УДК 347.469.1
Страницы в журнале: 102-104
Е.И. Химикус,
аспирант кафедры гражданского права Финансового университета при Правительстве РФ, адвокат Московской областной коллегии адвокатов, член Совета молодых адвокатов Московской области Россия, Москва hengehog3000@ya.ru
Рассматриваются отдельные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием онлайн медиации при помощи коммуникативных ресурсов сети Интернет. Отмечаются недостатки, с которыми сталкиваются участники конфликта и медиаторы в процессе применения онлайн медиации, и преимущества данной процедуры.
Ключевые слова: медиатор, посредник, процедура медиации, переговоры, нейтральная сторона спора, примирение, соглашение, онлайн медиация, сеть Интернет.
В результате глобализации, в рамках которой произошла технологическая революция, сформировались новые менее дорогостоящие и более эффективные способы коммуникации (электронная почта, скайп и другие ресурсы сети Интернет), получившие применение в сфере медиации.
В странах англо-саксонского права процедура онлайн медиации применяется довольно широко, а в России она делает первые шаги.
Используя новейшие виды коммуникации, медиатор-посредник, являющийся нейтральной стороной, способствующей разрешению конфликта между сторонами, должен произвести ряд действий, среди которых:
— обмен информацией;
— выявление проблемы;
— определение интересов каждой из сторон конфликта;
— поиск точек соприкосновения конфликтующих сторон;
— поиск наиболее подходящего выхода из сложившейся ситуации;
— обмен предложениями, встречными предложениями, аргументами между сторонами;
— определение реального положения вещей;
— составление медиативного соглашения.
Данный перечень составлен нами на основе анализа норм законодательства, научно-практической литературы [1; 2; 3], а также исходя из функций медиатора, осуществляемых при разрешении конфликта. Перечень включает наиболее важные действия медиатора и является открытым. Все указанные функции медиатор осуществляет в реальном времени и при непосредственном проведении переговоров на встрече с конфликтующими сторонами.
Мы рассматриваем медиацию в качестве альтернативного способа урегулирования различных по характеру, но прежде всего гражданско-правовых споров при участии профессионального посредника, помогающего сторонам выйти из стрессового либо конфликтного состояния и найти пути разрешения проблемы (спора). Практика показывает, что стороны в этом состоянии не могут найти общий язык. Часто конфликтующие стороны не способны самостоятельно разрешить конфликт, так как не пытаются выяснить истинную его причину. Медиатор является профессиональным лицом, стремящимся установить и устранить причину конфликта и найти правильное его решение, нейтрализуя эмоции сторон.
Таким образом, основные задачи медиатора состоят в выявлении и установлении причин, приведших стороны к невозможности договориться и разрешить конфликт.
Возникает вопрос: может ли медиатор в полной мере достичь цели примирения сторон, взаимодействуя с ними лишь при помощи современных телекоммуникационных технологий, т. е. не имея с ними личного контакта, не видя их эмоций, не чувствуя их непосредственного отношения к ситуации?
В законодательстве Российской Федерации отсутствует обязательное требование личного присутствия сторон во время проведения процедуры медиации с использованием коммуникативных ресурсов сети Интернет. Проведение процедуры медиации онлайн дает возможность сторонам и медиатору находиться в одно и то же время в разных помещениях. Общение сторон с участием медиатора осуществляется в чате (коммуникационный ресурс), который позволяет всем собеседникам видеть друг друга в конкретно заданное время. Индивидуальные (конфиденциальные) обсуждения конфликта с каждой из сторон могут быть проведены посредством электронной почты. В зависимости от местонахождения сторон и их желания совместные обсуждения и индивидуальные переговоры могут проходить синхронно либо в разное время с использованием конференцсвязи.
Таким образом, фактические и технические возможности проведения медиации с использованием коммуникативных ресурсов сети Интернет (электронная почта, скайп, конференц-связь, чат и др.) являются объективной реальностью, и отношения, связанные с их использованием в процедуре медиации, подлежат правовому регулированию.
Под онлайн урегулированием споров при помощи посредника, или онлайн медиацией, понимается форма медиации как способа урегулирования споров, конфликтов при участии нейтральной третьей стороны с применением интернет-технологий.
Зарубежная практика свидетельствует, что онлайн урегулирование споров может применяться для разрешения широкого спектра проблем — от межличностных, в том числе потребительских споров, до межгосударственных конфликтов [5]. Большой потенциал онлайн урегулирование имеет при разрешении конфликтов в сфере электронной коммерции. Так, онлайн медиация применяется на некоторых крупных интернет-сайтах, осуществляющих онлайн торговлю различными товарами. Такова международная торговая площадка eBay.com/ru, основанная в 1995 году как место торговли коллекционными и труднодоступными товарами. Поскольку на сайте еВау.com/ru ежедневно проводятся тысячи торговых операций, возникновение конфликтов, вызванных несвоевременной доставкой товара, повреждением товара в момент транспортировки, несоответствием товара, указанного на сайте, реально полученному, неизбежно. Для урегулирования конфликтов на сайте еВау.com/ru применяется онлайн медиация, правила которой включают следующие положения.
1. В случае возниковения какого-либо конфликта между продавцом и покупателем в первую очередь используется возможность поиска компромиссного выхода из спорной ситуации при помощи обмена электронными письмами.
2. Если сторонам не удалось урегулировать конфликт при помощи обмена электронными письмами, они могут связаться по телефону. При этом контактная информация может быть доступна лишь заинтересованной стороне и предоставлена ей только в том объеме, на которое противоположная сторона дала сайту еВау.com/ru свое согласие.
3. Если и телефонный разговор не помог сторонам достигнуть каких-либо договоренностей (что бывает крайне редко), сайт еВау.com/ru предоставляет своим покупателям возможность использовать ресурс под названием «Square-Trade» [4]. Ресурс основан в 1999 году с целью обеспечения субъектам — участникам онлайн торговли возможности онлайн урегулирования возникающих споров. При обращении к данному сервису стороны дают согласие на привлечение медиатора как профессионального посредника урегулирования конфликта. С этого момента обсуждение конфликта происходит при помощи медиатора посредством электронных ресурсов. В данном случае стоимость работы медиатора составляет 20 дол. США, при этом расходы распределяются между сторонами поровну. Cервис «Square-Trade» устанавливает для онлайн медиации следующие правила:
— это добровольный процесс, в рамках которого стороны взаимодействуют с медиатором;
— данный процесс работает лишь при совместном участии сторон и их обоюдном желании прийти к компромиссу;
— медиация не является судебным разбирательством;
— медиация не является процедурой, вынуждающей стороны чувствовать себя некомфортно;
— главной задачей процедуры медиации является поиск компромиссного решения, устраивающего конфликтующие стороны;
— медиатор может дать совет конфликтующим сторонам в отношении разрешения сложившегося спора лишь при условии, что обе стороны дадут свое согласие на выражение им своего личного мнения (следует обратить внимание на то, что данный пункт противоречит действующему законодательству Российской Федерации, применяемому в сфере медиации);
— медиатор не имеет права определять, какая из сторон права, а какая нет;
— медиатор не выступает в качестве судьи;
— медиатор не выступает в качестве арбитра.
Следуя данным правилам, многие крупные интернет-сайты практикуют онлайн урегулирование споров как более быстрый и менее дорогостоящий способ разрешения конфликта по сравнению с судебной защитой.
Сравнительный анализ процедур онлайн медиации и классической медиации позволяет проиллюстрировать и подтвердить этот тезис.
Классическая медиация осуществляется при непосредственном участии сторон и медиатора и имеет следующие особенности:
1. Синхронное взаимодействие: стороны полностью сфокусированы на разрешении конфликта в заданное время в заданном месте и нацелены на достижение результата, переживая одни и те же чувства и эмоции.
2. В процессе медиации преобладает устное общение. Данное обстоятельство позволяет сторонам слышать голос, интонацию друг друга.
3. Невербальная коммуникация позволяет наблюдать поведение, взгляды, жесты противной стороны.
4. Стороны имеют возможность общаться непосредственно друг с другом.
5. Стороны могут самостоятельно прийти к единственно верному способу разрешения конфликта.
6. Неприкосновенность частной жизни участников процедуры медиации гарантирована.
7. Присутствуют только определенные участники процедуры медиации, и медиатор имеет возможность контролировать ситуацию.
8. Медиатор является доверенным лицом каждой из сторон и использует информацию, полученную в результате проведения процедуры медиации, лишь в интересах сторон.
Онлайн медиация применяется при участии посредника с обязательным использованием интернет-технологий и имеет следующие особенности:
1. Несинхронное взаимодействие: стороны имеют возможность брать паузы, время на размышление и поиски советов со стороны.
2. Преимущественно письменное общение сторон (обмен электронными письмами или взаимодействие в чатах);
3. Как правило, стороны общаются только через медиатора.
4. Стороны могут не знать друг друга, а медиатор не имеет возможности контролировать процесс медиации.
5. Неприкосновенность частной жизни участников процедуры медиации не может быть гарантирована.
Таким образом, онлайн медиация кардинально отличается от классической модели урегулирования споров при помощи посредника. Она представляет собой быстрый, удобный, недорогой и эффективный способ разрешения конфликта при помощи посредника с использованием интернет-технологий. Взаимодействие участников осуществляется при помощи сети Интернет с использованием коммуникативных ресурсов. Можно выделить следующие способы проведения процедуры онлайн медиации: телефонная конференц-связь, видео-конференц-связь, электронная почта, различные чаты. При этом неурегулированными остаются вопросы организации деятельности медиатора, заключение с ним соглашения, оплата его услуг, что с организационно-правовой точки зрения усложняет процедуру.
Категория онлайн медиации в действующем законодательстве Российской Федерации, в отличие от стран англо-саксонского права, не закреплена, что порождает необходимость ее разработки и законодательного закрепления.
Список литературы
1. Лазарев С.В. Основы судебного примирения. М.: Инфотропик Медиа, 2011.
2. Лисицин В.В. Медиация: примирительное урегулирование коммерческих споров в России (прошлое и настоящее, зарубежный опыт). М.: Радуница, 2011.
3. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. David Spenser, Michael Brogan. Mediation law and practice. Cambridge University press, 2012.
5. The National Center for Technology and Dispute Resolution. URL: http://odr.info/standards/