С.В. МОЛЧАНОВ,
ученый секретарь ИНИМ РАО, кандидат юридических наук, доцент
Анализируя тенденции реформы юридического образования, автор отмечает необходимость наличия ее в концепции помимо «негативного» ( запретительного) вектора вектора «позитивного», направленного на совершенствование методологии обучения с учетом использования современных информационных технологий.
Ключевые слова: высшее юридическое образование, информационные технологиии.
Analysing the tendencies of reform of legal education, an author marks the necessity of presence of her for conception besides the "negative" ( prohibitive) vector of vector of the "positive", sent to perfection of methodology teaching taking into account the use of modern information technologies.
Keywords: higher legal education, information technologies.
На наших глазах набирает обороты инициированная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым комплексная всеохватывающая реформа высшего юридического образования. Поставленные главой Российского государства задачи по созданию всех необходимых условий для подготовки принципиально новой генерации отечественных специалистов в области юриспруденции постепенно обретают свое воплощение в рамках конкретных направлений правотворческой и правоприменительной деятельности.
В последнее время резко активизировалась ведущаяся федеральными органами государственного управления в области образования работа по созданию новых федеральных государственных стандартов высшего образования по специальности «юриспруденция».
Разумеется, подготовка такого рода документов проводится в тесной увязке с результатами контрольно-надзорной деятельности государственных структур, ответственных за соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, действующими в сфере образования на сегодняшний день.
Неудивительно, что в этих условиях итогом оценки результатов двух взаимосвязанных процессов становится понимание необходимости всестороннего совершенствования правового режима осуществления образовательной деятельности в сфере правового образования.
Однако при этом не может не вызывать некоторой тревоги то, что на обсуждение юридической общественности выносятся преимущественно идеи, предусматривающие, главным образом, развитие «негативного» вектора законодательного и подзаконного регулирования (усиление санкций за нарушение требований законодательства об образовании, уменьшение числа образовательных организаций, имеющих право осуществлять подготовку юристов, и даже введение ограничений на осуществление некоторых видов профессиональной деятельности для лиц, получивших юридическое образование в «непрофильных» высших учебных заведениях).
Представляется, что необходимая нашей стране инновационная модернизация сферы образования в области правоведения должна основываться на тщательно выверенном балансе принимаемых мер. В силу этого «негативный» (или, иначе говоря, запретительный) вектор правового регулирования, безусловно, должен уравновешиваться соответствующим «позитивным» вектором. Ориентация, как представляется, должна делаться не на запреты и санкции как таковые, а, прежде всего, на внедрение принципиально новых подходов к получению образования.
Не претендуя на охват всей сферы юридического образования, хотелось бы ограничиться общей постановкой некоторых вопросов, касающихся соответствующего совершенствования правового режима информационных ресурсов, используемых в деятельности юридических вузов.
Наиболее важными здесь представляются три аспекта такого рода совершенствования.
Первое. Мы живем в эпоху перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Информация становится основой нашей жизни. А это, помимо всего прочего, означает резкое увеличение не только значения и количества, но и роли (а также скорости) оборота (и обновления) этой самой информации.
Собственно говоря, именно эти факторы и порождают, к примеру, качественно новую сетевую информационную среду (в частности, среду Интернета).
Но быстро оборачивающаяся информация и устаревает с немыслимой ранее быстротой. Давайте посмотрим, насколько быстро стареет сейчас «нормативная среда», окружающая юриста. Нормы финансового права, к примеру, меняются едва ли не ежедневно.
А учебная литература? Кто-нибудь видел целиком адекватный любому текущему моменту учебник, к примеру, административного права?
Так не стоит ли уже сейчас обращать внимание на нормативное установление главенствующей роли сетевой образовательной среды? Среды, в которой легко поддерживать адекватное состояние нормативной базы и учебных пособий. Среды, которая предоставит учащимся доступ к такому объему отечественного и зарубежного юридического опыта, который просто не может вместить внесетевая образовательная среда.
Второе. Мы живем не только в эпоху информационного общества, но и в эпоху глобализации. Что это означает? Это означает, что, к примеру, в столичном юридическом вузе должна, условно говоря, наличествовать возможность для обучения малагасийцев, живущих в Липецке, и россиян, живущих в Осло.
Как этого достичь? С помощью нормативного закрепления и практического внедрения в жизнь системы дистанционного образования. Благо современные сетевые технологии позволяют обеспечить высокое качество дистанционного образования для всех желающих. Давайте только задумаемся, какие возможности таят, к примеру, авторские курсы известных юристов, постигаемые в режиме он-лайн в любой точке Земли.
И, наконец, третье. Обучение с использованием сетевых технологий — это, конечно, хорошо. Но существует следующий этап — практическая юридическая работа с использованием указанных технологических средств. В том числе и работа в формате дом—офис. И здесь мы выходим уже на необходимость думать о совершенствовании не только образовательного, но и трудового законодательства, в том числе и с точки зрения обеспечения надлежащих условий (в частности, специальных) гарантий молодым специалистам, адаптированным к сетевой среде, приспособленным к дистанционной правовой работе.
Все это не менее (если не гораздо более) важные вещи, чем санкции, ограничения и запреты. Не правда ли?