Статья

Особенности учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации

Учреждение как некоммерческая организация обладает определенной спецификой организационно-правовой формы. Правовое регулирование данной формы некоммерческой организации основано на различных законах и иных нормативных правовых актах. В статье дается краткий анализ учреждений различных видов.

УДК 340.11
 
С.А. КОНОПЛЕВ,
кандидат юридических наук,  доцент Московской академии экономики и права
 
Учреждение как некоммерческая организация обладает определенной спецификой организационно-правовой формы. Правовое регулирование данной формы некоммерческой организации основано на различных законах и иных нормативных правовых актах. В статье дается краткий анализ учреждений различных видов.
Ключевые слова: частное учреждение, государственное учреждение, муниципальное учреждение, бюджетное учреждение, автономное учреждение, общественное учреждение.
 
Feature of establishment as organizational — legal form of the noncommercial organization is the version. Legal regulation of the given form of the noncommercial organization is based on various laws and others legal acts. In article the brief analysis of establishments of various kinds is given.
 
Учреждение, являясь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, выделяется особенностями правового регулирования, основанного на различных законах и иных нормативных правовых актах, а также тем, что оно не имеет имущества на праве собственности. Это создает определенные сложности в применении правовых норм к отдельным видам некоммерческой организации.
По общему правилу, некоммерческой признается организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Основное назначение некоммерческих организаций — осуществление деятельности, направленной на достижение общественных благ, в частности, социальных, а также деятельности благотворительной, культурной, образовательной, научной и управленческой  в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон о некоммерческих организациях)).
Одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является учреждение. Законодательство устанавливает, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
Основу правового регулирования учреждений как разновидности юридических лиц составляют нормы ГК РФ, которые получают развитие и конкретизируются в законах и иных нормативных правовых актах, устанавливающих общие и специальные правила деятельности учреждений. То есть ГК РФ устанавливает общие положения об учреждениях, а особенности создания и деятельности отдельных видов учреждений определяются специальным законодательством. Так, создание, правовой статус и деятельность частных учреждений регулируется Законом о некоммерческих организациях, автономных учреждений — Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 18.10.2007; далее — Закон об автономных учреждениях), бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ, общественных учреждений — Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон об общественных объединениях), религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 23.07.2008; далее — Закон о свободе совести), благотворительных учреждений — Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 30.12.2008; далее — Закон о благотворительной деятельности), образовательных учреждений — Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13.02.2009; далее — Закон об образовании).
Учреждение может быть создано любыми собственниками — как гражданами, так и юридическими лицами (частные учреждения), а также Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (соответственно государственные или муниципальные учреждения).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы — документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Создать учреждение может как один, так и несколько собственников. Например, ст. 11 Закона об образовании предусматривает, что допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Аналогичные нормы содержатся в статьях 11 и 35 Закона об общественных объединениях.
Однако в ряде случаев специальные законы ограничивают круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании определенного вида учреждений. Так, благотворительное учреждение может быть учреждено только благотворительной организацией (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественное учреждение — физическими лицами и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6 Закона об общественных объединениях), религиозное образовательное учреждение — только религиозными организациями (ст. 5 Закона о свободе совести).
Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Первые создаются собственниками—общественными объединениями, вторые же являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется
лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями[1].
Как уже было отмечено, особенность учреждений, выделяющая их из всей массы некоммерческих организаций, заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Учреждения наделяются имуществом учредителями, которые являются собственниками этого имущества, что обеспечивает участие учреждений в гражданско-правовых отношениях.
Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, т. е. обладатель этого права не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности таких денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.
Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.
Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Что же касается имущества, приобретенного учреждением любого вида на доходы от предпринимательской деятельности, то здесь порядок обращения иной. Как и любая другая
некоммерческая организация, учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям ее создания (ст. 50 ГК РФ). Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ). При этом надо отметить, что доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенное за его счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.
Эти доходы и имущество, приобретенное на них, находятся у учреждения не на праве оперативного управления, а, как склонно считать большинство юристов, на праве хозяйственного ведения[2]. Подобные выводы построены на анализе того режима, который установлен законодательством для имущества, приобретенного учреждением на доходы от предпринимательской деятельности. Это имущество не может быть изъято учредителем, даже если учреждение использует его не для уставных целей.
 
Библиография
1 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. — М., 2006.
2 См., например: Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2000.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024