Е.Г. СОЛОДОВНИКОВ,
старший преподаватель Академического Международного института,
Е.В. ВЕРБОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета
В статье рассматривается педагогическая интерпретация проблемы формирования качеств зрелой личности старших подростков.
Ключевые слова: качества зрелой личности, социализация, старший подростковый возраст, интеллектуальная зрелость, социально-личностная зрелость, эмоционально-волевая зрелость.
PEDAGOGICAL INTERPRETATION OF THE PROBLEM OF FORMATION OF QUALITIES OF THE MATURE PERSON AT THE SENIOR TEENAGE AGE (14-16 YEARS)
Solodovnikov E ,Verbovskii E.
In article pedagogical interpretation of a problem of formation of qualities of the mature person of the senior teenagers is considered.
Keywords: qualities of the mature person, socialization, growing age, intellectual maturity, social-personal maturity, emotional-volitional maturity.
Проблема формирования качеств зрелой личности на сегодняшний день особенно актуальна. В современном обществе постоянно происходят изменения, что осложняет процесс адаптации и социализации молодежи в обществе. Требования к современному человеку очень высоки, и каждый день молодому человеку надо принимать осознанные решения, достигать поставленных целей, чтобы быть в современном обществе постоянно востребованным.
Однако состояние современной проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в целом можно охарактеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов социальной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании молодежи, особенно подростков. В современных противоречивых условиях воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Существенно осложняет проблему социализации и воспитания подростков отсутствие в стране целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики, а также четкой концепции воспитания на государственном уровне. Психолого-педагогические исследования Л.С. Вы-готсккого, В.В. Зеньковского, Д.Б. Эльконина, М.Н. Скаткина, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитиной, Л.И. Новиковой, А.П. Валицкой проблемы формирования качеств зрелой личности раскрывают содержательную конкретику этого процесса, обосновывают процессы, связанные с условиями социализации, воспитания (среда, пространство) и позицией личности в этом процессе (активность, пассивность), подчеркивая гуманный характер социализации как педагогического феномена.
Проблема формирования качеств личностной зрелости носит междисциплинарный характер, ее разработкой занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, философия и др. Понятийно-терминологический аппарат по проблеме формирования качеств зрелой личности включает в себя следующие основные научные дефиниции: личность, зрелая личность, социализация личности, воспитание, духовно-нравственное воспитание, качества зрелой личности, интеллектуальная зрелость, эмоционально-волевая зрелость, социально-личностная зрелость.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, следующее:
1) формирование зрелой личности в подростковом возрасте представляет собой весьма объемную, сложную, многоуровневую систему; 2) существует множество самых разнообразных подходов к изучению проблемы формирования качеств зрелой личности в подростковом возрасте. Но единое определение зрелой личности не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить личностную зрелость. Б.Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психолого-педагогической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость» [1]. Однако эта замена, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу. Существует понятие «зрелость психического развития человека» (Б.Г. Ананьев), нашедшее свое экспериментальное подтверждение в исследовании психофизиологических функций взрослых людей (Е.И. Степанова, Н.А. Розе, А.И. Канатов, Я.И. Петров, Л.Н. Фоменко и др.). В понятии «зрелость личности» фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин своего творчества. (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н.Н. Кузьмина, В.Н. Максимова, Г.С. Михайлов и др.).
И.С. Кон считает, что «cоциальная зрелость личности — понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» [5].
Л. Кольберг подчеркивает, что зрелость — это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства и подростничества [3].
По мнению Н.В. Бордовской и А.А. Реана, у личностной зрелости четыре основных, базовых составляющих: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) [7]. Д.А. Леонтьев считает, что личностный потенциал (стержень личности) — интегральная характеристика уровня личностной зрелости, проявляющейся в преодолении личностью неблагоприятных условий ее развития посредством задействования самодетерминации на основе личностного потенциала [6].
О.С. Штепавыделяет следующие черты зрелой личности: автономность — умение доверять собственным суждениям и действовать в соответствии с ними; наличие собственной, независимой от окружения системы ценностей; контактность — способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми; самопринятие — положительное отношение к себе, несмотря на существующие недостатки; креативность — творческая направленность; децентрация — способность рассматривать явления из разных точек зрения понимания и принятие того, что другие люди могут воспринимать что-то по-иному; толерантность — терпимость к разным мыслям, непредубежденное отношение к людям и событиям; ответственность — признание себя автором определенного поступка и принятие на себя его последствий и другие [8].
В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.).
На основании изученной литературы можно сделать вывод, что зрелость личности связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением поставленных задач, с умением отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способностью преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации.
В рамках данного подхода проблема зрелости личности может рассматриваться с позиции качеств интеллектуальной зрелости, эмоционально-волевой и социально-личностной зрелости старших подростков — это наиболее сложный и малоисследованный подход, и классифицироваться следующим образом.
Интеллектуальные качества зрелой личности включают: общий уровень интеллекта (сообразительный, умеет анализировать ситуации, способен к осмысленным заключениям, интеллектуальный, культурный); развитие воображения; интеллектуальные интересы и склонность к экспериментированию и нововведениям.
Эмоционально-волевые качества зрелой личности включают: эмоциональную устойчивость (спокойный, зрелый, уверенный, чувственно постоянный, не боится сложных ситуаций); дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, развитие самоконтроля; социальную нормированность и организованность (выдержанный, решительный, обязательный, ответственный, всегда готовый к действию, основательный, упорный в достижении цели, социально-нормированный).
Коммуникативные качества зрелой личности включают: готовность к сотрудничеству, приветливость, внимательность к людям, естественность в обращении; реактивность, бодрость; в отношении к людям: дружеский, прямодушный, открытый, понимающий, умеет ладить с людьми, но в то же время твердость, серьезность, оригинальность; предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям; понимает себя, понимает других.
Становление и формирование качеств зрелой личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно явно этот процесс прослеживается в подростковом возрасте. Основной источник, из которого подросток черпает материал для познания мира социальных отношений, — стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах.
Все вышесказанное подтверждает необходимость и своевременность формирования именно в подростковом возрасте качества зрелой личности, что в дальнейшем будет способствовать максимальной самоактуализации и самореализации личности подростка. Поэтому в этот возрастной период очень важно поддержать формирование зрелой личности и организовать комплексное педагогическое обеспечение формирования качеств зрелой личности в процессе духовно-нравственного воспитания и социализации во внешкольной деятельности.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1990.
3. Гуманистические воспитательные си-стемы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). / Редактор-составитель Е.И. Соколова. Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с. Кольберг
4. Катаева-Вагнер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня. — М., «Школьная пресса», 2002, 111 с.
5. Кон И.С. Социальная психология. — М.: Воронеж, 1999. — С. 177.
6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб., 2008.
8. Штепа О.С. Психологічні особливості формування та актуалізації особистісної зрілості // Практична психологія та соціальна робота. — 2006. — №5. — С. 24-31.