УДК 342.7:351.74
Страницы в журнале: 34-38
О.А. Степанов,
доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры РФ Россия, Москва o_stepanov28@mail.ru
Рассматривается содержание и перспективы создания механизма реализации международных стандартов прав человека и гражданина в правоохранительной сфере деятельности государства. Отмечается роль полиции и прокуратуры в этом процессе.
Ключевые слова: права человека, международные стандарты защиты прав человека и гражданина, механизм реализации международных стандартов, полиция, прокуратура.
Президент России 23 мая 2015 г. подписал Федеральный закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый закон о «нежелательных» организациях), который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус «нежелательных в России», их деятельность запрещается под угрозой административной и уголовной ответственности, а активы замораживаются. При этом Генеральный прокурор РФ и его заместители по согласованию с Министерством иностранных дел РФ наделяются правом без решения суда признавать иностранные организации «нежелательными» и прекращать их деятельность на территории страны.
Применение указанного закона, по мнению американской администрации, может ограничить работу «нежелательных» иностранных и международных организаций, что не позволит России выполнять свои международные обязательства в части защиты гражданских прав и свобод .
Между тем реализация международных стандартов защиты прав человека и гражданина как образцов деятельности, определяющих приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики государства, самым тесным образом связана с созданием механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина в правоохранительной деятельности государства.
Важно отметить, что основной перечень прав человека закреплен как во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (далее — Всеобщая декларация) [3], так и в ряде других документов, принятых международным сообществом [2; 4; 5], а также в национальных законодательных актах.
Например, в ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации установлено, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [3, с. 43]. В этом случае обязанность человека при осуществлении своих субъективных прав не ограничивать права других людей и не препятствовать осуществлению ими собственных субъективных прав и юридических обязанностей является определяющей его действия наряду с обязанностью нести ответственность за нарушение прав других людей и ненадлежащее исполнение своих обязанностей, что закреплено в пунктах 2 и 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (далее — Пакт) [8, c. 60—61]: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно, или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору» (п. 2); «Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» (п. 3). Наряду с этим в ст. 25 Пакта признается, что «каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе» [8].
В ст. 2 Декларации о праве на развитие 1986 года провозглашено, что «все люди несут ответственность за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие человеческой личности, и поэтому они должны поощрять и защищать соответствующий политический, социальный и экономический порядок, необходимый для развития» [6, с. 106].
В рамках создания механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина на государственном уровне не могут не обращать на себя внимание руководящие принципы правоохранительной деятельности, в число которых входит принцип законности. Основным его содержанием является требование к правоохранительным органам осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом.
Важнейшей составляющей принципа законности является недопустимость всякого рода ограничения прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц. Такие ограничения возможны только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством.
Следовательно, ключевым фактором в правоохранительной деятельности, нацеленной на обеспечение недопустимости всякого ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, является требование о возможности применения ими мер государственного принуждения только в случаях, предусмотренных федеральным законом. При этом сотрудникам правоохранительных органов запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Говоря о законности, важно отметить, что данное правовое явление проникает во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Это универсальный термин в юридической науке и, одновременно, многостороннее социальное явление, имеющее сложное строение и содержание. Законность в целом характеризует эффективность права и улучшение качества жизни личности и общества.
Законность тесно связана с правопорядком, который отражает то состояние организованности и упорядоченности общественных отношений, которое складывается в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм [7, с. 428—429].
Однако без осуществления контроля за обеспечением законности невозможно создание механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина как такового. При этом необходимо, чтобы система действующих общественных отношений прямо соответствовала установленному законодательству, а правовые нормы отвечали духу времени и составляли основную нормативную базу законности. Это, в частности, подразумевает, что уже на стадии нормотворчества важно сочетать интересы общества и человека, причем делать это на основе компромисса, а не подавления одних интересов другими [1, с. 187—188].
Очевидно, что нарушение должностными лицами правоохранительных органов установленных законом требований наносит обществу более существенный вред, поскольку данные лица наделены властными полномочиями со стороны государства и обладают большими возможностями по сравнению с обычными гражданами. Например, Федеральный закон 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) определяет, что в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Это положение является результатом того, что в закон включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979 № 34/169), Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 № 51/59), Декларации о полиции (принята резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы от 08.05.1979 № 690), Европейского кодекса полицейской этики (принята Комитетом министров Совета Европы 19.09.2001), Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах (утв. на 71-й Генеральной ассамблее Интерпола 21—24 октября 2002 г.).
Нормы этих документов, в основном не имеющих обязательной силы для Российской Федерации, находят свое отражение в основополагающих началах деятельности полиции различных стран мира. Как уже отмечалось, часть из них учтена и Российской Федерацией при разработке Закона о полиции. Например, во второй главе «Принципы деятельности полиции» Закона о полиции к основополагающим принципам деятельности полиции относятся: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Содержание каждого из указанных принципов раскрывается в отдельной статье Закона о полиции. Например, принцип деятельности полиции, связанный с соблюдением и уважением прав и свобод человека и гражданина, предполагает, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав человека. При этом сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Кроме того, сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Отношение к правоохранительной деятельности как к инструменту защиты прав человека нацеливает на выявление точек пересечения интересов правоохранителей с интересами населения исходя из того, что права человека определяют границы их работы и основы для осуществления полномочий в рамках закона. В связи с этим перспективы создания механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина, обусловленные осуществлением правоохранительной деятельности, в значительной степени необходимо связывать с порядком обеспечения надзора за такой деятельностью со стороны органов прокуратуры.
В качестве примера можно привести процедуру ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в России при осуществлении оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД), нацеленной на обеспечение максимальной защиты прав личности от необоснованного вмешательства государственных органов. Так, в оперативно-разыскном законодательстве с учетом международных стандартов предусмотрено право человека обжаловать действия осуществляющих ОРД органов как средство реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина1. При этом прокурорский надзор за оперативно-разыскной деятельностью допустимо рассматривать как деятельность, призванную обеспечить верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении оперативно-разыскными органами и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.
Однако в предмет прокурорского надзора за ОРД не входит, например, проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий, а также законности и обоснованности возбуждения оперативно-разыскным органом ходатайства о проведении таких мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан. Но в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами оперативно-разыскного органа, прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к ответственности (в том числе и уголовной) в установленном законом порядке.
С учетом такого подхода под механизмом реализации международных стандартов прав человека и гражданина в правоохранительной деятельности можно понимать взаимосвязанный комплекс правоотношений, обеспечивающих реализацию таких стандартов с помощью системы взаимообусловленных средств и методов. Реализация данного механизма на практике призвана способствовать обеспечению не только большей открытости и прозрачности правоохранительной деятельности, но и формированию доверия к этой деятельности у населения.
Вместе с тем очевидно, что правоохранительную деятельность во всех случаях невозможно полностью регламентировать правилами и инструкциями, четко предписывающими, что и когда следует предпринимать. Это особенно актуально в условиях проведения массовых мероприятий, таких как демонстрации, марши и митинги, в рамках которых возникает необходимость проведения арестов и задержаний. Эти действия должны гарантированно осуществляться в соответствии с такими базовыми принципами прав человека, как недопущение произвола, презумпция невиновности, справедливое судебное разбирательство, запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения. В данном случае правоохранителям следует ориентироваться на то, что уголовное расследование, т. е. установление истинных обстоятельств какого-либо уголовно наказуемого действия или бездействия предусматривает использование множества следственных методов, нацеленных на сбор информации. Поэтому сама по себе идея построения механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина должна быть связана с применением как можно более щадящих методов работы исходя из складывающихся обстоятельств, т. е. ориентации правоохранителей на соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина в рамках выполнения ими задач по предупреждению и расследованию преступлений.
Сама по себе идея механизма реализации международных стандартов прав человека и гражданина в правоохранительной деятельности схематично может быть представлена следующим образом: разъяснение прав, обязанностей, ответственности + обеспечение возможности реализации прав + применение мер принуждения + возмещение вреда при нарушении прав. Реализация этих функций может порождать разнообразие как в их толковании, так и в применении их на практике. Причем процедура разъяснения прав, обязанностей и ответственности участников правового взаимодействия формализуется как в законодательстве, так и в правоприменительной практике, наряду с определением критериев обоснованности применения мер принуждения при нарушении прав и свобод человека. Поэтому при обеспечении прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления правоохранительной деятельности важно не только знание, но и учет всего многообразия факторов, сформированных на основе международных стандартов в сфере прав человека.
Государство призвано создавать такую систему защиты прав человека и гражданина, в рамках которой не только обеспечиваются условия для реализации прав и свобод человека, но и определяются четкие юридические процедуры такой защиты. Неприятие данной аксиомы в рамках создания механизма реализации международных стандартов защиты прав человека и гражданина фактически лишает правоохранительную деятельность общесоциального смысла и перспектив совершенствования.
Список литературы
1. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989. С. 187—188.
2. Венская декларация и Программа действий (принята на Всемирной конференции по правам человека 25.06.1993). URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2000. С. 43.
4. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24.09.1993 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1998). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/defender.shtml
6. Декларация о праве на развитие // Международные акты о правах человека: cб. документов. М., 2000. С. 106.
7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учеб. М., 2000. С. 428—429.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 2000. С. 60—61.