное время.
Право стран Арабского Востока всегда будет отличаться рядом особенностей, поэтому говорить о его унификации с европейским правом в полном смысле слова нельзя, несмотря на очевидные параллели построения нынешних судебных органов. Кроме того, до завершения реформ в сфере юстиции еще пройдет немало времени. Помимо приведения в настоящее время существующего положения в соответствие с введенными преобразованиями, каждый год предстоит вносить изменения в действующее законодательство.
Таким образом, на примере Катара и Саудовской Аравии можно сделать обоснованный вывод о том, что страны Арабского Востока, несмотря на значительные преобразования в законодательной сфере, сохраняют традиционные особенности своих судебных систем.
Библиография
1 В мусульманском праве «вакуф» означает имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Посвящающий свое имущество в вакуф называется учредителем вакуфа. Министерство вакуфов — это министерство, одной из функций которого является сбор религиозных пожертвований.
2 Избирается из своей среды мужчинами — членами правящей семьи Аль Тани (насчитывает 3000 человек).
3 В переводе с арабского на русский язык термин «низам» означает порядок, дисциплину, систему, в данном контексте — свод законов (закон).
4 Также их называют судами шариата. Термин «шариат» означает совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающих значительную часть жизни мусульманина и провозглашающих в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление.
5 Собирательное название для признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама, также — главный религиозный совет.