Реклама
Статья

Особенности формирования нормативно-правовой базы сотрудничества в Содружестве Независимых Государств

Н.Н. ШУМСКИЙ, кандидат экономических наук, помощник заместителя Председателя Исполнительного комитета — Исполнительного секретаря СНГ (Белоруссия, Минск) СНГ как региональное межгосударственное объединение является основной системообразующей структурой на постсоветском пространстве, позволившей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы.

Н.Н. ШУМСКИЙ,
кандидат экономических наук, помощник заместителя Председателя Исполнительного комитета — Исполнительного секретаря СНГ (Белоруссия, Минск)
 
СНГ как региональное межгосударственное объединение является основной системообразующей структурой на постсоветском пространстве, позволившей большинству постсоветских государств согласовывать свои позиции и совместно решать общие вопросы.
За 16 лет своего существования в СНГ создана нормативно-правовая база, определяющая институциональную структуру интеграционного объединения, организационно-правовой механизм взаимодействия, принципы, формы и направления сотрудничества в социально-экономической, политической, военной и других сферах совместной деятельности. 
 
Принято 1655 договоров, конвенций, деклараций, соглашений, решений, в том числе 580 актов на уровне глав государств, 1075 — на уровне глав правительств. В их числе 246 документов подписаны председательствующими на заседаниях Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ, 29 документов подписаны главами государств и главами правительств СНГ в рабочем порядке, 40 — приняты Президиумом Межгосударственного экономического комитета СНГ, Советом министров иностранных дел, Экономическим советом СНГ от имени Совета глав правительств СНГ во исполнение его решений о делегировании полномочий. (Количество документов, подписанных и ратифицированных отдельными странами СНГ в 1991—2006 гг., представлено в таблице.)
Наибольшее количество документов (22,1%) относится к организационно-правовым вопросам СНГ (декларации, заявления, соглашения и решения, документы организационного и порученческого характера). 19,8% документов регулируют экономическое взаимодействие государств (координация торгово-экономического сотрудничества, создание общего экономического пространства, регламентация финансовых и денежно-кредитных отношений, взаимодействие в области энергетики, транспорта и связи и др.). По вопросам военного сотрудничества, охраны границ и безопасности, включая военно-экономическое и военно-техническое взаимодействие, противовоздушную оборону, сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью, принято 13,9% документов.
Согласованному решению проблем в социальной сфере, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения, социальной защиты отдельных групп населения, сотрудничества в области трудовых отношений и охраны труда, здравоохранения, образования и культуры, посвящено 8,3% соглашений и решений. На взаимодействие в сфере обмена информацией направлено 4,9% общего количества нормативных актов, 3,5% документов касается сотрудничества в правовых вопросах, 3,6 — экологии, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, 3,4 — внешнеполитического сотрудничества и сотрудничества с международными организациями, 1,4% актов посвящены вопросам раздела и правопреемства собственности бывшего СССР.
Из общего количества нормативных правовых актов, принятых Советом глав государств  СНГ и Советом глав правительств СНГ, 444 документа прекратили свое действие, в том числе 170 — принятых Советом глав государств СНГ и 274 — Советом глав правительств СНГ. Часть из них (порученческого характера) была исполнена, остальные утратили актуальность в связи с истечением срока действия или по иным причинам (приняты другие документы, не установлены общая внешняя граница, единая денежная система, не созданы Объединенные Вооруженные Силы и др.). В настоящее время действующими в СНГ можно считать около 1200 документов, которые призваны регулировать взаимодействие входящих в него стран во всех направлениях многостороннего сотрудничества.
Устав СНГ 1993 года не ставит перед странами-участницами задачи достичь какой-либо конкретной цели, не налагает на страны обязанности, а лишь констатирует их намерение сотрудничать. Реализуя принципы «разноскоростной» и разноуровневой интеграции, каждая страна самостоятельно определяет, в каких интеграционных направлениях или отдельных мероприятиях и в каком объеме она будет участвовать.
В соответствии с Правилами процедуры Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ решения Советов глав государств и глав правительств по всем вопросам, кроме процедурных, для которых достаточно простого большинства голосов, принимаются консенсусом. При этом консенсус понимается как «отсутствие официального возражения хотя бы одного из государств-участников, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу». Страны, не участвующие в принятии решений, имеют право присоединиться к ним путем письменного уведомления Исполнительного комитета СНГ. Вместе с тем любая страна может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для принятия решения. Это приводит к тому, что нормативные правовые акты СНГ принимаются различным количеством голосов, при этом минимальное их количество не установлено.
Шесть государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) подписали более 90% всех нормативных правовых актов СНГ, Молдавия — более 75, Узбекистан и Украина — более 60%, Азербайджан и Грузия — более половины, Туркменистан — 29%. Всеми странами СНГ подписан (с учетом дальнейшего присоединения) только 161 документ, что составляет 9,6% общего количества документов.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье представлен обзор работы Международной конференц-секции «Финансово-правовые механизмы государственного управления в современной России», состоявшейся 20 мая 2024 г. на базе Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства...
Добавлено: 11 дней назад
Актуальность выбранной темы находится на высоком уровне, поскольку в условиях низкого уровня доверия граждан и организаций друг к другу, недобросовестности и ненадежности контрагентов повышенное внимание юристов уделяется совершенствованию правового регулирования различных способов обеспечения обязательств
Добавлено: 11 дней назад
В статье рассматриваются основные положения развернувшейся в раннесредневековой западной и восточной патристике дискуссии о соотношении свободы воли и божественного предопределения
Добавлено: 11 дней назад
Развитие современного конституционализма, а также этапы становления конституционного права Азербайджанской Республики предполагают углубленное изучение и осмысление проблем государственно-правового строительства, происходящего в зарубежных странах
Добавлено: 11 дней назад
В статье исследуются основания и процессуальные особенности проведения закрытых судебных заседаний по гражданскому процессуальному законодательству стран СНГ
Добавлено: 11 дней назад