В.Л. РАСЛИН,
адъюнкт Академии управления МВД России
В 1999 году в Хельсинки подписана Стратегия развития отношений России с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000—2010 годы). Россия на основах взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем Евросоюза и укреплению общих позиций Европы в мире: обеспечению роста экономики и занятости в Европе по торгово-инвестиционным каналам, долгосрочному и стабильному снабжению Евросоюза на договорной основе топливными и сырьевыми ресурсами (в том числе через соглашения о разделе продукции и концессии); углубленной интеграции научного потенциала сторон и коммерциализации на рынке Евросоюза достижений российских фундаментальных и оборонных исследований и т. д.
Партнерство с Евросоюзом должно содействовать становлению позиций России в сфере формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на пространстве СНГ. Фактически, благодаря поставкам топлива, Россия становится лидером этих отношений не только на территории СНГ, но и Европы, которая заинтересована в сырьевом рынке нашей страны. Естественно, европейцы хотят быть уверенными в том, что поставки топливно-энергетических ресурсов будут постоянными, а Россия как их поставщик будет выступать на арене Евросоюза в качестве надежного гаранта исполнения обязательств поставки энергоресурсов.
Современный мир все в большей степени подвергается процессу экономической глобализации, который ассоциируется со свободным движением капитала и возрастающим влиянием глобальных рынков и транснациональных корпораций на национальные экономики[1]. В сфере права наблюдается сближение правовых систем, возрастает роль нормативных правовых актов международных организаций внутри страны. Так, в России
наметилась тенденция признания судебного прецедента в качестве официального источника права, его влияния на все сферы отношений (судебные акты являются активным регулятором в сфере гражданско-правовых отношений).
Под влиянием глобализации государствам все труднее контролировать национальную экономику (контроль переходит к мировым организациям). Возникает проблема правового урегулирования международных отношений, связанная с интересами не только государства—участника международных отношений, но и других государств.
В рамках экономических отношений России и Евросоюза последний оказывает большое влияние на развитие права нашей страны. Именно Евросоюз активно содействует вступлению России в ВТО. Вместе с тем возможности участия государства в международных организациях определяет его статус на мировом уровне.
Россия, располагающая менее 3% населения и около 13% территории мира, имеет около 10% разведанных мировых запасов нефти и 34% запасов природного газа2. Несомненно, одним из стратегически важных энергетических ресурсов является газ. Европа наряду с Китаем остро нуждается в поставках российского газа. Это обстоятельство позволяет нашей стране диктовать основные условия поставки. Однако Евросоюз стремится контролировать эти отношения в своих интересах.
В настоящее время ведутся активные переговоры между Евросоюзом и РАО «Газпром» о поставке российского газа в Европу. Примером этого может быть Северо-Европейский газопровод (СЕГ) — принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Целевыми рынками поставок по СЕГ будут Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания. Согласно целям его построения новый газопровод будет иметь большое значение для удовлетворения растущих потребностей европейского рынка в газе.
На пути СЕГ нет транзитных государств, что позволяет снизить стоимость транспортировки российского газа и исключить возможные политические риски. СЕГ напрямую свяжется с общеевропейской газовой сетью и обеспечит максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы. Особое значение СЕГ будет иметь для обеспечения бездефицитного газоснабжения Калининградской области.
Среднесрочная перспектива развития международных отношений предполагает допуск к реализации с участием фирм стран Евросоюза крупных инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных газовых месторождений, создание энерготранспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса общеевропейской экономической и энергетической интеграции. Повышение энергоэффективности в России и Евросоюзе будет рассматриваться как важнейшее средство снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и сокращения эмиссии парниковых газов в соответствии с решениями международных конференций в Киото и Буэнос-Айресе.
Между Россией и Евросоюзом на основании среднесрочной перспективы поставлена задача добиваться формирования совместной долгосрочной энергетической политики в целях создания единого европейского, а в перспективе — евразийского энергетического пространства, стремиться сформировать реалистичный и позитивный подход Евросоюза к условиям присоединения России к ВТО. Россия планирует рассмотреть с экспертами Евросоюза вопрос о наличии условий, позволяющих начать переговоры о создании зоны свободной торговли, исходит из целесообразности ее поэтапного создания после присоединения к ВТО на основании ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле от 15.04.1994 и договоренности о толковании этой статьи. Наша страна добивается, чтобы в результате образования такой зоны Россия получила доступ на рынок всего европейского экономического пространства, соответствующие обязательства были сбалансированы получаемыми преимуществами, а положения договоренности не вступали в конфликт с правовым механизмом хозяйственной интеграции СНГ, в том числе стран Таможенного союза.
Евросоюз ставит перед собой в качестве одной из перспективных задач укрепление отношений с Россией по поставке газа в Европу. Однако без четкого плана развития газовой отрасли в интересах нашей страны складывающееся положение вещей далеко не в полной мере выгодно для России. Необходимо законодательно закрепить стратегию развития этой отрасли и выработать четкий план реализации средств, полученных от продажи газа.
При достижении соответствующих договоренностей с Евросоюзом важно не только приступить к кольцеванию газопроводов и систем распределения электроэнергии европейской части России с соответствующими системами Евросоюза, а также государств Центральной и Восточной Европы, но и добиваться активного участия Евросоюза в решении финансовых вопросов, реализации проектов общеевропейского значения, в частности в сооружении новой нитки газопровода Ямал — Западная Европа и ответвлений от него в Скандинавию, а также создание европейских транспортных коридоров.
В настоящее время идет активное строительство газопроводов в различные государства, в том числе страны Евросоюза, для продажи российского газа странам Европы. Хотя разведанные газовые запасы достаточно велики (по прогнозам, их должно хватить приблизительно на 81 год), главная цель России — деятельность на благо собственного народа. Это, в частности, предполагает безотлагательное решение проблемы законодательного урегулирования поставок газа в другие страны.
На территории России действует Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (далее — Закон об энергосбережении). Объектами регулирования являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
· эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
· осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
· развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
· создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
· обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Однако Закон об энергосбережении носит в значительной степени декларативный характер. Необходимо определить принципы построения правоотношений в газовой отрасли на мировой арене. Кроме того, важно издать кодифицированный федеральный закон, который всесторонне регулировал бы отношения в газовой отрасли, так как правовая база не способна полностью охватить все те проблемы, которые нуждаются в правовом регулировании.
Целесообразно откорректировать политику государства в газовой сфере, направив ее прежде всего на социальные нужды, определив основные принципы взаимоотношений России на мировом рынке газа, проводя жесткую политику в своих интересах. Важно на законодательном уровне ограничить допуск иностранцев к разработке и добыче газа в нашей стране. Все это позволит защитить интересы народов России в рамках международного экономического сотрудничества.
Библиография
1 См.: Сорос Д. О глобализации. — М., 2004.
2 См.: Мировой энергетический кризис и газовая отрасль России // Газовый бизнес. 2005. Нояб.—дек.