О.С. ЛИВШИЦ,
аспирантка Академического международного института
Initial Public Offering (IPO) в классическом понимании — это первичное публичное размещение акций. То есть компания впервые выставляет свои акции на организованном фондовом рынке для продажи их широкому кругу институциональных и частных инвесторов. В данном определении ключевая смысловая нагрузка сосредоточена в публичности и первичности вывода акций компании на фондовый рынок. Публичность проявляется в отчуждении эмиссионных ценных бумаг (акций) эмитентом первым владельцам путем открытой подписки среди неограниченного круга лиц. Соответственно первичность заключается том, что в случае IPO вывод акций на биржу происходит впервые.
IPO необходимо отличать от доразмещения (follow-on), когда акции компании уже торгуются на бирже и путем размещения дополнительного выпуска происходит вторичное публичное размещение (примеры в России — РБК, «Седьмой континент»). Если акционеры предлагают к продаже принадлежащие им акции (как в случае с производителем соков «Лебедянский"), то это уже Secondary Public Offering (SPO) — реализация компанией ранее эмитированных бумаг. При этом, если акции проходят листинг на бирже, это делается необязательно для проведения IPO — акции компании просто выводятся для обращения на бирже (introduction). Разумеется, продажа акций на внебиржевом рынке в виде частного размещения (private placing) и размещения акций силами эмитента напрямую инвесторам (direct public offering (DPO) также не может быть отнесена к IPO, даже в случае размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (открытая подписка). Однако в российской практике и специализированной экономической литературе IPO отождествляется с любым публичным размещением акций на бирже[1].
Возможно, для экономической теории и инвестиционного процесса различия между перечисленными способами размещения акций не имеют принципиального значения. Однако, с точки зрения правового регулирования процесса первичного публичного размещения акций, такая вольная трактовка терминов представляется недопустимой. Адресность действия правовых норм предопределяет точность и выверенность формулировок, определяющих объект правового регулирования. Недопустимость расширительного толкования обусловлено возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителям установленных правовых норм. В связи чем, неправомерно требовать от всех эмитентов, публично размещающих акции, исполнения правовых предписаний, касающихся исключительно первичного публичного размещения акций.
Необходимо отметить, что например включение акций в котировальный список «В» возможно исключительно при соблюдении условия о первичном публичном размещении эмитентом своих акций[2]. Соответственно право использования эмитентом преимуществ листинга в названном списке и обязанность соблюдения остальных правил котировки акций в нем потенциально доступны только эмитентам впервые публично размещающим акции на фондовом рынке. В случае несоответствия требованию о первичном размещении акции эмитента должны котироваться в других списках биржи и торги по ним возможны только после государст