Страницы в журнале: 9-11
В.А. ИВАНОВА,
главный специалист-эксперт отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации Управления ФССП России по Республике Крым
Крым — особый регион, значимость которого для Российской Федерации сложно переоценить. Он издавна привязан к России сотнями невидимых исторических, политических и культурных нитей, разорвать которые не удалось за все время нахождения полуострова в составе Украины.
25 марта 2014 г., меньше чем через десять дней после проведения референдума о статусе Крыма (референдум состоялся 16 марта 2014 г. — Примеч. ред.), в центральном аппарате ФССП России был утвержден План организационно-штатных мероприятий Федеральной службы судебных приставов по созданию в Республике Крым и городе Севастополе территориальных органов ФССП России. Этот план в дальнейшем стал основным документом при создании Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее — Управление).
В этот же день директор ФССП России А.О. Парфенчиков направил на согласование Председателю Совета Министров Республики Крым структуру и штатное расписание нового территориального органа. 26 марта 2014 г. был подписан приказ ФССП России № 102 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым». Фактически этот день стал днем образования Управления.
Несмотря на определенные трудности, с которыми пришлось столкнуться сотрудникам Управления в ходе работы, процесс интеграции в правовое поле Российской Федерации к концу 2014 года был в основном успешно завершен.
В своей ежедневной работе судебный пристав использует множество предоставленных государством и закрепленных на законодательном уровне рычагов для понуждения должника к исполнению требований исполнительного документа. Это и возможность привлечения к уголовной ответственности по статьям 157, 177, 312 и 315 УК РФ по разным категориям исполнительных производств, и запрет на регистрационные действия, и опись и арест имущества, и временное ограничение должника в праве на выезд за пределы Российской Федерации.
После вступления в законную силу Федерального закона от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 340-ФЗ) в арсенале судебных приставов появился еще один веский инструмент, который они могут применять при исполнении служебных обязанностей: возможность временно ограничить должника в специальном праве, предоставленном ему в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.
Согласно Закону № 340-ФЗ судебный пристав-исполнитель наделен правом выносить соответствующее постановление при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом.
Стоит отметить, что принудительное взыскание алиментных платежей приобрело значительную положительную динамику именно после подписания Закона № 340-ФЗ. Еще в декабре 2015 года сотрудниками структурных подразделений Управления была проведена подготовительная работа, связанная с введением в практику новых норм: должникам, подпадающим под их действие (в основном должникам по алиментным обязательствам), были вручены уведомления о том, что в случае неисполнения без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель вправе по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.
Результаты не заставили себя ждать: в первые рабочие дни 2016 года уведомленные должники начали погашать имеющуюся задолженность. Например, в отделе судебных приставов по г. Керчи гр-н М., имевший задолженность по алиментам в сумме более 130 тыс. руб. и выплачиавший ежемесячно на протяжении достаточно продолжительного времени незначительные суммы на содержание несовершеннолетнего ребенка, погасил задолженность в полном объеме.
Аналогичная ситуация складывалась и в других структурных подразделениях Управления. Так, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Судаку Г.А. Кучалиева взыскала 624 тыс. руб. по пяти исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, заместитель начальника — заместитель старшего судебного пристава ОСП по Черноморскому району — 375 тыс. руб. по трем исполнительным производствам, судебный пристависполнитель ОСП по г. Джанкою и Джанкойскому району О.В. Прокопчук — 369 тыс. руб. по трем исполнительным производствам, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Керчи Ю.А. Хорошко — 351 тыс. руб. по трем исполнительным производствам, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району З.В. Озерская — 232 тыс. руб. по шести исполнительным производствам.
Стоит отметить, что в результате проведения комплексных мер в целом по Республике Крым прослеживается тенденция сокращения остатка исполнительных производств по взысканию алиментов.
Кроме того, нельзя не отметить работу сотрудников Управления по информационной поддержке и разъяснению среди населения основных положений Закона
№ 340-ФЗ. Так, специалистами отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации Управления были подготовлены и проведены две пресс-конференции с уча-стием и.о. руководителя УФССП России по Республике Крым А.А. Тагаева по разъяснению положений Закона № 340-ФЗ, организован выход семи новостных телесюжетов в эфире всех региональных телеканалов, одной телепрограммы, трех радиопрограмм, 12 статей в федеральных и региональных печатных изданиях. Подготовлено два информационных выпуска «Крымский приставЪ», на страницах которого разъясняются положения Закона № 340-ФЗ; ведется постоянное информационное сопровождение деятельности Уп-равления в официальных группах в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», Mail.ru, Facebook, Google+ и Twitter.