УДК 343.9.024:336.7
Страницы в журнале: 81-84
Р.А. БРУНЕР,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России, майор полиции bruner@zakon-adv.ru
С.В. ИЗУТИНА,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России, капитан полиции
Исследуются признаки и отличительные черты офшорных зон; анализируются группы преступных мотивов использования офшорных зон; рассматривается деятельность российских офшорных компаний и значение понятия «отмывание грязных денег».
Ключевые слова: офшорная зона, бизнес, налогообложение, территория, компания, отмывание денег.
Offshore Jurisdictions: Features, the Main Motives of Use and a Control Problem Over Them
Bruner R., Izutina S.
We study the characteristics and distinctive features of the offshore zones, analyze the motives of criminal use of off-shore, consider the activities of Russian offshore companies and the meaning of “money laundering”.
Keywords: offshore zone, business, taxation, land, company, money laundering.
Офшорными зонами принято называть территории (государства или их отдельные части), в которых действует так называемый льготный порядок налогообложения. В большинстве случаев компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах, вовсе освобождаются от налогов и уплачивают лишь символические пошлины и взносы. Безусловно, этот факт является весьма привлекательным для предпринимателей.
Компании в офшорных зонах регистрируются теми предпринимателями, которые, как правило, являются нерезидентами. Заметим, что выбор той или иной офшорной зоны обусловлен особенностями бизнеса, поскольку офшорные зоны различаются по степени политической стабильности, по налоговому режиму, инфраструктуре, уровню банковских услуг, степени юридической защиты информации о деятельности компаний. Использование этих территорий для целей международного финансового и налогового планирования стало сегодня общепринятой практикой, характерной не только для мощных транснациональных корпораций и банков, но и для средних и малых компаний, а также для физических лиц во всех странах мира независимо от уровня развития последних.
В научных, общественных и деловых кругах практика ведения бизнеса в офшорных зонах оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, офшорные операции способствуют оптимизации мировых финансовых потоков и ускорению оборота капитала в международном масштабе. С другой стороны, специфика хозяйственных режимов офшорных территорий (наличие масштабных налоговых льгот и анонимных счетов, отсутствие обязательств по идентификации клиентов и раскрытию деловой информации) делает их удобной площадкой для массовых теневых сделок, недобросовестной предпринимательской деятельности и нечестной конкуренции.
Последние два десятилетия ознаменованы стремительной «офшоризацией» мировой экономики и, соответственно, резким усилением противоречивого воздействия офшоров на состояние мировых рынков и международных экономических отношений. Произошло расширение круга стран и территорий, объявивших о своем офшорном статусе (главным образом в развивающемся мире), резко увеличилось число деловых структур, зарегистрированных на этих территориях (офшорных компаний и фондов, трастов, секретарских компаний и пр.), значительно возрос перечень предоставляемых ими услуг[1]. Офшорный бизнес стал активно проникать в новые сферы экономической деятельности и на новые рынки, прежде всего на ранее закрытые рынки постсоветских стран. Наконец, заметно усовершенствовались сами методы ведения офшорного бизнеса, усложнились его формы и структура.
Необходимо отметить, что в офшорных зонах существуют разного рода ограничения на отдельные виды деятельности. Также в офшорных зонах разнятся и стоимость регистрации компании, услуг местного персонала, ежегодные пошлины, взимаемые властями.
В современной литературе и деловом обороте наряду с термином «офшорная зона» используются в качестве синонимов также понятия «налоговое убежище», «налоговая гавань».
По нашему мнению, данные дефиниции относятся к различным объектам и их отождествление нецелесообразно. Так, почти любая страна мира может рассматриваться в качестве налогового убежища в том отношении, в каком она предоставляет стимулы нерезидентным компаниям с целью содействия им в инвестировании капитала. При этом особенностью офшорной юрисдикции является не только низкий уровень налогообложения вообще, но и распространение льготного режима исключительно на нерезидентные компании, не осуществляющие деятельность на территории юрисдикции, и, что особенно важно, обеспечение эффективного режима финансовой секретности.
Большинство стран не защищают данного рода информацию от расследования правоохранительными органами иностранного государства, особенно когда расследование осуществляется в соответствии с международным договором. Отличительной чертой офшорных зон является наличие жестких правил защиты банковской и коммерческой тайны. Они отказывают в нарушении своих правил секретности даже в тех случаях, когда имеется серьезное преступление законов другой страны. Степень секретности и масштаб этих ограничений неодинаковы в различных странах.
Так, Бермуды разграничивают уклонение от уплаты налогов и другие преступные деяния. Они содействуют правоохранительным органам других стран в расследовании неналоговых преступлений, но отказывают в сотрудничестве в расследовании случаев уклонения от уплаты налогов[2]. Данные признаки являются определяющими для характеристики офшорных зон, но не исчерпывающими.
В большинстве случаев офшорные зоны имеют систему двойного валютного контроля. В этой связи существует различие по проведению валютного контроля между резидентами и нерезидентами, а также между национальной и иностранной валютами. Валютный контроль применяется только к резидентам. Но при этом нерезиденты подвергаются валютному контролю в отношении местной валюты. Также к особенностям офшоров можно отнести упрощенный порядок регистрации самих офшорных фирм, упрощенная система финансовой отчетности, а также другие особенности, которые отличаются друг от друга в зависимости от офшорных схем и отдельных видов офшорных компаний.
Наличие этих условий делает использование налоговых убежищ привлекательным для достижения как законных, так и преступных целей.
Одним из наиболее важных факторов, благоприятствующих совершению правонарушений и преступлений в экономической сфере, является режим финансовой секретности. Данный режим создает достаточно благоприятные условия для эффективной маскировки следов нарушения закона. Офшорные юрисдикции используются для создания фиктивной финансовой документации для придания видимости законности незаконной экономической деятельности и доходам, полученным от незаконной деятельности. Офшорные территории используются либо для ухода от налогов, либо для совершения или сокрытия иных экономических преступлений.
Если первую категорию причин пользования офшорными территориями можно назвать «классической», то использование офшоров для сокрытия незаконной деятельности стоит рассмотреть подробнее. Как показывает практика, пожалуй, основные претензии, предъявляемые к офшорным зонам, сводятся к двум: нечестной налоговой конкуренции и содействию криминалу, а именно накоплению и отмыванию нелегальных доходов, финансированию преступной деятельности, в том числе террористической[3].
Правоохранительные органы развитых стран накопили значительный опыт выявления и преследования тех, кто вовлечен в процесс так называемого внутреннего отмывания денег. В то же время по мере возникновения все большего количества юрисдикций финансовой секретности преимущества от сотрудничества с ними стали широко известны.
Исходя из вышеперечисленного, стоит задать вопрос: что же понимается под отмыванием денег? Это жаргонное выражение прочно вошло не только в состав газетной лексики, но и в официальные документы, даже в законодательные акты. При этом не все осознают его значение. Следовательно, иногда возникают ошибочные предположения, что любой владелец офшорной компании автоматически попадает в категорию «отмывающих».
Целью многих преступлений является получение дохода. Нелегальная торговля оружием или мошеннические финансовые схемы — эти и другие виды преступлений в результате приносят огромную прибыль, как правило, в виде наличных денег. Для легализации своих доходов деньги обычно обращаются в безналичную форму, потом проходят более или менее длинную цепочку превращений и затем возвращаются в легальную экономику[4]. Доходы от незаконной деятельности могут отмываться через офшорные организации, а затем переводиться через трасты, фиктивных лиц для приобретения недвижимости и законного бизнеса.
Такой процесс и называется отмыванием грязных денег.
Стоит отметить, что схемы по отмыванию денег следует отличать от корпоративных схем, целью которых является минимизация налогообложения. Такие налоговые схемы могут быть и законными. Но даже в тех случаях, когда они содержат какие-то исключительно налоговые нарушения, это еще не делает их объектом законодательства об отмывании.
Масштаб данной проблемы впечатляет. Так, по оценкам Международного валютного фонда, общемировой объем отмываемых денег составляет от 2,5% до 5% мирового ВВП. Негативным последствием является воздействие легализованных ресурсов на финансовые и государственные структуры и даже проникновение в них. В сложившихся обстоятельствах возможны также неблагоприятные макроэкономические последствия в виде искажения структуры спроса на деньги.
Безусловно, мировое сообщество принимает меры по противодействию легализации. С конца 1980-х годов ООН ведет деятельность в этом направлении; в рамках организации подписан целый ряд конвенций, деклараций и резолюций. Также с конца 1980-х готовит и предлагает свои рекомендации по этому вопросу Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью — совещательный орган, объединяющий центральные банки 13 развитых государств. А в 1989 году на встрече «Большой семерки» в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF). С тех пор именно эта межправительственная организация играет лидирующую роль во всемирной борьбе с отмыванием капиталов. По ее образцу были созданы несколько подобных региональных групп, объединяющих страны Карибского региона, Азии, Европы, Южной Африки. Ожидается создание таких же организаций в Западной Африке и Латинской Америке. Многие другие международные объединения, такие как Европейский союз, Совет Европы, Организация американских государств, выработали стандарты противодействия отмыванию капиталов для своих участников[5].
Несмотря на принятые меры по борьбе с отмыванием капиталов, нельзя точно утверждать, что современный банковский сектор не грешит незаконными операциями с такими капиталами. Так, Британский банк HSBC, который на сегодняшний день обвиняется властями США в недостаточно жестком контроле над финансовыми операциями, что помогало криминальным кругам отмывать деньги, согласился на сделку с правосудием и заплатит 1,9 млрд долларов. Ранее сенат США признал НSBC[6] виновным в том, что он на протяжении 10 лет фактически помогал отмывать криминальные средства мексиканским наркобаронам, различным структурам, подозреваемым в связях с террористами в Саудовской Аравии и Сирии, а также проводил незаконные финансовые транзакции с компаниями и лицами из Ирана на общую сумму 19,4 млрд долларов в обход введенных США санкций против этой страны[7].
В рамках судебного процесса в Украине будет устанавливаться суть достаточно специфических финансовых отношений между бывшим вице-премьер-министром Украины Г. Немырей, партией «Батькивщина», английской компанией, оказывающей информационные услуги, и финансовыми организациями, находящимися в разных офшорных юрисдикциях. Судебное разбирательство по иску ассоциации «Украинский правозащитный альянс» (УПА) в Подольском суде позволит выяснить структуру этих финансовых отношений и понять, кто являлся заказчиком этих услуг. «Если заказчиком информационных услуг британской пиар-фирмы действительно был на то время вице-премьер-министр Немыря, то ... оплата этих услуг со счетов в офшорах подпадает под признаки международных финансовых преступлений — отмывания денег и входит в сферу компетенции Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Если же суд выяснит, что заказчиком услуг были иностранные компании, а экс-вицепремьер выступал в роли исполнителя, то это уже другая сфера применения криминального закона. Речь может идти о международной коррупции, что открывает возможность уголовного преследования не только в юрисдикции Украины, но и в юрисдикциях Великобритании, Латвии, Панамы и Новой Зеландии»[8].
Если рассматривать ситуацию в России, в первую очередь нужно отметить, что офшорный бизнес на протяжении последнего десятилетия был особенно привлекательным для российских предпринимателей. Первой на российском рынке фирмой, занимающейся регистрацией офшорных компаний, стала швейцарская Riggs Walmet Group, открывшая свой российский филиал 29 апреля 1991 года. Пакет услуг по регистрации офшорной компании для российских клиентов эта фирма первоначально оценивала в 4 800 долл. В настоящее время офшорную компанию в России в среднем можно открыть за 500 долл.
Российские бизнесмены активно используют офшорные фирмы для международных инвестиций. Почти при каждой отечественной финансово-промышленной группе существует значительное число дочерних офшорных компаний, которые проводят сложные коммерческие сделки, как правило, связанные с ценными бумагами. Такой бизнес в России безусловно стимулируют высокие налоги внутри страны, неблагоприятный инвестиционный климат, высокие коммерческие риски, финансовая нестабильность, криминализация экономики и системы государственного управления, которые в итоге неизбежно приводят к вывозу капитала. Наиболее активно российскими предпринимателями осваивается офшорная зона на Кипре, куда ежемесячно переводится из России около 1 млрд долларов. На Кипре зарегистрировано более двух тысяч де-факто российских компаний.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, российское законодательство детально регламентирует офшорный бизнес. В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» этот бизнес отнесен к числу операций, связанных с движением капитала и регламентируемых Центральным банком Российской Федерации.
Центробанк осуществляет лицензирование такой деятельности, требуя от соответствующих фирм подробных отчетов о движении их капиталов. Российские власти пытаются контролировать офшорный бизнес и иными способами: например, запрашивают у соответствующих зарубежных банков данные о российских предпринимателях, размещающих в них свои счета. Центральный банк серьезно ограничил возможность российских банков сотрудничать с офшорными компаниями. Однако российские бизнесмены постоянно придумывают новые схемы поэтапного перевода денег в офшорные зоны[9].
Безусловно, борьба на законодательном уровне с легализацией и сделками через офшорные зоны будет продолжаться. В своем последнем послании к Федеральному Собранию Президент Владимир Путин призвал разработать меры против заключения российскими компаниями сделок через офшорные юрисдикции. На сегодняшний день, по словам главы государства, 9 из 10 сделок не регулируются российским законодательством. Причем это относится в том числе к компаниям с госучастием. В связи с этим Президент РФ поручил правительству сформировать предложения по повышению прозрачности офшоров в части раскрытия налоговой информации. При этом Путин подчеркнул, что, делая подобные шаги, государство должно исправлять собственные недоработки и отказаться от презумпции виновности бизнеса[10].
Таким образом, новости для владельцев офшорных компаний в основном неутешительные. «Налоговые оазисы» продолжают свое существование. Однако под натиском мирового общественного мнения в лице ОЭСР и FATF, а также под давлением отдельных государств офшорные зоны, как, впрочем, и другие страны, вынуждены идти на подчас радикальный пересмотр своего законодательства: снижается степень банковской тайны, повышается уровень прозрачности корпоративных структур; расширяется международный обмен налоговой информацией. Большинство налоговых убежищ уже подписались под соответствующими требованиями ОЭСР. Все это означает только одно: эпохе примитивного уклонения от налогов, а тем более отмывания капиталов при помощи «подпольных» офшоров приходит конец. Однако чтобы он наступил, помимо готовности офшорных зон к сотрудничеству требуется еще достаточный уровень развития законодательства и административной практики, как их самих, так и налогооблагаемых стран, а также расширение сети международных договоров. И все же дело идет именно к этому — к сворачиванию «подпольного» офшорного бизнеса. Возможно, он примет более легальную форму.
Библиография
1 См.: Кутаков Р.Б. Оффшорные территории в мировой и российской практике: дис. ... канд. экон. наук. — М., 2008.
2 См.: Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. URL: http://newasp.omskreg. ru/bekryash/intro.htm
3 Стоит отметить: претензии имеются также и к государствам, которые не являются офшорными, например к США — по линии Организации экономического сотрудничества и развития (далее по тексту — ОЭСР) — или к России — по линии Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее по тексту — FATF). Однако наиболее ярко эти проблемы проявляются именно в офшорных зонах. Соответственно, на них и сосредоточено особое внимание данных международных организаций.
4 См.: Офшорные зоны, не входящие в черные списки FATF. URL: http://www.4b.ru/fatf.htm
5 См. там же.
6 Британская группа HSBC Holdings была образована в1990 году как компания, контролирующая деятельность существовавшего с1865 года банка HSBC (Hongkong and Shanghai Banking Corporation). Офисы группы расположены в 88 странах мира. Чистая прибыль банковской группы в 2011 году увеличилась на 27% по сравнению с 2010 годом и составила 16,2 млрд долларов.
7 См.: РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20121211/914243085.html#ixzz2FCvSmxY
8 Адвокат Сергей Демченко, комментируя вопрос о перспективах гражданского судебного процесса с Г. Немырей в райсуде г. Киева. URL: http://politics.comments.ua/2012/11/23/373593/eksvitsepremera-timoshenko.html
9 См.: Журнал для медленного чтения. 2002. № 4—5 (5). URL: http://www.strana-oz.ru/2002/4/ofshornye-zony
10 См.: Оффшоры придется сделать прозрачнее // Последние известия. Экономика. 12.12.2012. URL: http://www.tv100. ru/news/offshory-pridetsya-sdelat-prozrachnee-66121/